Министерство экономики и коммерции КР информирует о том, что по итогам общественного обсуждения и согласования с государственными органами 18 ноября 2022 года внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере налогообложения» (Налоговый кодекс КР и др.).
Проект разрабатывался межведомственной рабочей группой, образованной по приказу Министерства экономики и коммерции КР, из числа представителей государственных органов и бизнес-сообщества.
Основной целью и задачей проекта Закона является реализация Указов Президента страны «О поддержке субъектов малого предпринимательства, создании благоприятного налогового и таможенного климата» от 2 декабря 2021 год и «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 26 июля 2022 года, а также создание условий для добросовестной конкуренции и сокращения теневой составляющей экономики.
Основные направления законопроекта:
1) Расширение режима единого налога
Расширение режима на основе единого налога без ограничения объема выручки.
При этом, будут установлены ставки:
1) для производства и реализации товаров:
- в безналичной форме в размере 2%;
- в наличной форме в размере 4%.
2) для оказания работ и услуг:
- в безналичной форме в размере 4 %;
- в наличной форме в размере 6%.
2) Освобождение малого бизнеса
Предусмотрено бессрочное освобождение от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей с годовым объемом выручки от реализации товаров, работ, услуг до 8 млн сомов, выполняющие требования по применению ККМ, а также уплачивающие страховые взносы по государственному социальному страхованию.
3) Сниженные ставки единого налога взамен патента
Предлагаются пониженные ставки единого налога для субъектов торговой деятельности, за исключением производителей, импортеров, дистрибьюторов и субъектов, реализующих горюче-смазочные материалы, лекарственные средства и медицинские изделия, при условии обязательного применения контрольно-кассовых машин и/или электронных счетов-фактур в размере:
а) 0,5% - с годовым оборотом до 30,0 млн. сомов;
б) 1% - с годовым оборотом от 30,0 млн. сомов до 50,0 млн. сомов.
4) Повышение ставок налога с продаж в связи со снижением ставок единого налога до:
а) 3% - в случае реализации товаров в адрес субъектов, осуществляющих деятельность по патенту, единому налогу с пониженной ставкой налога и в зонах торговли с особым режимом;
б) 4% - в случае реализации товаров в адрес обезличенных субъектов.
5) Продлевается на 1 год ставка налога с продаж 0% при безналичных платежах при реализации субъекту на общем режиме и субъекту на едином налоге с обычными ставками 4% при наличном расчете и 2% при безналичном расчете.
6) Снижение ставки по единому налогу для налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания
Предусмотрено снижение ставок по единому налогу для услуг общественного питания без ограничения по объему выручки.
Ставка единого налога для субъекта общественного питания снижается
с 8 % до:
1) в городах Бишкек и Ош:
а) 6% – в наличной форме;
б) 4 % – в безналичной форме.
2) на остальной территории КР:
а) 5% – в наличной форме;
б) 3% – в безналичной форме.
7) Стимулирование развития туристической отрасли
В целях поддержки туристической отрасли проектом предложено предусмотреть в рамках единого налога категории туроператорской и турагентской деятельностей без ограничения по объему выручки.
Для туроператорской деятельности ставка единого налога:
а) 4% – в наличной форме;
б) 2%– в безналичной форме.
Для турагентской деятельности в размере 8%.
При этом для субъектов турагентской деятельности налоговой базой является агентское вознаграждение.
8) Развитие Парка креативных индустрий
В целях стимулирования субъектов предпринимательства в сфере креативной экономики и увеличения инвестиционной привлекательности Парка креативных индустрий, законопроектом предлагается для резидентов Парка креативных индустрий предлагается установить ставки единого налога в размере:
а) в 2023 и 2024 годах – 0,5%;
б) в 2025 и 2026 годах – 1%;
в) с 2027 года – 2%.
9) Снижение размеров штрафов
Снижены размеры штрафа за нарушение требований по применению контрольно-кассовых машин в части невыдачи кассовых чеков, предполагающее применение взыскания в виде предупреждения за первое правонарушение и градацию размеров штрафов за последующие правонарушения от 5 расчетных показателей для физических лиц и 50 расчетных показателей для юридических лиц.
Также проектом Закона предлагается, что в случае уплаты штрафов за налоговые правонарушения в течение 15 календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа размеры штрафов уменьшаются
на 70%.
10) Снижение размеров страховых взносов для субъектов единого налога
Для субъектов единого налога размеры страховых взносов снижаются с 1900 сом до 800 сом, то есть как в патенте.
(Устанавливаются для ИП ставки тарифов страховых взносов в размере 6% от размера среднемесячной заработной платы в разрезе районов и городов КР без учета данных по предприятиям и организациям, уровень среднемесячной заработной платы которых более чем на 50% превышает средний уровень заработной платы по республике в целом).
11) Создание специального налогового режима для зон торговли с особым режимом
Предусматривается создание специального налогового режима в Налоговом кодексе КР. Субъекты зоны торговли с особым режимом уплачивают сумму налога по торговой деятельности (крупные оптово-розничные рынки республики, включенные в объекты стратегического значения) в зависимости от заявленной суммы годового объема выручки.
Субъекты таких зон будут освобождены от обязательства применения ККМ и годовую сумму налога на ведение такой деятельности будут уплачивать на ежемесячной основе равными долями в размерах, установленных в зависимости от годового оборота.
12) Включение простаивающих промышленных предприятий КР в перечень преференциальных видов промышленной деятельности подлежащих льготному налогообложению
Проектом Закона предлагается, что Кабинет Министров утверждает перечень промышленных предприятий, преференциальных населенных пунктов и видов промышленной деятельности, осуществляемых на территории данных населенных пунктов, подлежащих льготному налогообложению.
Порядок и критерии включения промышленных предприятий в перечень, указанный в настоящей части, определяются Кабинетом Министров
Для включенных в указанный перечень предприятий будут предоставлены льготы по налогу на прибыль, НДС, НсП.
13) Возникновение обязательства по уплате налога с продаж для застройщиков
Согласно новой редакции Налогового кодекса для застройщиков установлена ставка налога с продаж в размере 2%.
В целях поддержки строительного сектора проектом предложено внесение изменений в Налоговый кодекс КР, согласно которого к договорам долевого строительства, заключенным до 1 января 2022 года, действуют нормы Налогового кодекса КР от 17.10.2008 года в течение срока до 1 января 2024 года.
14) Налогообложение услуг в сфере информационных технологий
Проектом предусматривается уплата налогов на основе единого налога для субъектов IT-индустрии со снижением ставок (при наличных платежах с 6% до 4%, при безналичных платежах с 4% до 2%) и удаленной регистрацией.
Для резидентов Парка высоких технологий предоставляется освобождение от обязанности налогового агента в отношении иностранной организации, оказывающей услуги, местом поставки которой является КР («обратного НДС»).
15) Передача на аутсорсинг функций органов налоговой службы:
Предлагается правом проведения выездных налоговых проверок наделить помимо налоговых органов также аудиторские организации, аккредитованные уполномоченным налоговым органом в соответствии с Порядком аккредитации аудиторской организации на проведение выездных плановых проверок, утверждаемым Кабинетом Министров КР (на добровольной основе по выбору налогоплательщика).
16) Освобождение от НДС поставок транспортных средств, произведенных на территории КР
В настоящее время в КР планируется открытие предприятий по производству транспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, а также электробусов.
В этой связи в целях развития производства транспортных средств на территории КР проектом предлагается освободить от уплаты НДС реализацию транспортных средств, произведенных предприятиями КР.
17) Доступ к банковским операциям
В целях улучшения налогового администрирования путем доступа к банковским операциям налогоплательщика предлагается внести изменения в части предоставления банками информации Налоговой службе по операциям, отраженным на счетах налогоплательщика, а также информацию о текущем состоянии его счета на основании запроса органов налоговой службы или посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
В целях эффективной автоматизации проектов ГНС, от учета товаров и услуг до реальной оплаты за них, ГНС необходимо получать фактические данные об оплате за товары и услуги с банковских переводов между участниками товарооборота и информацию с банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае успешной реализации проектов, ГНС значительно сократит выездные проверки, что минимизирует риски коррупции со стороны организаций и налоговых органов. При выявлении несоответствий между сопроводительными документами на товар и перемещениями денежных средств, ГНС путем оповещений начислит налоговые обязательства, без надобности проведения выездной проверки.
В соответствии с отчетом Всемирного Банка «Доступ к данным финансовых учреждений в целях улучшения налогового администрирования», подготовленного в рамках технической помощи по налоговой реформе, указано, что компьютерные информационные системы налоговых органов большинства стран (из 58 государств, принимавших участие в оценке) активно используют данные, получаемые от финансовых учреждений, что свою очередь привело к пополнению доходной части бюджета. Данные, получаемые от финансовых учреждений (проценты, дивиденды, остатки на счетах, транзакции, счета и т. д.), используются в таких странах ОЭСР, как Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Эстония, Индия, Израиль, Япония, Литва, Люксембург, Российская Федерация, Сингапур, Великобритания, США и т. д.
В таких странах СНГ как Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Узбекистан и Республика Казахстан порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже контролируются налоговыми органами.
18) Применение рыночной цены в торговле с субъектами специального налогового режима
На практике выявляются случаи, когда производители или импортеры товаров реализуют однородные товары разным покупателям – субъектам предпринимательства по сильно отличающимся ценам, например, в адрес субъектов общего режима по высоким ценам, а в адрес субъектов специальных режимов (к примеру, кто на патенте) согласно документам по низким ценам, причем разница между ценами товаров может отличаться в несколько раз.
В этой связи, в целях пресечения уклонения от уплаты налогов предлагается, что в случае, когда рыночная цена на товар, работу, услугу определяется в отношении налогоплательщика, у которого цены реализации в адрес субъектов, обладающими признаками бездействующего лица или применяющими специальный налоговый режим, отличаются более чем на 30% от цены реализации в адрес субъектов, осуществляющих деятельность на общем налоговом режиме, в качестве рыночной цены применяется средневзвешенная цена однородных товаров реализованных в адрес субъектов, осуществляющих деятельность на общем налоговом режиме.
В расчете средневзвешенной цены товара не учитываются цены по уцененным товарам, частично потерявшим свои потребительские качества или с истекающим сроком службы до 20% от установленного срока годности.
19) Дополнительные льготы по подоходному налогу
1. Освобождение доходов, полученных в виде возврата части суммы, указанной в контрольно-кассовых чеках, на приобретенные товары, работы, услуги в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса («кэшбек»).
2. Освобождение доходов, полученных в виде стоимости услуг по организации и проведению семинара, тренинга, круглого стола, проводимых для их участников на безвозмездной основе, включая услуги преподавания, стоимость раздаточных материалов, питания, проживания и транспортных услуг
20) Отсрочка уплаты акцизного налога
В целях поддержки субъектов предпринимательства вносятся изменения по отсрочке уплаты акцизного налога с предоставлением банковской гарантии.
21) Продление учетной регистрации до 1 января 2024 г
В соответствии с Законом о введении в действие Налогового кодекса налогоплательщики, зарегистрированные до даты введения в действие Налогового кодекса и осуществляющие деятельность в качестве сельскохозяйственного производителя, сельскохозяйственного кооператива, торгово-логистического центра сельскохозяйственного назначения, обязаны до 1 сентября 2022 года пройти учетную регистрацию в соответствии с требованиями Налогового кодекса.
При этом, принимая во внимание обращения налогоплательщиков данной сферы, предлагается продлить срок прохождения регистрации до 1 января 2024 года.
22) Введение налога на доход при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, олово и вольфрам взамен налога на прибыль по аналогии с действующим механизмом налогообложения золота.
На сегодняшний день, законодательством предусмотрено, что при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, ртуть, олово и вольфрам, а также готовой продукции серебра, меди, сурьмы и ртути, олова и вольфрама уплачивается налог на прибыль, где налоговой базой по налогу на прибыль является положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика, уменьшенным на сумму необлагаемого дохода и расходами, подлежащими вычету.
Необходимо отметить, что динамика мировых цен на серебро и медь неуклонно растет. По оценкам специалистов, производство серебра рентабельно только в том случае, если унция (31,1 г) будет стоить 5,5 долл.
В связи с чем, при рентабельности добычи серебра 5,5 долл. мировая цена на серебро превышает 21 долл. за унцию, а меди при себестоимости добычи 3 086,4 долл. за тонну, мировая цена на рынке превышает 9100 долл., в связи с чем компании получают сверхдоходы, но при этом практически не уплачивают налог на прибыль.
Таким образом, для прозрачности налогообложения вводится налог на доход, зависящий от цены на металлы, взамен налога на прибыль. При этом необходимо отметить, что налоговой базой является выручка от реализации руду и концентрат содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, вольфрам, олово, а также их готовой продукции.
23) Патентная система
В целях оптимизации патентной системы предлагается установить срок действия патентов для торговли до 1 января 2024 года.
В связи с более широким распространением упрощенной системы налогообложения на основе единого налога новым Налоговым кодексом были оптимизированы виды деятельности на основе обязательного патента и налогового контракта.
Таким образом, в целях дальнейшего стимулирования предпринимателей к переходу к более современным методам налогообложения, учету и прозрачности деятельности, проектом предлагается установление срока действия патента для торговой деятельности.