Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики считает необходимым прокомментировать и прояснить ситуацию с находящимися в процессе общественного обсуждения проектами Законов «О разрешении спорных отношений по Декретам Временного Правительства Кыргызской Республики о национализации» и «О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики», поскольку заголовок статьи-“Курманбек Бакиев сможет вернуть свое имущество? Правительство разработало законопроект”, размещенной на интернет-сайте издания kaktus.media, вводит читателей в заблуждение, а цель законопроекта может неправильно интерпретироваться в медийном пространстве.
Проект Закона «О разрешении спорных отношений по Декретам Временного Правительства Кыргызской Республики о национализации» был разработан исключительно в целях реализации Решения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 11 июля 2014 года, в соответствии с которым Правительству Кыргызской Республики поручено создать правовые механизмы, обеспечивающие в разумные сроки разрешение спорных отношений по Декретам Временного Правительства Кыргызской Республики и возможность восстановления имущественных прав законных собственников позволяющих субъектам спорных отношений реализовать свое право на судебную защиту.
Так, Конституционной палатой было установлено, что национализация, осуществленная Временным Правительством, была обусловлена исключительными обстоятельствами. В содержательном смысле национализация 2010 года преследовала цель сохранения и установления государственного контроля над имуществом, предположительно присвоенного незаконным образом. В указанном Решении Конституционной палаты приводится вывод о том, что оспариваемые на предмет конституционности Декреты требуют исследования и проверки фактических обстоятельств, имеющих отношение к данному вопросу. Исходя из выводов Конституционной палаты среди собственников имущества, «предположительно присвоенного незаконным образом» и впоследствии национализированного Декретами Временного Правительства, могут быть «законные собственники», чьи права могут быть восстановлены в судебном порядке.
Согласно статье 51 конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» акты Конституционной палаты являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты Конституционной палаты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики.
Следует отметить, что вопрос неисполнения Правительством Решения Конституционной палаты Верховного суда от 11 июля 2014 года рассматривается в рамках постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О политике Правительства Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок» от 31 марта 2016 года №412 – VI», также ряд бывших собственников национализированных объектов обращается в адрес вышестоящих государственных органов и Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Кыргызской Республики защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Таким образом, инициированный законопроект направлен на создание правового механизма рассмотрения исключительно в судебном порядке заявлений лиц, являющихся добросовестными собственниками и заявляющих требования о восстановлении имущественных прав, как того требует Конституционная палата.
Концепция законопроекта предполагает, что добросовестность и законность приобретения бывшим собственником объектов должна быть доказана в судебном порядке. Законность приобретения национализированного объекта подтверждается наличием следующих обстоятельств:
1) заявитель не является лицом, указанным в представлениях Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики о национализации как лицо, имеющее отношение к семье Бакиева К.С. и его окружению;
2) заявитель не является покупателем, приобретшим право собственности на объект, приватизированный с 2005 года по 2010 год на аукционе без установления цены;
3) право собственности на национализированный объект было приобретено заявителем на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством Кыргызской Республики;
4) заявитель осуществлял права собственника на момент принятия Временным Правительством Кыргызской Республики Декрета о национализации объекта;
5) право собственности заявителя на национализированный объект было в установленном порядке зарегистрировано (для случаев, когда право собственности на объект подлежит государственной регистрации);
6) отсутствие в производстве правоохранительных органов Кыргызской Республики дел, связанных с незаконным приобретением заявителем права собственности на национализированный объект или неосновательным обогащением заявителя;
7) отсутствие в производстве судебных органов Кыргызской Республики дел, связанных с оспариванием действительности сделок (и/или применением последствий недействительности сделок) по приобретению заявителем национализированного объекта;
8) отсутствие решений судебных органов Кыргызской Республики о признании правомерными притязаний третьих лиц на национализированный объект.
Как известно Декреты Временного Правительства о национализации принимались на основании представлений Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики. Так, правоохранительными органами были выявлены определенные нарушения, связанные с приобретением прав на объекты, либо их эксплуатацией, либо иные факты, ставящие под сомнение социальную справедливость нахождения тех или иных объектов у аффилированных с К. Бакиевым лиц, что и послужило мотивом национализации.
Таким образом, законопроект запрещает восстанавливать имущественные права лиц, имеющих отношение к семье К. Бакиева и его окружению, которые приобрели имущество незаконным образом.