Статус цифрового кочевника
Что позволяют в Кыргызстане нормативные положения о Digital nomad?
Кабинет Министров Кыргызской Республики принял положение «О пилотном проекте «О статусе «Цифровой кочевник» («Digital nomad») и порядке его присвоения иностранных гражданам», позволяющего въезжать/пребывать на территории Кыргызстана без оформления визы, регистрации по месту пребывания и наличия разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, а также содержащего сведения о персональном идентификационном номере (ПИН). Положение действует до 31 декабря 2023 года.
Что может обладатель статуса «Цифровой кочевник» («Digital nomad»):
✅ освобождается от обязанности осуществления регистрации по месту проживания на территории Кыргызской Республики;
✅ освобождается от необходимости получения разрешения на работу;
✅ автоматически получает персональный идентификационный номер (ПИН);
✅ получает разрешение на работу до 12 месяцев с возможностью продления до одного года;
✅ вправе осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность или деятельность в качестве юридического лица в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики о государственной регистрации юридических лиц (филиалов и представительств);
✅ вправе инициировать регистрацию юридического лица;
✅ вправе открывать и пользоваться счетами в банках Кыргызской Республики в порядке, определяемом Национальным банком Кыргызской Республики без обязательного осуществления регистрации по месту проживания на территории Кыргызской Республики.
Кто может подать заявку?
Соискателем статуса «Цифровой кочевник» («Digital nomad») могут выступать граждане, осуществляющие деятельность в сферах:
✅ Разработки программного обеспечения, анализа, проектирования и программирования информационных систем и программных продуктов, анализа информационных потребностей и проблем пользователей;
✅ Проектирования и разработки, поставки и документирования программного обеспечения, внесения изменений в программное обеспечение по поставленной задаче со стороны пользователя;
✅ Экспорта информационных технологий, информационных систем и программного обеспечения;
✅ Медиа искусства, включая цифровое искусство, создание виртуальной и дополненной реальности, смешанной реальности, 3D-дизайна;
✅ Анимации, графического дизайна, дизайна мультимедиа;
✅ Программирования, разработки IT-продуктов, робототехники и искусственного интеллекта;
✅ Создания компьютерных и мобильных игр, киберспорта.
Граждане каких государств могут подать заявку?
✅ Азербайджан
✅ Армения
✅ Беларусь
✅ Казахстан
✅ Молдова
✅ Российская Федерация
Куда подавать заявку?
✅ Соискатель через сайт электронных услуг выдачи разрешений на работу https://ework.e-gov.kg подает заявление на присвоение статуса «Цифровой кочевник» («Digital nomad») и заполняет анкету, затем представляет документы в уполномоченный орган в сфере труда и занятости.
✅ Заявка на присвоение статуса «Digital nomad» принимается к рассмотрению Единой системой учета внешней миграции (далее – ЕСУВМ). ЕСУВМ – информационная система по учету и контролю въезда/выезда лиц и транспортных средств через Государственную границу Кыргызской Республики, выдачи иностранным гражданам виз и разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории Кыргызской Республики, временных и постоянных видов на жительство, а также их регистрации по месту пребывания (проживания) на территории Кыргызской Республики.
✅ В случае выявления в анкете заявителя ошибок или отсутствия необходимых документов, заявление на присвоение статуса «Цифровой кочевник» («Digital nomad») возвращается заявителю для устранения ошибок или дополнения заявления всеми необходимыми документами. При этом вновь поданная анкета подлежит незамедлительному рассмотрению с направлением ответа заявителю не позднее чем в двухдневный срок.
Сколько ждать ответа?
Срок рассмотрения заявки на присвоение статуса «Цифровой кочевник» (Digital nomad) составляет 3 рабочих дня.
Сколько нужно платить?
За присвоение статуса оплата не взимается. Получатель статуса «цифровой кочевник» будет освобожден на 1 год от необходимости получения визы (годовая многократная виза – $225), получения разрешения на работу (10-20 тыс. сомов), регистрации по месту временного пребывания, а также автоматически получит ПИН, будет получать в упрощенном порядке услуги в Минюсте и ГНС.
Какие документы нужны?
Перечень необходимых документов для рассмотрения ходатайства о присвоении статуса:
✅ документ, удостоверяющий личность, все части и реквизиты которого соответствуют установленным компетентными органами выдавшего его государства образцам, надлежащим образом оформлен и скреплен уполномоченными на то органами, не просрочен, принадлежит предъявителю и не имеет подделок. Документы заявителя подлежат переводу на государственный или официальный язык (русский) Кыргызской Республики. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены на базе систем уполномоченных государственных органов в сфере труда и занятости.
✅ цифровая фотография (изображение должно быть четким, лицо и верхняя часть плеч должны полностью помещаться на снимке, фотографируемый должен смотреть прямо в камеру);
✅ выписка о доходах (выписка из банка о доходах за выполненные услуги по контрактам за один год, предшествующий дню подачи заявления) либо копии вновь заключенного договора, трудового контракта или договора об оказании услуг в период с 2021-2022 годы и/ или на предстоящее выполнение работ и услуг в соответствии с пунктом 7 настоящего положения.
Из-за чего могут отказать?
Соискателям отказывается в случаях, если:
✅ они совершили преступление против мира и безопасности человечества;
✅ они разжигают межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;
✅ они выступают против суверенитета и независимости Кыргызстана, призывают к нарушению единства и целостности ее территории;
✅ они были осуждены за террористическую деятельность или за убийство;
✅ они при подаче ходатайства сообщили о себе ложные сведения;
✅ если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан КР.
В случае отказа иностранному гражданину в получении статуса «Цифровой кочевник» («Digital nomad») уполномоченный государственный орган в сфере занятости и труда информирует соискателя либо направляет ему электронную выписку.
В каком виде выдается присваивается статус «цифрового кочевника»?
Статус «Цифровой кочевник» («Digital nomad») выдается в виде электронного документа, имеющий специальный QR-код со ссылкой на этот электронный документ, зарегистрированный в базе данных уполномоченного государственного органа.
Иностранный гражданин, получив статус «Цифровой кочевник» («Digital nomad»), при необходимости, осуществляет распечатку документа на бумажном листе.
При этом распечатанный документ может быть проверен путем сканирования QR-кода и проверки документа по базе данных уполномоченного государственного органа.
Как ввезти семью?
Если соискателю был предоставлен статус, то его близкие родственники - супруг (супруга), несовершеннолетние дети, а также другие лица, находящиеся на его иждивении, имеют право получения соответствующих разрешительных документов для въезда и пребывания в республике.