28 ноября 2023 года в рамках первого национального Форума для представителей швейной отрасли «TEXPO FORUM», посвященный обсуждению перспектив и стратегического сотрудничества в области легкой промышленности, заместитель министра экономики и коммерции КР Айнура Усенбекова в качестве спикера выступила на тему: «Что делает государство для развития легкой промышленности в Кыргызстане».
Как отметила замминистра, в условиях, происходящих за последние годы мировых кризисных явлений на глобальном и региональном уровнях и экономической, геополитической турбулентности, Кыргызская Республика поступательно осуществляет шаги с целью экономического роста и демонстрирует экономическую устойчивость. ВВП, по предварительной оценке, в январе-сентябре 2023 г. составил более 808 млрд. сомов и по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. увеличился на 4,2%.
С целью повышения инвестиционной привлекательности и узнаваемости страны на сегодняшний день в республике создана:
– либеральная законодательная база в отношении защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов. Заключено 33 соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций. Инвесторам, осуществляющим вложение капитала в приоритетные отрасли экономики, предоставляются отдельные льготы и преференции;
– упрощенная система налогообложения – фискальными мерами поддержки предоставляются определённые преференции, которые предусматривают право уплаты субъектами швейной и текстильной отраслей единого налога в размере 0,25% вместо 3 налогов.
Также в целях стимулирования индивидуальных предпринимателей текстильного и швейного производства в укрупнении и переходу от физического лица к юридическому лицу ставки социальных отчислений для юридических лиц с работниками 50 и более человек снижены с 27,25 % до 12 %, вместе с тем для субъектов швейной отрасли действует патентная система;
- предусматриваются отдельные земельные участки на промышленные и экономические зоны;
- стимулирующая система отечественных производителей - в рамках государственных закупок государственные органы в приоритетном праве должны закупаться у отечественных производителей;
- развитый финансовый рынок – в республике успешно осуществляют деятельность 23 коммерческих банка, 18 из которых - с участием иностранного капитала.
Кроме того, функционируют международные фонды и создан Государственный Банк Развития.
Также Кыргызстан является стабильным партнером Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, Исламского банка развития, членом международных организаций.
Кыргызская Республика является участником многих международных объединений, в частности, Всемирной торговой организации (ВТО). На данный момент республика имеет самый либеральный торговый режим и низкие ставки по импорту товаров со 164 странами с населением более 6 млрд. человек. КР является обладателем статуса «Всеобщая система преференций» (ВСП+), которая предоставляет возможность развивающимся странам импортировать в Европейский союз без пошлин, - сообщила А. Усенбекова.
Далее, участники форума обсудили актуальные вопросы, такие как стратегии развития отрасли, взаимодействие бизнеса и государства, а также перспективы экспорта швейной продукции на мировые рынки.
В первом блоке форума рассмотрены принципы взаимодействия бизнеса и государства в сфере легкой промышленности и обсуждались механизмы взаимодействия бизнеса и государства для поддержки и развития швейной индустрии.
По второму ключевому блоку форума - «Мода и текстиль: экспорт на мировые рынки» выступили специалисты и эксперты из различных стран, включая Казахстан, Россию и Китай, которые поделились своим опытом и оценили потенциал для международного сотрудничества в этой области.
Напомним, целью форума «TEXPO», организованный при поддержке Кабинета Министров, Министерства экономики и коммерции, Торгово-промышленной палаты КР и «ОАО» Кыргызиндустрия, является создание платформы для активного взаимодействия между представителями бизнеса и государства в швейной индустрии Кыргызстана, повышение потенциала отрасли, внедрение инноваций, поиск новых рынков сбыта и улучшение восприятия Бренда «Made in Kyrgyz Republic» на глобальных рынках.