Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей.
Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно.
В Кыргызской Республике День прав потребителей получил признание после принятия Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителе» 10 декабря 1997 года.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Что важно знать потребителям в Кыргызстане:
ПОМНИТЕ: в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение по качеству товара, нарушения условий договора купли-продажи надо составить письменную претензию к продавцу или изготовителю.
При покупке товара ненадлежащего качества, потребитель вправе требовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, возвратив продавцу товар ненадлежащего качества.
Права потребителей должны соблюдаться даже при покупке товаров на распродажах. Вернуть деньги за такую продукцию можно независимо от того, идет ли речь о покупке товаров, на онлайн-площадках или в физических магазинах.
ВАЖНО: Всегда требуйте товарный/кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ: в случае нарушения прав потребителе при приобретении товаров (работ, услуг) с жалобой можно обращаться в Службу антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики, в правоохранительные органы, в общественные объединения потребителей, которые осуществляют досудебную защиту в пределах своих полномочий.
Если продавец или поставщик услуг игнорирует письменное обращение, гражданин вправе обратиться в суд.