Министерство экономики и коммерции (МЭК) КР является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в области улучшении бизнес-среды.
МЭК при согласовании всех видов проверок руководствуются Законом КР от 25 мая 2007 года «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» и Положением о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства утвержденный постановлением ПКР от 29 января 2018 года.
Согласно данному Закону плановые проверки проводятся в соответствии со стратегическими планами, а также по оценке степени рисков формируются годовые или квартальные планы проверок, которые согласовываются с МЭК.
При этом с учетом величины риска все подлежащие проверке субъекты относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней и незначительной.
В зависимости от степени риска уполномоченный орган определяет периодичность проведения плановых проверок, но не более одного раза в год для субъектов с высокой степенью риска, не более двух раз в год - для субъектов с высокой степенью санитарно-эпидемиологического риска, не более одного раза в 3 года для субъектов со средней степенью риска, не более одного раза в 5 лет для субъектов с незначительной степенью риска.
В соответствии с законодательством о проверках, существуют четкие критерии отказов (отклонений) в согласовании проверок, таких как, не соблюдения периодичности проверок, отсутствия юридического адреса, ИНН, анонимное обращение. В таких случаях субъект предпринимательства может быть отклонен от плановой и внеплановой проверки.
В свою очередь, МЭК согласует либо отклоняет плановые и внеплановые проверки субъектов предпринимательства только посредством официального портала МЭК по проверкам деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемых государственными контролирующими органами proverka.gov.kg
Кроме того, в соответствии со статьей 7. Закона КР «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» от 25 мая 2007 года, основанием для проведения внеплановой проверки может служить «…получение уполномоченным органом письменного заявления физического или юридического лица о нарушении субъектом проверки прав и интересов заявителя, письменного обращения руководителя органа местного самоуправления о нарушении субъектом проверки прав и интересов населения данной административно-территориальной единицы с приложением документов, материалов и иных подтверждающих сведений о нарушении субъектом предпринимательства законодательства КР» в иных случаях согласование внеплановой проверки отклоняется.
Относительно проверок Службой экологического и технического надзора при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора КР, можно отметить следующее, что в соответствии с гл.5 п.11 Положением этой Службы, утвержденный постановлением Кабмина от 24 декабря 2021 года имеет право:
- в экстренных случаях, связанных с обеспечением жизни и здоровья людей (угроза или возникновение аварии экологического и техногенного характера), проводить проверки без получения письменного направления (без согласования МЭК), независимо от времени суток с целью выявления причин и источников недопустимого воздействия на состояние здоровья людей и окружающей среды, принятия мер по их устранению.
А также:
- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и должностных лиц органов госуправления, юридических и физических лиц документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, сведения о состоянии экологической и технической безопасности, причинах производственного травматизма.
Кроме того, имеют право приостанавливать или запрещать:
-эксплуатацию объектов (работы), отдельных производственных подразделений и оборудования юридических и физических лиц при нарушении требований экологической и технической безопасности, создающем угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде;
-строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и эксплуатацию опасного производственного объекта, и другие работы, осуществляемые с нарушением требований промышленной безопасности.
Т.е. у вышеназванной Службы достаточно полномочий в рамках своих компетенций приостановить или запретить эксплуатацию любого объекта создающем угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде без согласования с МЭК.
Справочная информация прилагается.