В соответствии с ключевыми направлениями экономического развития, озвученными Президентом Кыргызской Республики С.Н.Жапаровым в Послании народу 5 мая 2021 года, Министерство экономики и финансов обозначило основные направления реформ по управлению государственными активами
То, что реформирование системы управления государственным имуществом определено одним из пяти ключевых направлений экономического развития, свидетельствует о необходимости принятия действенных мер по сокращению государственного присутствия в экономике в комплексе с другими задачами, конечной целью которых является создание развитой рыночной инфраструктуры.
Минимизация государственного вмешательства в экономику наряду с институтами неприкосновенности частной собственности и защиты инвестиций, развитой конкуренцией и интеграцией страны в международную торговлю, является необходимым условием экономического развития.
Поэтому оптимизация государственного сектора экономики, в том числе за счет приватизации нестратегических государственных активов, должна рассматриваться как мера по дерегулированию рынка и передаче активов более эффективным частным собственникам и профессиональным управленцам.
В свете поставленных перед Кабинетом министров задач участие государства в коммерческой деятельности должно быть экономически оправдано наличием соответствующих приоритетов государственной политики в конкретной отрасли.
Таким образом, в предстоящем периоде по результатам комплексного функционального анализа в отношении государственных предприятий будут приняты меры по:
- ликвидации или приватизации неэффективных нестратегических предприятий;
- преобразованию в государственные учреждения предприятий, финансируемых из республиканского бюджета;
- передаче государственных активов органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
- реорганизации оставшихся государственных предприятий путем укрупнения и последующего акционирования.
В отношении хозяйственных обществ с государственным участием будут приняты меры по:
- приватизации госпакетов акций и госдолей нестратегических компаний, функционирующих в конкурентном окружении;
- передаче ряда компаний в доверительное управление для повышения эффективности операционной деятельности;
- привлечению в органы управления компаний независимых директоров;
- инициированию инвестиционных проектов и проектов ГЧП для развития инфраструктуры.
В среднесрочной перспективе предполагается передача оставшихся после оптимизации компаний нескольким государственным холдингам – управляющим компаниям (Энергохолдинг, горнодобывающий и др.).
При этом отмечаем, что вопросы приватизации не будут рассматриваться в отношении находящихся в государственной собственности социальных объектов, выполняющих прямые государственные функции и предоставляющих социально-значимые услуги населению. Данные объекты будут функционировать в ведении министерств, ведомств и органов местного самоуправления.