Отдел политики предпринимательства осуществляет следующие функции:
- разработка аналитических, стратегических документов, проектов НПА направленных на развитие предпринимательства;
- осуществляет анализ и мониторинг предпринимательской деятельности;
- внесение предложений по применению мер для улучшения ведения предпринимательской деятельности;
- обеспечение деятельности Координационного совета при министре экономики Кыргызской Республики по взаимодействию с бизнес-сообществом;
- разработка и реализация государственных программ развития малого и среднего предпринимательства;
- прием граждан, обеспечение своевременного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений;
- консультирование физических и юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
- взаимодействие с бизнес-сообществом по обсуждению предложений, а также по разрабатываемым проектам нормативных правовых актов и иных решений Министерства, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.
Деятельность малого и среднего предпринимательства
за январь-сентябрь 2019-2020 гг.
Показатели | Ед. изм. | Янв.-июнь 2019 г. (факт) | Янв.- июнь 2020 г. (факт.) | Откл. (+/-) |
Количество МСП | ед. | 11534 | 11497 | -37 |
Занятые в сфере МСП | тыс. чел. | 488,6 | 491,8 | +3,2 |
в том числе индивидуальные предприниматели | тыс. чел. | 406,8 | 414,3 | +7,5 |
Удельный вес МСП в ВВП | % | 37,6 | 36,7 | +2,2 |
По итогам социально-экономического развития Кыргызской Республики за январь-сентябрь 2020 года по официальным данным НСК КР на территории Кыргызской Республики действовало 11,5 тыс. предприятий, из них 10,8 тыс. - малые предприятия и 0,7 тыс. - средние предприятия.
Число индивидуальных предпринимателей, включенных в базу данных Единого государственного регистра статистических единиц, на 1 июня 2019г. составило 406,8 тыс. и по сравнению с аналогичной датой предыдущего года возросло на 7.5.
В январе-июне 2019г. объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, сложился в размере 71 985.9 млн. сомов и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 8012.4 млн. сомов, а ее доля в объеме ВВП составила 36,7 процента (37,6 процента к ВВП - в 2019г.).
Центр обслуживания бизнеса
В рамках Программы Правительства Кыргызской Республики «Единство, доверие, созидание», утвержденной постановлением ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, Министерством совместно по развитию (JICA и ОБСЕ) в настоящее время разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции создания и организации деятельности центров обслуживания предпринимателей», согласно которого планируется открыть центры обслуживания предпринимательства (далее - ЦОП).
ЦОП будут осуществлять поддержку предпринимателям путем предоставления информации и консультации по вопросам ведения предпринимательства, также будет осуществлять обучение начинающих предпринимателей, а также предоставлять государственные и иные услуги.
ЦОП планируется создать во всех регионах Кыргызской Республики, для охвата максимального количества субъектов предпринимательства. На начальном этапе ЦОП планируется создать в городе Бишкек, а в последующем открывать подобные центры в регионах страны.
Информация по принимаемым мерам государственной поддержки предпринимательской
деятельности Кыргызской Республики и привлечения инвестиций
- Создан институт Бизнес-омбудсмена .Деятельность Бизнес-омбудсмена направлена на защиту прав субъектов предпринимательства.
- с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года введен временный запрет (мораторий) на проверки субъектов предпринимательства, проводимые уполномоченными органами.
- с декабря 2020 года введен запрет на проверки субъектов предпринимательства, проводимые правоохранительными органами.
- Принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Программы «Финансирование субъектов предпринимательства» от 09.06.2020 г № 315, в целях восстановления и обеспечения экономической и социальной стабильности, поддержки субъектов предпринимательской деятельности, а также поддержки региональных проектов развития во всех регионах.
Целью Программы «Финансирование субъектов предпринимательства» является оказание государственной финансовой поддержки мелким предпринимателям, субъектам малого и среднего предпринимательства, крупным субъектам бизнеса, пострадавшим от последствий пандемии коронавируса COVID-19, путем обеспечения льготными кредитными средствами по следующим направлениям:
- туризм;
- легкая промышленность;
- фармацевтическая промышленность;
- грузовые перевозки;
- стимулирование деятельности производственных и перерабатывающих предприятий, включая агропромышленность (с потенциалом мультипликативного эффекта воздействия на региональную экономику, основанную на кластерном подходе);
- обрабатывающая промышленность, за исключением горнодобывающей промышленности, и иные сферы экономической деятельности.
5. В декабре 2018 года Правительством Кыргызской Республики утверждена Программа по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы.
6. Проектом ПРООН в КР «Укрепление потенциала для финансирования устойчивого развития в регионе СНГ» запущен механизм идентификации потенциальных бизнес-проектов на базе «Фонда подготовки проектов».
7. Создано Государственное учреждение «Центр государственно-частного партнерства».
8. Определены преференциальные населенные пункты, где для вновь созданных предприятий, осуществляющих деятельность по преференциальным видам промышленной деятельности, будут предоставлены соответствующие налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу с продаж, земельному налогу и налогу на имущество).
Виды промышленной деятельности, подлежащих льготному налогообложению:
Все виды промышленного производства, основанные на инновационных технологиях | ||
Легкая и пищевая промышленность | ||
Текстильное производство | ||
Производство одежды | ||
Производство кожи, изделий из кожи, производство обуви | ||
Производство пищевых продуктов (за исключением табачных изделий) | ||
Электроэнергетика | ||
Производство электроэнергии | ||
Передача электроэнергии | ||
Распределение электроэнергии | ||
Продажа электроэнергии | ||
Переработка сельскохозяйственной продукции | ||
Производство (переработка и сохранение) мяса, кроме мяса птицы | ||
Производство (переработка и сохранение) мяса сельскохозяйственной птицы | ||
Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков | ||
Переработка и консервирование фруктов и овощей | ||
Переработка и консервирование картофеля | ||
Прочие способы переработки и консервирования фруктов и овощей | ||
Переработка молока и производство сыров (сыроварение) | ||
Сборочное производство | ||
Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования | ||
Производство электрического оборудования | ||
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | ||
Производство автомобилей | ||
Производство прочих транспортных средств | ||
Производство мебели | ||
Производство прочей продукции | ||
|
По политике предпринимательства
В отчетном периоде вследствие вспышки пандемии коронавируса COVID -19 в мире, которая привела к негативным последствиям мировой экономики, в рамках мирового пространства.
Данная тенденция также отрицательно сказалась на экономической ситуации Кыргызской Республики, а также на основных торговых партнеров нашей страны.
Вследствие введения в республике ЧС/ЧП для предотвращения распространения коронавирусной эпидемии, экономическая активность резко замедлилась более, чем на 80 %. С марта по май 2020 года была практически приостановлена в полном объеме работа малого и среднего бизнеса, строительства, а также ряда предприятий промышленного производства. В самом уязвимом положении оказалась сфера услуг, удельный вес которой достиг почти 50 % ВВП, где активность в марте- май упала от 62 % до 76 %. Наиболее затронутыми оказались туристические и гостиничные услуги, авиа- и железнодорожные перевозки, оптовая и розничная торговля, общественное питание.
В связи с отмеченной ситуацией в республике, в целях оперативного принятия соответствующих мер, направленных на поддержку и снижения негативного воздействия предпринимательской деятельности из-за введения ограничительных мер, Управлением были подготовлены следующие документы:
- проект План первоочередных мероприятий по минимизации последствий от внешних шоков, который внесен на рассмотрение Республиканского штаба по реализации экономических мер, направленных на минимизацию последствий от внешних шоков и стимулирование экономического развития и утвержден его решением от 07.03.2020 г. № 3.
- проект Плана первоочередных мер Правительства КР на 2020 год о снижению негативного влияния на экономическую и социальную стабильность в связи с распространением вируса COVID-19 (1-й пакет), который утвержден распоряжением Правительства 30.03.2020 г. № 186.
- проект Плана мер Правительства КР на 2020 год по восстановлению и обеспечению деятельности секторов экономики и субъектов предпринимательства (2-й пакет), принят распоряжением Правительства КР от 06.05.2020г №168-р.
Была подготовлена и постановлением Правительства КР от 09.06.2020 г № 315 принята Программа Правительства Кыргызской Республики льготного кредитования в рамках Антикризисного фонда и поддержки приоритетных секторов экономики планируется направить на первоначальном этапе 14,0 млрд. сом, в целом в течение 2020-2021 года порядка 40 млрд. сом. Реализация указанных мер направлена на решение вопросов первоочередного характера и будут способствовать стабилизации экономической ситуации в республике в целом.
Также следует отметить, в отчетном периоде Управлением организованы и проведены ряд встреч руководства министерства с бизнес-сообществом по обсуждению ситуации в предпринимательской среде из-за вспышки коронавируса.
Женскоe предпринимательства
Женское предпринимательство.rar
День предпринимателя
Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 20 октября 2000 года № 630, 20 сентября установлено ежегодным отмечаемым профессиональным праздником - Днем предпринимателя Кыргызской Республики. В этой связи, Министерством ежегодно проводится мероприятие приуроченному ко дню предпринимателя Кыргызской Республики на высоком уровне с участием Премьер-министра Кыргызской Республики.
Информация по предоставлению поручительства субъектам национальной экономики
В целях эффективной реализации антикризисных мер, направленных на обеспечение национальной, экономической и продовольственной безопасности страны, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 20 июня 2022 года № 326, Финансово-кредитный фонд при Министерстве финансов Кыргызской Республики может выступить субъектам национальной экономики поручителем перед финансово-кредитными, международными и иностранными организациями по кредиту и банковской гарантии.
Указанным постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики утвержден Порядок предоставления поручительства субъектам национальной экономики.
Согласно данному Порядку, основными условиями предоставления поручительства являются:
- решение о предоставлении поручительства субъектам национальной экономики принимается Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
- уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию инициирует проект решения Кабинета Министров Кыргызской Республики о предоставлении поручительства. Субъекты должны соответствовать следующим критериям:
1) резиденты Кыргызской Республики;
2) осуществляющие деятельность не менее 5 (пяти) лет и имеющие положительный результат финансово-хозяйственной деятельности на протяжении последних 3 (трех) лет, а также демонстрирующие надежность и устойчивость;
3) имеющие стратегическое значение для экономической деятельности страны, продовольственной и национальной безопасности страны;
4) отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по бюджетным кредитам;
5) подпункт 2 настоящего пункта не применяется в случаях необходимости обеспечения экономической, продовольственной и национальной безопасности страны в отношении субъектов, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству.
- для инициирования решения Кабинета Министров Кыргызской Республики о предоставлении поручительства субъекты должны представить в уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию следующие документы:
1) копии регистрационных и учредительных документов, заверенные печатью (устав, свидетельство о регистрации, патент, учредительный договор);
2) копии паспорта руководителя, приказа о назначении на должность;
3) финансовые отчеты за последние три года.
- поручительство предоставляется после получения Финансово-кредитным фондом при Министерстве финансов Кыргызской Республики одобренного заключения кредитора о выдаче кредита по итогам анализа платежеспособности субъекта.