Политика предпринимательства
13209

          Отдел политики предпринимательства осуществляет следующие функции:

- разработка аналитических, стратегических документов, проектов НПА направленных на развитие предпринимательства;

 - осуществляет анализ и мониторинг предпринимательской деятельности;

- внесение предложений по применению мер для улучшения ведения предпринимательской деятельности;

- обеспечение деятельности Координационного совета при министре экономики Кыргызской Республики по взаимодействию с бизнес-сообществом;

- разработка и реализация государственных программ развития малого и среднего предпринимательства;

- прием граждан, обеспечение своевременного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений;

- консультирование физических и юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности;

- взаимодействие с бизнес-сообществом по обсуждению предложений, а также по разрабатываемым проектам нормативных правовых актов и иных решений Министерства, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.



Деятельность малого и среднего предпринимательства

за январь-сентябрь 2019-2020 гг.

Показатели

Ед. изм.

Янв.-июнь 2019 г. (факт)

Янв.- июнь 2020 г. (факт.)

Откл.

(+/-)

Количество МСП

ед.

11534

11497

-37

Занятые в сфере МСП

тыс. чел.

488,6

491,8

+3,2

в том числе индивидуальные предприниматели

тыс. чел.

406,8

414,3

+7,5

Удельный вес МСП в ВВП 

%

37,6

36,7

+2,2

Для скачивания полного файла

По итогам социально-экономического развития Кыргызской Республики за январь-сентябрь 2020 года по официальным данным НСК КР на территории Кыргызской Республики действовало 11,5 тыс. предприятий, из них 10,8 тыс. - малые предприятия и 0,7 тыс. - средние предприятия. 

Число индивидуальных предпринимателей, включенных в базу данных Единого государственного регистра статистических единиц, на 1 июня 2019г. составило 406,8 тыс. и по сравнению с аналогичной датой предыдущего года возросло на 7.5. 

В январе-июне 2019г. объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, сложился в размере 71 985.9 млн. сомов и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 8012.4 млн. сомов, а ее доля в объеме ВВП составила 36,7 процента (37,6 процента к ВВП - в 2019г.). 


Центр обслуживания бизнеса


В рамках Программы Правительства Кыргызской Республики «Единство, доверие, созидание», утвержденной постановлением ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, Министерством совместно по развитию (JICA и ОБСЕ) в настоящее время разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции создания и организации деятельности центров обслуживания предпринимателей», согласно которого планируется открыть центры обслуживания предпринимательства (далее - ЦОП).

ЦОП будут осуществлять поддержку предпринимателям путем предоставления информации и консультации по вопросам ведения предпринимательства, также будет осуществлять обучение начинающих предпринимателей, а также предоставлять государственные и иные услуги.

ЦОП планируется создать во всех регионах Кыргызской Республики, для охвата максимального количества субъектов предпринимательства. На начальном этапе ЦОП планируется создать в городе Бишкек, а в последующем открывать подобные центры в регионах страны.


                                            Информация по принимаемым мерам государственной поддержки предпринимательской

                                                              деятельности Кыргызской Республики и привлечения инвестиций


  1.  Создан институт Бизнес-омбудсмена .Деятельность Бизнес-омбудсмена направлена на защиту прав субъектов предпринимательства.
  2. с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года введен временный запрет (мораторий) на проверки субъектов предпринимательства, проводимые уполномоченными органами.
  3. с декабря 2020 года введен запрет на проверки субъектов предпринимательства, проводимые правоохранительными органами.
  4. Принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Программы «Финансирование субъектов предпринимательства» от 09.06.2020 г № 315, в целях восстановления и обеспечения экономической и социальной стабильности, поддержки субъектов предпринимательской деятельности, а также поддержки региональных проектов развития во всех регионах.

Целью Программы «Финансирование субъектов предпринимательства» является оказание государственной финансовой поддержки мелким предпринимателям, субъектам малого и среднего предпринимательства, крупным субъектам бизнеса, пострадавшим от последствий пандемии коронавируса COVID-19, путем обеспечения льготными кредитными средствами по следующим направлениям: 

- туризм;

- легкая промышленность;

- фармацевтическая промышленность;

-  грузовые перевозки;

- стимулирование деятельности производственных и перерабатывающих предприятий, включая агропромышленность (с потенциалом мультипликативного эффекта воздействия на региональную экономику, основанную на кластерном подходе);

- обрабатывающая промышленность, за исключением горнодобывающей промышленности, и иные сферы экономической деятельности.

              5. В декабре 2018 года Правительством Кыргызской Республики утверждена Программа по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы.

               6. Проектом ПРООН в КР «Укрепление потенциала для финансирования устойчивого развития в регионе СНГ» запущен механизм идентификации потенциальных бизнес-проектов на базе «Фонда подготовки проектов».

               7. Создано Государственное учреждение «Центр государственно-частного партнерства».

               8. Определены преференциальные населенные пункты, где для вновь созданных предприятий, осуществляющих деятельность по преференциальным видам промышленной деятельности, будут предоставлены соответствующие налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу с продаж, земельному налогу и налогу на имущество).

Виды промышленной деятельности, подлежащих льготному налогообложению:

Все виды промышленного производства, основанные на инновационных технологиях

Легкая и пищевая промышленность  

Текстильное производство

Производство одежды

Производство кожи, изделий из кожи, производство обуви

Производство пищевых продуктов (за исключением табачных изделий)

Электроэнергетика

Производство электроэнергии

Передача электроэнергии

Распределение электроэнергии

Продажа электроэнергии

Переработка сельскохозяйственной продукции

Производство (переработка и сохранение) мяса, кроме мяса птицы

Производство (переработка и сохранение) мяса сельскохозяйственной птицы

Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков

Переработка и консервирование фруктов и овощей

Переработка и консервирование картофеля

Прочие способы переработки и консервирования фруктов и овощей

Переработка молока и производство сыров (сыроварение)

Сборочное производство

Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования

Производство электрического оборудования

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

Производство автомобилей

Производство прочих транспортных средств

Производство мебели

Производство прочей продукции

Любое экспортно ориентированное производство


По политике предпринимательства

В отчетном периоде вследствие вспышки пандемии коронавируса COVID -19 в мире, которая привела к негативным последствиям мировой экономики, в рамках мирового пространства.

Данная тенденция также отрицательно сказалась на экономической ситуации Кыргызской Республики, а также на основных торговых партнеров нашей страны.

Вследствие введения в республике ЧС/ЧП для предотвращения распространения коронавирусной эпидемии, экономическая активность резко замедлилась более, чем на 80 %. С марта по май 2020 года была практически приостановлена в полном объеме работа малого и среднего бизнеса, строительства, а также ряда предприятий промышленного производства. В самом уязвимом положении оказалась сфера услуг, удельный вес которой достиг почти 50 % ВВП, где активность в марте- май упала от 62 % до 76 %. Наиболее затронутыми оказались туристические и гостиничные услуги, авиа- и железнодорожные перевозки, оптовая и розничная торговля, общественное питание.

В связи с отмеченной ситуацией в республике, в целях оперативного принятия соответствующих мер, направленных на поддержку и снижения негативного воздействия  предпринимательской деятельности из-за введения ограничительных мер, Управлением были подготовлены следующие документы:

- проект План первоочередных мероприятий по минимизации последствий от внешних шоков, который внесен на рассмотрение Республиканского штаба по реализации экономических мер, направленных на минимизацию последствий от внешних шоков и стимулирование экономического развития и утвержден его решением от 07.03.2020 г. № 3.

- проект Плана первоочередных мер Правительства КР на 2020 год о снижению негативного влияния на экономическую и социальную стабильность в связи с распространением вируса COVID-19 (1-й пакет), который утвержден распоряжением Правительства 30.03.2020 г. № 186.

- проект Плана мер Правительства КР на 2020 год по восстановлению и обеспечению деятельности секторов экономики и субъектов предпринимательства (2-й пакет), принят распоряжением Правительства КР от 06.05.2020г №168-р.

Была подготовлена и постановлением Правительства КР от 09.06.2020 г № 315 принята Программа Правительства Кыргызской Республики льготного кредитования в рамках Антикризисного фонда и поддержки приоритетных секторов экономики планируется направить на первоначальном этапе 14,0 млрд. сом, в целом в течение 2020-2021 года порядка 40 млрд. сом. Реализация указанных мер направлена на решение вопросов первоочередного характера и будут способствовать стабилизации экономической ситуации в республике в целом.

Также следует отметить, в отчетном периоде Управлением организованы и проведены ряд встреч руководства министерства с бизнес-сообществом по обсуждению ситуации в предпринимательской среде из-за вспышки коронавируса.

Женскоe предпринимательства 

Женское предпринимательство.rar

День предпринимателя 

Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 20 октября 2000 года № 630, 20 сентября установлено ежегодным отмечаемым профессиональным праздником - Днем предпринимателя Кыргызской Республики. В этой связи, Министерством ежегодно проводится мероприятие приуроченному ко дню предпринимателя Кыргызской Республики на высоком уровне с участием Премьер-министра Кыргызской Республики.



Информация по предоставлению поручительства субъектам национальной экономики

В целях эффективной реализации антикризисных мер, направленных на обеспечение национальной, экономической и продовольственной безопасности страны, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики
 от 20 июня 2022 года № 326, Финансово-кредитный фонд при Министерстве финансов Кыргызской Республики может выступить субъектам национальной экономики поручителем перед финансово-кредитными, международными и иностранными организациями по кредиту и банковской гарантии.

Указанным постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики утвержден Порядок предоставления поручительства субъектам национальной экономики.

Согласно данному Порядку, основными условиями предоставления поручительства являются:

- решение о предоставлении поручительства субъектам национальной экономики принимается Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

- уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию инициирует проект решения Кабинета Министров Кыргызской Республики о предоставлении поручительства. Субъекты должны соответствовать следующим критериям:

1) резиденты Кыргызской Республики;

2) осуществляющие деятельность не менее 5 (пяти) лет и имеющие положительный результат финансово-хозяйственной деятельности на протяжении последних 3 (трех) лет, а также демонстрирующие надежность и устойчивость;

3) имеющие стратегическое значение для экономической деятельности страны, продовольственной и национальной безопасности страны;

4) отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по бюджетным кредитам;

5) подпункт 2 настоящего пункта не применяется в случаях необходимости обеспечения экономической, продовольственной и национальной безопасности страны в отношении субъектов, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству.

- для инициирования решения Кабинета Министров Кыргызской Республики о предоставлении поручительства субъекты должны представить в уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию следующие документы:

1) копии регистрационных и учредительных документов, заверенные печатью (устав, свидетельство о регистрации, патент, учредительный договор);

2) копии паспорта руководителя, приказа о назначении на должность;

3) финансовые отчеты за последние три года.

- поручительство предоставляется после получения Финансово-кредитным фондом при Министерстве финансов Кыргызской Республики одобренного заключения кредитора о выдаче кредита по итогам анализа платежеспособности субъекта.






Онлайн обращение