КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ БИЗНЕС В КЫРГЫЗСТАНЕ?
Что такое ПИН?
Для начала необходимо получить ПИН – персональный идентификационный номер(далее ПИН), – который в налоговой будет применяться как ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). ПИН можно получить в любом центре обслуживания населения (далее ЦОН), кроме мини-ЦОНов.
ПИН для физических лиц
Если вы обладатель статуса «Цифровой кочевник», ПИН вам уже присвоен и ничего делать не нужно. Если его нет, возьмите с собой в ЦОН паспорт с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный (кыргызский) или официальный (русский) язык.
ПИН для юридических лиц
ПИН для юридических лиц присваивается при регистрации юридического лица уполномоченным органом (министерством юстиции)
Сколько времени это займет?
Для регистрации вам понадобится от трех дней до двух недель. При этом дополнительно, если вы решите самостоятельно получить разрешение на изготовление печати, то на это уйдет две недели. А если же сделаете через фирму, то это займет от трех дней до недели.
Есть шаги, которые тоже могут быть обязательными для осуществления вашей предпринимательской деятельности. К ним относятся:
✅ Изготовление печати: для ОсОО печать обязательна; для ИП не требуется, но можно изготовить по желанию; для патентов не требуется;
✅ Лицензирование (занятие некоторыми видами деятельности требует наличия у предпринимателей лицензии, например, адвокатская деятельность);
✅ Постановка на учет в Социальном Фонде Кыргызской Республики; (постановка на учет в социальном фонде осуществляется в налоговых органах)
✅ Открытие расчетного счета в банке (этот шаг также остается на усмотрение самого предпринимателя, открывать расчетный счет в банке следует, если предприниматель собирается совершать безналичные расчеты);
Регистрация ОсОО
Как для граждан ЕАЭС, так и для прибывших из третьих стран порядок регистрации акционерных обществ (АО), филиалов, представительств, обществ с ограниченной ответственностью (ОсОО) один и тот же. Для регистрации необходимо обратиться в Министерство юстиции Кыргызской Республики с установленным перечнем документов.
Если в течение 15 дней после государственной регистрации организации вы не явитесь в налоговый орган и не заявите о выбранном налоговом режиме, то территориальный налоговый орган по умолчанию определит для вашей организации общий налоговый режим. Заполняется форма № 25 – регистрационная карточка налогоплательщика, в которой указываются налог на прибыль, налог с продаж и НДС. Регистрация по этим налогам будет соответствовать дате прохождения государственной регистрации в органах юстиции.
Перечень документов
1. Регистрационное заявление по специальной форме, которую вы можете получить при подаче документов на регистрацию.
2. Решение о создании общества с ограниченной ответственностью. Образец решения можно найти на сайте Министерства юстиции http://minjust.gov.kg в разделе «Регистрация юридических лиц», приложение № 2.
3. Копию паспорта учредителя (физического лица) ОсОО с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык.
4. Копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) учредителя (юридического лица) – если оно является местным юридическим лицом.
5. Легализованную выписку из государственного реестра, удостоверяющую, что учредитель (юридическое лицо) является действующим по законодательству своей страны – если оно является иностранным юридическим лицом. Срок подачи указанной выписки не должен превышать 6 месяцев.
6. Копию паспорта руководителя создаваемого ОсОО с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык.
Что еще нужно знать при создании ОсОО?
🔹 Название вашего ОсОО не должно совпадать с наименованием другого юридического лица. Проверить название можно на официальном сайте Министерства Юстиции http://minjust.gov.kg через поисковую систему единого государственного реестра юридических лиц и филиалов.
🔹 Минимальный и максимальный размер уставного капитала для ОсОО не определен.
🔹 Количество участников может быть от 1 до 30.
🔹 ОсОО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
🔹 Документы, составленные на иностранном языке, предоставляются в регистрирующий орган с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык
🔹 ОсОО с иностранным участием регистрируется в Министерстве юстиции, без иностранного участия – в территориальных органах юстиции.
✅ Министерство юстиции КР
Прием документов ежедневно с 9:30 до 14:00
Стоимость регистрации 407 сомов + оплата за бланки
Срок регистрации 3 дня со дня предоставления документов в регистрирующий орган
Выдача документов ежедневно с 14:00 до 17:00
✅ Центр обслуживания предпринимателей: г. Бишкек, ул. Ибраимова, 152 (здание бывшего БЦ «Эльдорадо», 2 этаж)
График работы с 09:00 до 18:00
Обед c 12:30 до 13:30
В субботу и воскресенье ЦОП не работает.
Индивидуальный предприниматель на основе свидетельства
Индивидуальный предприниматель (ИП) может зарегистрироваться с получением свидетельства. Индивидуальный предприниматель не ограничен в выборе налогового режима, ИП может применять общий режим или специальный налоговый режим. К специальным налоговым относятся:
-налог на основе патента
-упрощенная система налогообложения на основе единого налога
-налоговый режим в свободных экономических зонах
-налоговый режим в Парке высоких технологий
-налог на майнинг
-налог на деятельность в сфере электронной торговли
Более распространенным считается режим на основе единого налога, где налогоплательщик уплачивает налог по ставкам в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:
а) для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной
сферы, для торговли
- 4% – в наличной форме
- 2% – в безналичной форме
б) для остальных видов деятельности
- 6% – в наличной форме
- 4% – в безналичной форме
Налогоплательщик, оказывающий услуги общественного питания, саун,
бильярда и бань, уплачивает налог в размере 8%.
Субъект швейного и/или текстильного производств уплачивает налог в
размере 0,25% в течение периода до 1 января 2027 года.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий реализацию товаров,
работ, услуг населению уплачивает налог по ставкам в следующем размере:
- в 2022 году – 0%
- в 2023 году – 1%
- в 2024 году – 2%
- с 2025 года по общеустановленным ставкам единого налога
Если вы иностранец, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо обратиться в налоговые органы по месту вашей регистрации. Если у вас есть статус «Цифровой кочевник», вам не нужно регистрироваться в налоговых органах.
Регистрация в налоговых органах
Необходимо прийти в налоговый орган по месту проживания и взять с собой копию паспорта, а также написать заявление установленной формы № 163.
С собой вы должны принести следующие документы:
- Копию паспорта в двух экземплярах (вы не должны делать копию всего паспорта, достаточно будет сделать только копии страниц с личными данными и с пропиской);
- Регистрация по месту жительства
Какие документы нужны для регистрации ИП на основе свидетельства?
Для регистрации индивидуального предпринимателя на основе свидетельства необходимо предоставить следующие документы:
- ПИН
- Регистрация по месту жительства
- Паспорт с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык.
- Заполненная форма №163
Индивидуальный предприниматель на основе патента.
Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью на законном основании, можно и не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в государственной налоговой инспекции. Достаточно будет приобрести патент на осуществление определенного вида деятельности. Это особенно удобно, если ваша деятельность не постоянная, а периодическая. При упрощенной системе на основе патента отчетность не требуется. На каждый вид деятельности выдается отдельный патент. Также вам необходимо знать, что если у вас будет два или более отдельно расположенных мест осуществления деятельности на основе патента (пункты/бюро и другие точки), то вы должны приобрести патент на каждое из таких мест.
Патент действителен только на территории того района, где он был выдан.
Как зарегистрировать ИП на основе патента?
Чтобы получить сам патент, для начала вы должны обратиться в государственную налоговую инспекцию того района, в котором вы намерены осуществлять предпринимательскую деятельность.
В государственной налоговой инспекции вы должны найти отдел контроля за применением ККМ (контрольно-кассовые машины); наличными и другими платежами. Вы обратитесь к работнику данного отдела и узнаете стоимость патента на определенный вид деятельности.
Затем пройдите в кассу, заплатите определенную сумму за патент и возьмите квитанцию об оплате.
Какие документы нужны для регистрации ИП на основе патента?
Для регистрации индивидуального предпринимателя на основе патента необходимо предоставить следующие документы:
- ПИН
- Регистрация по месту жительства
- Паспорт с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык.
- Заполненная форма №163
Сколько стоит патент?
Для граждан государств – членов ЕАЭС, осуществляющих деятельность на территории КР, коэффициент, равный 5, не будет применяться к сумме налога на основе добровольного патента.
Для остальных иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих деятельность на территории Кыргызской Республики, сохраняется применение коэффициента, равного 5, но не выше базовой суммы налога.
Прекращение предпринимательской деятельности
Для прекращения предпринимательской деятельности ИП и ОсОО необходимо выполнить следующие шаги:
- Подать уведомление о прекращении деятельности в Министерство юстиции Кыргызской Республики (к ИП не относится)
- Подать ликвидационные отчеты в налоговые органы
- Подать заявление на ликвидацию в налоговые органы. Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней. Назначается ликвидационная проверка в которой должны предоставить все требуемые отчеты и документы в налоговые органы.
- Сдать печать на уничтожение в РОВД по району регистрации
- Сдать в государственный архив перечень требуемых документов
- Сдать в Министерство юстиции заявление о ликвидации вместе с учредительными документами и справками полученными из налоговых органов. Срок рассмотрения – 10 рабочих дней (к ИП не относится)
- После получения Приказа о ликвидации с мин. юстиции отнести в налоговые органы для полной ликвидации (к ИП не относится)