На протяжении последних нескольких лет Министерством экономики КР принимаются меры по оптимизации процедур урегулирования неплатежеспособности должников. Так, в исследовании Всемирного Банка «Doing Business 2019», за отчетный период 2018--2019 Кыргызская Республика улучшила свои показатели по критерию «Разрешение неплатежеспособности» на 4 позиций, то есть поднялась с 82 места на 78.
В частности, в отраслевое законодательство уже внесены изменения, направленные на повышение эффективности разрешения неплатежеспособности:
- должнику (или выступающему, от его имени, управляющему по делу о несостоятельности) предоставлена возможность отказаться от чрезмерно обременительных контрактов;
- появилась возможность после начала процесса банкротства инициировать расторжение сделок с заниженной стоимостью, заключенных до возбуждения производства по делу о несостоятельности;
- кредиторы получили больший доступ к информации о финансовом положении должника в ходе процесса банкротства.
Также 31 декабря 2019 года принят инициированный Минэкономики Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (Трудовой кодекс, Законы «О лицензионно-разрешительной системе», «О банкротстве» (несостоятельности)».
Данный Закон является очередной инициативой в рамках работы по улучшению показателей страны по критерию «Разрешение неплатежеспособности» в международном рейтинге ВБ «Doing Business».
Основная цель проводимых реформ – это максимальное улучшение механизмов эффективного управления активами должника, а также повышение роли кредиторов в процессе банкротства. В частности, для решения поставленных задач, законом предусматривается внедрение следующих норм:
- запрещается назначать администратором неэффективных руководителей, ранее приведших хозяйствующие субъекты к банкротству;
- возможность для кредиторов участвовать при утверждении условий реализации активов должника в ходе проведения процедуры банкротства;
- возможность при реструктуризации должника его лицензии, торговые марки и авторские права передать вновь образованному юридическому лицу на тех же условиях, при которых они были выданы должнику;
- возможность продолжать исполнение контрактов, направленных на реабилитацию должника. Это позволит избежать случаев, когда предприятия, имеющие шансы на реабилитацию, вынуждены прекратить свою деятельность после начала процедуры банкротства из-за прекращения поставок услуг, необходимых для жизнедеятельности должника;
- возможность для кредиторов участвовать на заседании собрания кредиторов при утверждении плана реабилитации или при его изменении на любом этапе реабилитации;
- возможность для кредиторов выслушивать один раз в квартал информацию о проведенной работе администратора, а также утверждать расходы процесса банкротства. Это повысит прозрачность деятельности администраторов, а также уменьшит затраты администратора при процессе банкротства;
- судебные органы получили возможность взыскивать затраты процедуры специального администрирования в случае обнаружения должника при процессе банкротства отсутствующего должника.