28 декабря 2022 года министр экономики и торговли КР Данияр Амангельдиев в ходе итогового заседания сообщил, что Кабинет Министров Кыргызской Республики с учетом сложившейся ситуации проанализировал возникающие вызовы и риски и разработал антикризисный план действий на 2022 год.
По словам министра, основным стержнем этого плана является решение вопросов обеспечения населения необходимыми товарами и услугами, в том числе продовольствием, а также вопросы восстановления экономической деятельности и полного выполнения основных социальных обязательств государства.
Кроме того, Планом предусмотрено строительство ирригационных сооружений, социальных объектов, дальнейшая поддержка предпринимателей и предоставление им льготных кредитов.
В результате принятых мер в 2022 году экономика вышла на путь устойчивого развития.
По предварительной оценке Национального статистического комитета КР, на конец 11 месяца 2022 года объем валового внутреннего продукта составил почти 781 млрд. сомов, а реальный темп роста составил 107%.
А если обратить внимание на основные отрасли экономики, промышленными предприятиями произведено продукции на сумму почти 383 млрд. сомов, объем производства увеличился на 14% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года.
В сельском хозяйстве произведено валовой продукции на сумму 323 млрд. сомов, а реальный темп роста за этот период 2021 года составил 106%.
Темп роста наблюдался и в строительной отрасли, объем валовой строительной продукции за январь-ноябрь составил почти 131 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 105%.
В целом было отмечено, что оборот сферы услуг увеличился на 4,4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
А в результате мероприятий, направленных на обеспечение свободного движения товаров между основными странами-партнерами по торговле, внешняя и взаимная торговля КР по сравнению с данным периодом 2021 года увеличилась на 41%, в том числе объем импорта увеличился на 76,4. %, а экспорт сократился на 23,1 %.
Взаимная торговля Кыргызской Республики со странами Евразийского экономического союза составила 3 823 млн долл. и увеличилась на 39,2%, в том числе экспорт составил 1 261 млн долл. (рост в 1,9 раза), импорт - 2 562 млн долл. (рост на 22,9%).
Общий объем экспорта Кыргызской Республики уменьшился за счет снижения экспорта золота, без учета золота объем экспорта увеличился почти в 1,7 раза до 1 860 млн. составлял доллар.
При этом к концу 2022 года развитие экономики Кыргызской Республики ожидается на высоком уровне среди стран ЕАЭС.
В начале 2022 года прогнозировался рост на 3,7%, но при пересмотре итогов 2022 года с учетом показателей 11-го месяца 2022 года, по расчетам министерства, будет рост на 6,4%. Уровень инфляции составит около 15%.
При этом расчетный рост в отраслях экономики оценивается следующим образом: в сельском хозяйстве - 6,2%, в промышленности - 11,4%; в сфере услуг - 103,7%, в строительстве - 4,9%.
Безусловно, в рамках достижения вышеуказанных показателей роста и оперативного реагирования на вызовы Кабинетом Министров в 2022 году предпринят ряд позитивных действий.
Экономическая политика проводилась по 2 направлениям:
Во-первых, антикризисные меры и восстановление экономической активности.
Во-вторых, создание благоприятной деловой и инвестиционной среды, стимулирование внутренних резервов.
В целях недопущения резкого роста цен на социально значимые товары в рамках оперативного реагирования на социально-экономические вызовы были выделены облегченные финансовые ресурсы, заключены специальные соглашения, направленные на поддержание стабильности цен с соответствующими бизнес-ассоциациями, проведены товарные интервенции. осуществлены, а также введены регулирующие механизмы.
В целях недопущения роста цен на продовольственные товары установлены нулевые ставки НДС на социально значимые товары.
Были взяты квоты на беспошлинный ввоз сахара, в итоге 200 тн. Сахар ввозился по квоте.
Фиксирована цена на уголь и доставка до производителей и перевозчиков угля.
Экспорт некоторых продуктов был запрещен.
Также в целях обеспечения социальной поддержки и занятости, в первую очередь, повышения статуса работников в бюджетной сфере, дополнительного стимулирования их труда была повышена их заработная плата с 50% до 100%.
С 1 апреля 2022 года заработная плата медицинских работников повышена в среднем на 50%;
С 1 апреля 2022 года заработная плата работников образования всех уровней (в организациях дошкольного, общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования) повысится на 80%, заработная плата административного персонала - на 50%, технического и младшего обслуживающего персонала. персонал - увеличился на 80%;
С 1 апреля 2022 года заработная плата работников культуры, искусства, информации и спорта повышена на 50%;
С 1 апреля 2022 г. повышена заработная плата 2850 работников системы социального страхования в среднем от 50% до 100%;
С 1 августа 2022 года увеличена заработная плата государственных гражданских и муниципальных служащих.
Также в рамках усиления правоохранительных органов и силовых структур, улучшения условий выплаты заработной платы также повышена их заработная плата.
Кроме того, с 1 октября 2021 года начисленные пособия по социальному обеспечению увеличиваются на 50%, а с января 2022 года — на 100% и 200%.
В целях защиты интересов пенсионеров с 1 октября 2022 года базовая часть пенсии увеличена с 1780 до 3170 сомов, а страховая часть пенсии проиндексирована на 115%, в результате средний размер пенсия составила 8080 сомов или увеличена на 1988 сомов.
Гражданам продолжают предоставляться ипотечные кредиты на приобретение жилья.
4,6 млрд. за счет Государственной ипотечной компании к концу 2022 года. На сумму сомов выдан 1 781 ипотечный кредит. Таким образом, в рамках государственной жилищной программы портфель ипотечной компании равнялся 9,5 млрд сомов.
На сегодняшний день в Государственной ипотечной компании участвуют 17 188 граждан, в том числе 8 162 гражданина, состоящих в списках банков-партнеров и ожидающих финансирования.
Что касается процентных ставок, то годовая процентная ставка для бюджетников снижена до 4 процентов, а для остальных граждан ее планируется дать на уровне 8%.
С 2023 года будет разработан и введен в действие механизм страхования жилья для мигрантов через механизм жилищной страховой компании.
Кабинету Министров поручено проведение комплексных работ по строительству социального жилья во взаимодействии с органами местного самоуправления, разработка предложений по совершенствованию механизмов строительства нового жилья в рамках государственных жилищных программ.
В настоящее время эта мера реализована в полном объеме:
В рамках Программы «Мой дом 2026» по стране создан реестр земельных участков общей площадью около 300 га, созданы условия для строительства на них многоэтажных жилых домов.
Кроме того, между Государственным агентством по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при Кабинете Министров КР и Государственной ипотечной компанией было подписано соглашение о сотрудничестве в области жилищного строительства на территории КР.
В целях реализации этих целей утвержден перечень уполномоченных органов, имеющих
право проводить проверки субъектов хозяйствования.
Разработаны бизнес-справочники, позволяющие предпринимателям получить порядок открытия и ведения бизнеса, фискальный режим в КР и ряд других сведений, в том числе подробную информацию для иностранных предпринимателей.
Разработана интерактивная карта промышленных и производственных предприятий на территории КР.
Вступила в силу новая редакция Налогового кодекса, согласно которой введены общий налоговый режим и упрощенная система налогообложения.
Всего в рамках Налоговой политики принято 40 нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование экономического роста за счет улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата.
Также меры налоговой политики защитят отечественных производителей и потребителей от контрафактной продукции.
В рамках внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур на постоянной основе проводится работа по усилению налогового контроля за неучтенными/контрабандными товарами и сокращению теневого оборота, и работа продолжается.
Особое внимание было уделено вопросам развития национальной инфраструктуры качества (стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, аккредитация).
Платформа выдачи электронных лицензий и разрешений запущена на пилотной основе.
В целях развития торговой инфраструктуры и почтовых операций в сфере электронной коммерции реализован проект строительства Парка электронной коммерции, расположенного вблизи основных транспортных сетей страны.
В рамках расширения транспортно-логистической инфраструктуры разработаны альтернативные маршруты, и в ближайшее время мы вступим в фазу активных переговоров. В частности, по маршрутам Узбекистан-Туркменистан-Россия, Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан, Узбекистан-Туркменистан-Иран.
Министр также рассказал об экономических преимуществах развития.
Например, приемлемые меры были приняты и в промышленном секторе.
Высокие темпы роста экономики в 2022 году позволили увеличить доходную и расходную части бюджета.
По предварительным данным, общая сумма доходов республиканского бюджета за январь-ноябрь 2022 года составила 235,3 млрд сомов или 99,2% от плана, а по сравнению с данным периодом 2021 года доходы бюджета увеличились на 44,3%, или 72,3 млрд сомов. увеличился до сом.
В отчетном периоде сумма налоговых поступлений составила 181,9 млрд сомов или 95,7% от плана, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 63,2 млрд сомов или 53,2%.
Также по сравнению с январем-ноябрем 2021 года поступление таможенных платежей увеличилось на 58,2% или 24,1 млрд сомов.
Налоговые поступления Государственной налоговой службы составили 116,4 млрд сомов, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые поступления увеличились на 50,5% или 39,0 млрд сомов.
Неналоговые поступления составили 41,0 млрд сомов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,4% или 4,5 млрд сомов.
За счет увеличения таких источников доходов увеличилась и расходная часть бюджета, в целом расходная часть увеличилась на 68,0 млрд сомов.
Кроме того, основные направления региональной политики были направлены на социально-экономическое развитие Баткенской области.
Баткенской области присвоен особый статус, утвержден особый порядок оказания государственных услуг и осуществления государственных закупок.
Также были приняты соответствующие решения Кабинета Министров КР в целях поддержки предпринимателей, пострадавших от конфликта.
Согласно указанным решениям:
- выплатить единовременную компенсацию в размере 300 000 (триста тысяч) сомов каждому пострадавшему предпринимателю;
- предоставление бюджетных кредитов пострадавшим предпринимателям;
- освобождение от уплаты страховых взносов (0%)
- было принято решение освободить его от 5 видов налогов.
По состоянию на конец ноября текущего года 395 предпринимателей Баткенской области получили льготные кредиты на сумму почти 291 миллион сомов в рамках проекта «Баткенское областное льготное финансирование».
Наряду с этим в Кыргызстане началась реализация административно-региональной реформы. В рамках указанной реформы принят соответствующий Указ Президента Кыргызской Республики, а также концепция, основанная на специализации районов и создании крупных опорных центров развития с использованием современных методов регионального и территориального планирования и новых механизмов. поощрения инвестиционной деятельности.
Кроме того, Министерством экономики и торговли КР разработан проект Указа Президента Кыргызской Республики «Об административно-территориальной реформе в пилотном режиме на уровне сельских населенных пунктов Тюпского района Иссыкской Республики». -Кульский район Кыргызской Республики».
Согласно проекту указа, 13 сельских районов в Тюпском районе Иссык-Кульской области подлежат объединению в 5 сельских районов, предусмотрена государственная поддержка увеличения доходной части сводных местных бюджетов, поэтапная передача государственных полномочий предоставлена. Принятие Указа ожидается сегодня.
Также в целях развития и поощрения приграничных регионов утверждена новая редакция Положения о порядке определения и утверждения перечня отдельных приграничных районов с особым статусом Кыргызской Республики.
Сегодня по итогам заседания межведомственной рабочей группы принято решение о присвоении особого статуса дополнительно 52 населенным пунктам из Баткенского, Лейлекского районов Баткенской области и Чон-Алайского района Ошской области.
Разработана новая редакция типового положения о фондах регионального развития. Местные фонды в сотрудничестве с банками-партнерами получили возможность финансирования региональных бизнес-проектов по сниженной процентной ставке.
В завершение своего выступления министр Д.Амангельдиев отметил, что итоги текущего года показывают хорошую динамику, наша экономика прошла процесс адаптации к внешним факторам, и для достижения цели, поставленные на следующий год, необходимо приложить все усилия для полной реализации плана до 2023 года.
В следующем, 2023 году, ожидается, что будет наблюдаться ростовая траектория экономики, продолжится переход к положительной динамике, и она достигнет показателя роста почти в 5%, - заключил министр.