УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики
«О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»
Настоящим Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
По результатам последнего исследования группы Всемирного Банка ситуации с инвестиционным климатом в стране от мая 2021 года «несмотря на усилия по реформированию системы проверок предприятий, проверки по-прежнему ориентированы на наказание нарушителей законодательства, а не на консультирование и повышение информированности о требующихся процедурах в целях улучшения конечных результатов и обеспечения соблюдения требований. Система управления по результатам в государственных инспекциях ориентирована на показатели количества проведенных проверок, собранных штрафов и выявленных нарушений. Кроме того, предприятия, формализовавшие свою деятельность, по-видимому, откупаются от инспекторов вместо того, чтобы соблюдать требования, что дополнительно увеличивает издержки ведения бизнеса. Из-за ограниченной координации действий между этими ведомствами и отсутствия центральной инспекции и системы надзора, основанной на оценке рисков, многие предприятия подвергаются проверкам несмотря на низкий или умеренный уровень риска, что создает существенную нагрузку как на проверяющие ведомства, так и на предприятия. К деловым операциям применяется более 800 различных административных процедур.
В результате неэффективной системы проверок не обеспечивается безопасность жизни, здоровья, окружающей среды, имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства. Так по итогам 2020 года количество пожаров составило 3542, количество жертв от пожаров 38, число острых кишечных инфекций 11041, травм и отравлений 59158, число инвалидностей в результате травм 950.
2. Описание цели предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей) и способа решения проблем (основных норм регулирования):
Улучшение безопасности жизни, здоровья, окружающей среды, имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
В Кыргызстане в результате нарушений безопасности при осуществлении предпринимательской и иной деятельности попадающей под регулирование законодательства о проверках возникают следующие последствия:
- экономический ущерб в результате травм или смерти работников в ходе осуществления трудовой деятельности;
- социально-экономический ущерб в связи с увеличением заболеваемости и смертности населения в результате потребления ими некачественной продукции или загрязнения окружающей среды и затратами на восстановление здоровья,
- эколого-экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды в результате аварий или сверхнормативных выбросов вредных веществ и затратами на её восстановление;
- экономический ущерб от повреждения имущества в результате пожаров и других происшествий, вызванных несоблюдением техники безопасности
В результате принятых мер по изменению регулирования предполагается сокращение не менее чем на 20% экономического ущерба для физических и юридических лиц, а также для государства от пожаров, экологических нарушений, травм, отравлений, кишечных и других заболеваний, а также потери трудоспособности и смертности в результате травм в ходе осуществления трудовой деятельности.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (описать с использованием соответствующих количественных и качественных показателей):
Основными рисками, которые могут возникнуть в процессе реализации данного варианта регулирования является низкий потенциал ГКО и квалификации инспекторов и недостаток финансирования мероприятий по разработке необходимых руководств для предпринимателей, проверочных листов, проведения информационных кампаний для субъектов проверок.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования (описать с использованием соответствующих количественных показателей):
Все субъекты, деятельность которых подлежит регулированию в соответствии с законом о проверках, включая 435 000 субъектов малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением будет подготовлена в процессе проведения АРВ.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
из бюджета Кыргызской Республики дополнительных расходов не предполагается
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем;
- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
- существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;
- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Перечень вопросов может быть расширен.
2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования.
С 1 января 2019 года до 1 января 2022 года в Кыргызстане действовал мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства. Так, если в 2018 году было проведено 28 303 проверок субъектов предпринимательства, то 2019 году всего 4396 проверок. По итогам 2020 года количество проверок составило 3161, а за первые 9 месяцев 2021 года – 630. Однако в настоящее время мораторий прекратил свое действие и необходимо реформирование системы проверок с целью сокращения издержек для субъектов предпринимательской деятельности и улучшения ситуации с безопасностью жизни, здоровья, окружающей среды, имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
- по электронной почте | kubat09@mail.ru |
- на почтовый адрес | Адрес: 720002, г. Бишкек, Чуй проспект, 106 |
2. Срок приема предложений не позднее | 15.02.2021 |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 20.02.2021 |