-
Компания зарегистрированы в Кыргызской Республике, применяем общий режим налогообложения, осуществляем экспорт/реализацию за пределами территории Кыргызской Республики. В связи с валютными операциями сталкиваемся со следующим вопросом, по которому просим дать разъяснение.
Суть ситуации:
Мы получаем аванс от покупателя (контрагента за пределами КР) в иностранной валюте (например, USD). Пусть сумма — 1 000 USD, курс на дату получения аванса — 87,0 сом.
Поставка (отгрузка) осуществляется позже, когда курс НБКР составляет 86,5 сом.
По бухгалтерскому учёту (МСФО) аванс признаётся по курсу получения (87,0), и не происходит его переоценка до выполнения обязательства.
Однако при оформлении электронного счёт-фактуры (ЭСФ) мы выписываем его по курсу НБКР на дату выписки/отгрузки (86,5).
В результате возникает курсовая разница в размере (87,0 – 86,5) × 1 000 USD = 500 сом. Эта разница отражается в 1С вручную, оформляется бухгалтерская справка.
В практике налоговой службы встречаются вопросы: обязан ли мы при выписке ЭСФ применять курс на дату получения аванса либо курс на дату выписки/отгрузки; как учитывать курсовые доходы/расходы в целях налогообложения; можно ли применить вычет по курсовым расходам.
Вопросы для разъяснения:
При оформлении ЭСФ по реализации, по которой ранее получен аванс с определённым курсом, обязаны ли мы использовать курс НБКР на дату получения аванса (87,0 сом), либо курс НБКР на дату выписки/отгрузки (86,5 сом)?
При наличии нескольких авансов, полученных в разные даты и по разным курсам, как правильно выбрать курс для ЭСФ?
Курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курса между датой аванса и датой отгрузки — могут ли они учитываться в составе расходов (или доходов) для целей налогообложения по общему режиму? Каким образом необходимо их отражать?
В случае оплаты аванса поставщику (и последующего поступления товара) с разным курсом: можно ли аналогично учитывать курсовые разницы и отражать их проводками в 1С, и учесть в налоговой отчётности?
Просим Министерство экономики (либо рекомендовать соответствующее ведомство) дать официальное разъяснение по указанным вопросам, а также указать, есть ли установленная практика либо методика для таких ситуаций.
Заранее благодарим за ответ.
-
Вычеты претензия штрафы
№ 18036
ООО «А» (далее — «Компания») осуществляет деятельность в качестве трейдера и поставщика нефти. В рамках хозяйственной деятельности Компания заключает договора с производителем-поставщиком ООО «Б», далее — контрагент Б, и с покупателями нефти (т.е. контрагентами Компании).
В связи с выполнением условий транспортировки (подачи вагонов, выгрузки и т.д.) Контрагент Б выставляет Компании претензии (в виде штрафов, пени, платы за сверхнормативное использование вагонов, простои и др.). Компания либо пере выставляет эти суммы своему покупателю, либо оплачивает их самостоятельно и затем рассматривает как часть своих затрат.
В связи с этим просим разъяснить следующее:
Вопрос 1. Может ли Компания при определении налогооблагаемой прибыли включать суммы штрафов/пени/претензий по договорам с контрагентами в расходную часть (вычет) в соответствии с Налоговый кодекс Кыргызской Республики (далее — «Кодекс»)?
Вопрос 2. Если да:
• какие условия должны быть соблюдены (документальное оформление, взаимосвязь с доходом, экономическая обоснованность, первичные документы и т.д.)?
• существуют ли ограничения по виду штрафов/пени/претензий, которые нельзя включать (например, штрафы за нарушение законодательства, административные санкции и др.)?
Вопрос 3. Являются ли указанные штрафы (штрафные неустойки), предъявленные в рамках хозяйственного договора и подтвержденные претензионным письмом, и актами между сторонами расходами, связанными с получением дохода, вопрос в этой ситуации компания которая оплатила штрафы может брать на вычеты из СГД?
Внизу текст письма претензии:
В соответствии с Контрактом Nº 07/24-СС от 19 июля 2024 г., заключенным между нашими предприятиями (с учетом заключенных Дополнительных соглашений, Изменений) (далее - Контракт), Покупатель обязан обеспечить нормативное время нахождения в/цистерн на территориях транзитных и сопредельных государств. В случае превышения нормативного времени нахождения в/цистерн на территориях транзитных и сопредельных государств, по требованию Поставщика, Покупатель обязан уплатить штраф (штрафная неустойка).
Согласно изложенным положениям Контракта, Ваше предприятие при транспортировке Товара по Дополнению Nº C-5-1 от 11 ноября 2024 г.; Дополнению Nº С-5-2 от 11 декабря 2024 г. допустило сверхнормативную задержку собственных (арендованных) цистерн за пределами территории РФ. За сверхнормативный простой оплата производится Покупателем, а следовательно, в силу принятых на себя обязательств должно уплатить Поставщику штраф в общей сумме 1 025 024,00 (Один миллион двадцать пять тысяч двадцать четыре и 00/100) рубля
Предлагаем Вам, в соответствии с положениями Контракта, в течение 20 календарных дней направить возражение на претензию с подтверждающими документами. Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований претензии.
В случае удовлетворения претензии, просим перечислить указанную сумму штрафа на расчетный счет Поставщика в течение 10 (Десяти) календарных дней с даты настоящей претензии. При этом при оплате штрафа Покупатель в графе «Наименование платежа» платежного поручения должен указать дату и номер Контракта Поставщика
-
Применение статьи 236 пункт 7
№ 18035
Компания является работающей на общем режиме с учётом пункта 7) статьи 236 НК КР нам важно удостовериться, можно ли включать аналогичные расходы в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, или они подлежат исключению.
В целях корректного ведения налогового учёта и формирования налоговой базы просим Вас разъяснить следующий вопрос, связанный с применением пункта 7) статьи 236 «Расходы, не подлежащие вычету» Налогового кодекса Кыргызской Республики.
Согласно пункту 7) статьи 236 НК КР:
«любые расходы, понесенные за иное лицо, кроме случаев, когда существует подтверждение факта того, что данные расходы были произведены с целью оплаты оказанных услуг, связанных с получением дохода».
Просим Вас разъяснить следующие аспекты:
1. В каких конкретных случаях (виды расходов-заказчиков, услуг, подрядчиков и т.п.) применимо ограничение пункта 7) статьи 236 НК КР? То есть какие ситуации подпадают под формулировку «расходы, понесенные за иное лицо».
2. Что именно считается подтверждением факта, что расходы были произведены «с целью оплаты оказанных услуг, связанных с получением дохода»? Требуется ли отдельное соглашение/договор между сторонами, акт об оказании услуг на имя налогоплательщика, либо иной документ?
3. Каковы последствия и порядок учета, если расходы классифицируются как «за иное лицо» и подтверждения цели получения дохода нет: исключается ли соответствующая сумма из налогового вычета по налогу на прибыль, либо требуется дополнительное разъяснение/документирование?
-
О рассмотрении письма, исх.№01 от 27 октября 2025 года
№ 18034
Добрый день! Подскажите, кому передано наше обращение, исх.№01 от 27 октября 2025г.? ОсОО "Нурмет Инжиниринг"
-
Здравствуйте. Вчера на почту mailoo@mineconom.gov.kg отправлено было письмо от ОсОО "Мимоза", можно пжл вх.№ и ФИО исполнителя и его номер для связи.
-
У ИП Егорова С.В. есть имущество - нежилые здание и помещение (2
группа и 3 группа) в городе Бишкек в ленинском, первомайском, октябрьском,
свердловском районах.
В марте 2025г мы сдали информационный расчет на имущество 2 и 3
группы в один район по месту налоговой регистрации ( октябрьский район) согласно
налоговому кодексу Статья 382 пункт 2 . на данный момент
произведена оплата за 1,2,3,4 кварталы 2025г.
В августе 2025 г приняли поправки, согласно которым информационный расчет на имущество 2 и 3
группы должен сдаваться согласно местонахождению нежилого имущества.
Подскажите как быть в этой ситуации отчеты по налогу на имущество 2
и 3 группы сданы и налоги оплаченны по месту налоговой
регистрации в октябрьский район в марте 2025 года. Если сейчас мы будем
пересдавать уточненные отчеты за 2025 год в районы по месту нахождения
имущества(в первомайский , ленинский, свердловский) то будет
начислена пеня большой суммы. Но мы сдали отчеты и произвели
оплату по налогу на имущество вовремя согласно налоговом кодексу
который действовал в марте 2025 года.
Почему мы должны оплачивать пеню за закон принятый задним числом?
Как нам сейчас поступить в данной ситуации что бы избежать начисления
пени и сдать все отчеты по закону?
-
Наша организация, применяет единый налоговый режим и оказывает услуги по выкупке товаров за рубежом (Китай, страны СНГ, Америка) для наших клиентов. При этом:
Товар нам не принадлежит, выкуп осуществляется от имени и в интересах клиентов;
Доставка товаров организуется сторонней транспортной компанией, оплата за доставку производится нашей организацией.
В связи с этим просим разъяснить:
Какие налоговые обязательства возникают у нашей организации по единому налоговому режиму с учётом того, что товар не принадлежит нам, а услуги по выкупке осуществляются для клиентов?
Как учитывать доходы и расходы, если доставка товаров выполняется сторонней фирмой и оплачивается нами?
Следует ли отдельно выделять доходы от услуг по организации доставки и каким образом учитывать их при расчёте единого налога?
Требуется ли уплата дополнительных налогов при взаимодействии с иностранными контрагентами и как правильно оформлять документы для налогового учёта в данной деятельности?
Просим предоставить подробные разъяснения для корректного исполнения налоговых обязательств.
--
ООО «КНОПКА»
+996 552 833899
-
Трудовые взаимоотношения с директором
№ 18029
Обязанно ли ОсОО Заключать Трудовой Договор с Руководителем организации, и выплачивать ему ежемесячно доход, в случае если директор так же является одним из учредителей. Можем ли мы не заключать Трудовой договор, так как выгода Директору, будет выплачена в последствии в виде Дивидендов.
-
Селькохозяйственная продукция
№ 18028
Согласно "Главе 21. Налоговый учет" НК КР в редакции от 10 июля 2025 года, "Статья 174. Термины и определения, используемые в Особенной части настоящего Кодекса" , "41) сельскохозяйственный производитель - организация или индивидуальный предприниматель, производящий сельскохозяйственную продукцию, а также продукты переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства, кроме подакцизных товаров, при условии, что выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки составляет не менее 75 процентов от общего объема реализации товаров, работ, услуг в течение календарного года, без учета выручки от реализации основных средств, принадлежащих данной организации или физическому лицу;"
Прошу дать разъяснение термину "сельскохозяйственная продукция"
Мы хотим импортировать луковицу для тюльпана из третьих стран, вырастить на территории Кыргызской Республики, и реализовать Тюльпаны на внутреннем рынке Кыргызской Республики, можем ли мы в данном случае тюльпаны считать "сельскохозяйственной продукцией", а так же будем ли мы считаться "сельскохозяйственным производителем" .
-
предложение по проекту закона "О конкуренции"
№ 18027
По законопроекту «О конкуренции»
Настоящим ОЮЛ «Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов)» (далее по тексту «АППД») выражает свое почтение и просит рассмотреть следующий вопрос:
17 октября текущего года на сайте Коомталкуу на общественное обсуждение был опубликован законопроект, которым предлагается Закон Кыргызской Республики «О конкуренции» в новой редакции: https://koomtalkuu.gov.kg/ru/view-npa/5329.
Эксперты АППД внимательно изучили предлагаемый законопроект и выражают опасения несколькими направлениями, которыми предлагается дополнить закон:
1. • Обязательность антимонопольного мониторинга для субъектов с выручкой свыше 50 млн сомов. Данный объем выручки Налоговым кодексом признан для малого бизнеса, т.к. позволяет применять льготную ставку единого налога, опираясь на Налоговый кодекс КР и мнение экспертов предлагается обязательный мониторинг отменить.
2. Расширяются полномочия антимонопольного органа без чётких процессуальных гарантий, что может способствовать возникновению коррупционных рисков
3. Возможность принудительного разделения бизнеса по решению антимонопольного органа без решения суда, что, требует дополнительной оценки, так как, возможно, не вполне соответствует Конституции Кыргызской Республики.
Также АППД с настоящим письмом направляет Сравнительную таблицу предлагаемых изменений в законопроект.
-
Оптовый рынок Дордой
№ 18025
11.09.2025 ( сентябрь) был совершен оптовый заказ через байера рынка Дордой - и выкуплен товар на сумму 1.200.000 сом
Далее этот товар был отправлен через Альфа Карго
После чего сообщили о том, что наш товар застрял на границе с Казахстаном и был отправлен на склад. Нам сказали ожидать, и что скоро его нас привезут
После этого мы совершили заказ на сумму 850.000 сом также через байера, где точно уверяли, что товар будет в течение 15 дней у нас.
Но сегодня 29 октября 2025 нас сообщил байер, что весь товар, который мы заказывали от 11.09.2025. 29.10.2025 был возвращен им обратно в мешках
И теперь нужно там оформлять как-то его по-другому.
Мы ожидаем первую партию уже практически два месяца, заместо 5-6 дней обычной доставки, и также отправка от 17 октября уже не успевает в сроки естественно.
Тот товар который мы заказали он уже не актуальный для нас, и мы хотим его вернуть обратно поставщикам.
Подскажите, пожалуйста, в данном случае поставщик отказывается делать возврат вещей. Законно ли это?
Почему в этой ситуации страдает только получатель?
-
Вопросы по налогообложению швейного производства
№ 18023
Здравствуйте. Вопросы про швейное производство:
1) Швейники по поручению своих заказчиков c РФ отшивают изделия, заказчики высылают деньги на ткань и фурнитуру, которые швейниками приобретаются на рынке "Мадина".
Вопрос как швейники должны считать свои налоги:
а) Швейное производство - 0,25%?
б) либо как предоставление услуги - 4 или 6%?
в) либо как торговля - 2 или 4%?
2) Швейники по поручению своих заказчиков c КР отшивают изделия, на деньги Заказчика приобретаются ткань, фурнитура.
Вопрос как швейники должны считать свои налоги как:
а) Швейное производство - 0,25%?
б) либо как предоставление услуги - 4 или 6%?
в) либо как торговля - 2 или 4%
3) Швейное производство отшивают свои изделия соблюдая весь производственный процесс начиная с покупки ткани, фурнитуры, лекало и т.д. до готового продукта и реализуют на маркетплейсах (например Вайлдберриз).
Вопрос как они должны платить налоги как:
а) Швейное производство - 0,25%?
б) либо как торговля - 2 или 4%?
4) Предприниматель не имея своего швейного цеха берет заказ на изготовление одежды, несет расходы на оплату швейному цеху за пошив и далее продает готовые изделия Заказчику, то в этом случае данная деятельность будет считаться как предоставление услуги или как реализация товара?