Министерство экономики и коммерции КР относительно информации, размещенного в социальных сетях и интернет-изданиях комментария Союза банков КР «Поправки в Налоговый кодекс. Кыргызстанцев лишат банковской тайны», сообщает следующее.
Министерством экономики и коммерции КР разработан законопроект, предусматривающий внесение поправок в Налоговый кодекс КР.
По предложению Государственной налоговой службы при Министерстве финансов КР проект Закона дополнен нормой в части доступа к банковским сведениям, которые коснутся лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законопроектом предлагается предусмотреть норму, в части предоставления налоговым органам информации об операциях по счетам налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Предлагаемые нормы законопроекта не противоречат Конституции и не ограничивают права граждан.
Так, вносимые изменения не влекут никаких ограничений прав налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), то есть, налогоплательщики (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) также могут пользоваться услугами банковских учреждений и имеют гарантию конфиденциальности сведений о себе в силу статьи 64 Налогового кодекса КР.
Кроме того, органы налоговой службы согласно налогового законодательства КР наделены соответствующим кругом полномочий (права и обязанности), тем самым передача банковским сектором информации, обязывает налоговые органы соблюдать принципы налоговой тайны.
Также законопроект проходил процедуру общественного обсуждения, который не был ограничен лишь официальной публикацией текста законопроекта. Были проведены ряд встреч с представителями банковского сектора, как итог совместной работы большинство внесенных предложений банковского сектора были учтены, в том числе продлен срок применения ставки НсП в размере 0% для безналичных платежей и освобождение от НДС импорта банковских оборудований до 1 января 2024 года.
В сентябре 2022 года Всемирный Банк, предоставил отчет «Доступ к данным финансовых учреждений в целях улучшения налогового администрирования» подготовленный в рамках технической помощи по налоговой реформе. В отчете указанно, что компьютерные информационные системы налоговых органов большинства стран (из 58 государств, принимавших участие в оценке) активно используют данные, получаемые от финансовых учреждений, что, в свою очередь, привело к пополнению доходной части бюджета. Это говорит о том, что в этих странах есть необходимая нормативно-правовая и технологическая база и организационные процедуры, позволяющие финансовым учреждениям предоставлять данные налоговым органам. Данные, получаемые от финансовых учреждений (проценты, дивиденды, остатки на счетах, транзакции, счета и т. д.), используются в таких странах ОЭСР, как Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Эстония, Индия, Израиль, Япония, Литва, Люксембург, Российская Федерация, Сингапур, Великобритания, США и т. д.
В таких странах СНГ как Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Узбекистан и Республика Казахстан - порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже контролируются налоговыми органами.