Под председательством председателя Кабинета Министров – руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбека Жапарова 20-21 октября
2022 года состоялось очередное заседание ЕМПС в г. Ереван, (Республика Армения).
На повестке дня заседания ЕМПС были обозначены 23 вопроса, из них 10 были рассмотрены с обсуждениями в узком составе (20 октября 2022 г.), остальные 13 были приняты без обсуждения в расширенном составе (21 октября 2022 г.).
Главы правительств стран ЕАЭС выработали согласованные подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополнительно сформированных бюджетных средств Союза.
Наиболее перспективные многосторонние проекты в ЕАЭС благодаря этому инструменту получат финансовую поддержку через субсидирование ставки по кредитам, выданным международными и национальными финансовыми организациями Союза.
Справочно:
«Премьер-министры стран Евразийского экономического союза поддержали необходимость наделения Комиссии новыми полномочиями для организации деятельности на наднациональном уровне по работе с проектами и оказанию финансовой поддержки. Ключевыми приоритетами являются – участие в проектах трех и более сторон, формирование добавленной стоимости в кооперационной цепочке, финансовая эффективность и устойчивость, рост объёмов взаимной торговли и инвестиций».
В соответствии с планами дальнейшей работы в этом направлении в течение 2023 года будут рассмотрены вопросы о новых полномочиях ЕЭК, разработке и принятии порядка финансирования, утверждении единых критериев и отраслей для реализации кооперационных проектов, детальном механизме финансирования и ряд других.
Евразийский межправительственный совет рассмотрел доклад о совместных проектах по импортозамещению, осуществляемых государствами – членами Евразийского экономического союза. В 2021–2022 годах в ЕАЭС реализовано 25 проектов в автопроме, станкостроении, электротехнике и ряде других отраслей.
В докладе представлена информация о реализации в 2021–2022 годах 25 проектов в импортозависимых отраслях, в том числе в автомобильной, станкоинструментальной, электротехнической, химической, медицинской, целлюлозно-бумажной. Информация об этих проектах структурирована в Карте индустриализации ЕАЭС, являющейся промышленным информационным ресурсом, размещенным на сайте интеграционного объединения.
Евразийский межправительственный совет одобрил доклад о результатах ежегодного мониторинга и анализа реализации Основных направлений промышленного сотрудничества (ОНПС) в рамках Евразийского экономического союза.
В докладе отмечено, что значения индикаторов развития промышленности и кооперационного сотрудничества в Союзе за 2021 год позволяют говорить о положительных аспектах в развитии промышленности государств-членов.
Также разработаны и представлены предложения по приоритетам дальнейшего развития интеграции в сфере промышленности и скорейшего устранения негативного влияния на промышленность сторон.
Представленные в документе ориентиры развития промышленного сотрудничества на ближайшую перспективу станут важным инструментом координации действий по реализации мероприятий, предусмотренных ОНПС, а также будут способствовать решению поставленных задач во всех сферах евразийской промышленной интеграции.
Главами правительств стран ЕАЭС принято распоряжение, согласно которому компании заинтересованных стран ЕАЭС получат доступ в Российскую промышленную зону в Арабской Республике Египет на равных условиях с российским бизнесом, включая доступ к создаваемой инфраструктуре и остальным условиям работы.
В целях взаимодействия в сферах региональной экономической интеграции, экономики и финансов, транспорта и перевозок, цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, промышленности и агропромышленного комплекса, торговой политики и конкурентной политик 13 октября текущего года подписан Меморандум между ЕЭК и Секретариатом СВМДА.
Премьер-министры стран ЕАЭС поручили Евразийской
экономической комиссии совместно с правительствами стран ЕАЭС обеспечить исполнение дорожной карты в рамках климатической повестки.
Дорожная карта включает в себя семь направлений:
- анализ национального законодательного регулирования в климатической сфере и подготовка предложений по развитию общих подходов в данной сфере;
- разработка предложений по формированию совместных рыночных и нерыночных механизмов углеродного регулирования для достижения целей Парижского соглашения;
- определение мер стимулирования низкоэмиссионной трансформации в следующих отраслях с учетом компетенции: транспорт, энергетика, металлургия, химическая промышленность, строительство, сельское хозяйство;
- Евразийские инициативы низкоуглеродного развития;
- зеленое финансирование;
- формирование Банка климатических технологий и цифровых инициатив;
- координация в сфере международных торговых отношений по вопросам климатической повестки и иное взаимодействие в целях продвижения интересов государств – членов ЕАЭС в климатической сфере на международной арене.
В рамках рассмотрения вопроса создания Региональной организации по аккредитации главами правительств стран ЕАЭС поручено правительствам рассмотреть возможность участия органов по аккредитации в Региональной организации по аккредитации (РОА) и оказать содействие уполномоченным органам сторон в решении организационных, финансовых вопросов по ее созданию и функционированию.
Создание РОА будет способствовать сближению процедур аккредитации в Союзе для повышения доверия к результатам оценки соответствия продукции и защиты общего рынка ЕАЭС. Такая организация может стать одним их действенных инструментов по предупреждению установления технических барьеров в торговле с третьими странами, а также позволит создать условия для наращивания экспорта союзных товаров на рынки стран СНГ и стран дальнего зарубежья.
В докладе обозначены основы и условия для ее работы:
–участие национальных органов по аккредитации государств – членов СНГ и ЕАЭС, ее международное признание, наличие постоянно действующего рабочего органа, локализованного в одной из стран ЕАЭС (СНГ;
– намечен предпочтительный формат взаимодействия между Комиссией и Региональной организацией по аккредитации после ее создания – через подписание соответствующего соглашения о партнерстве.
Членами Евразийского межправительственного совета принято распоряжение, согласно которому уполномоченным государственными органам поручено провести эксперимент по использованию электронных навигационных пломб при перевозках товаров железнодорожным и автомобильным видами транспорта во взаимной торговле Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики.
Проведение эксперимента позволит протестировать информационные системы, проработать механизм применения навигационных пломб и подготовить участников внешнеэкономической деятельности к введению отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб в ЕАЭС.
Главам правительств стран ЕАЭС представлена информация о ситуации по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза, которых сейчас 48 (11 барьеров и 37 ограничений). ЕЭК совместно со странами ЕАЭС ведет работу по упреждению появления новых препятствий путем реализации мероприятий по совершенствованию работы по устранению барьеров и максимальному сокращению изъятий и ограничений.
Дополнительно правительствам стран Союза поручено завершить устранение имеющихся барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС не позднее I квартала 2023 г.
Об итогах реализации мероприятий планируется информировать глав государств в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета.
Главами государств-членов ЕАЭС 27 мая 2022 года была достигнута договорённость о необходимости выработки Евразийской экономической комиссией конкретных предложений по внедрению более эффективных механизмов для стимулирования государств-членов на устранение барьеров.
Следующее заседание Евразийского межправительственного совета состоится
2-3 февраля 2023 года в Алматы (Республика Казахстан).