В Минэкономики прошло заседание Коллегии по итогам 2019 года

Новости
21 Февраль 2020
4804

20 февраля 2020 года в Большом зале Министерства экономики Кыргызской Республики с участием министра Санжара Муканбетова, заведующего отдела экономики и инвестиций Аппарата Правительства КР Алымбека Орозбекова, членов Коллегии, представителей государственных органов, бизнес сообщества состоялось заседание Коллегии Министерства по итогам 2019 года.

На повестке дня были рассмотрены  вопросы:

   -  итогов деятельности Министерства экономики КР за 2019 год; 

- текущей позиция КР в рейтинге «Ведение бизнеса»; 

- усиления деятельности КР в ЕАЭС; 

- текущей ситуации, проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в КР; 

- влияния решений налоговых споров на экономику и инвестиционный климат;

- о деятельности Департамента банкротства при МЭ КР;  

- о состоянии исполнительской дисциплины министерства по итогам 2019 года.

Как отметил министр С. Муканбетов, по итогам деятельности министерства в 2019 году обеспечена макроэкономическая и социальная стабильность в стране, достигнуты положительные темпы прироста ВВП (реальный темп прироста ВВП составил 4,5 %, без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» – 3,8 %); 

Экономический рост обеспечен всеми основными секторами экономики, в том числе: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,6%; в промышленности – на 6,9% в строительстве – на 10,6%; в сфере услуг – на 2,9%. 

Далее, как проинформировал заместитель министра Автандил Алыбаев,  основной вклад в рост ВВП внесли промышленный сектор, вклад которого в ВВП составил 1,27 процентных пункта, с темпом реального прироста в 6,9%, в основном за счет роста выработки металла на предприятиях по разработке месторождения Кумтор, а также сфера услуг, вклад которой в ВВП составил 1,35 процентных пункта, с темпом реального прироста в 2,9%.

В Плане Правительства КР на 2019 год предусмотрено: 118 задач; 214 целевых индикаторов и 473 мероприятий. По итогам 2019 года План Правительства выполнился на 88,4%. Выполнено – 418 (88 % от общего количества мер) мероприятий, не выполнено – 54 мероприятий (12% от Плана), 1 мероприятие снято с контроля. 

По итогам 2019 года План Правительства КР на 2019 год министерством экономики из 37 мероприятий выполнено – 35 мероприятий, то есть на 95 %. 

Основные достигнутые результаты экономики в 2019 году:

- для осуществления поддержки предпринимателей создаются центры поддержки предпринимателей; 

- начали функционировать первые центры поддержки предпринимателей в гор. Ош, Джалал-Абад, Баткен и Каракол; 

- запущена деятельность Бизнес-омбудсмена для содействия прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления с целью предотвращения коррупционных деяний и/или других нарушений прав и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; включены в Реестр предприятий 102 кыргызских предприятия, которые могут осуществлять поставки на территорию государств-членов ЕАЭС;

- в Единый Реестр аккредитованных органов по оценке соответствия ЕАЭС включены 37 аккредитованных испытательных лабораторий. 

- завершена работа и подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, в целях обеспечения равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защиты приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств-членов, а также развития сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между странами;

- в рамках цифровизации государственных услуг в регионах функционируют 20 центров обслуживания населения (ЦОНы). В айыльных аймаках функционируют 387 информационных киосков (ИК);

- приняты НПА, предусматривающие предоставление ряда налоговых преференций, в целях оказания государственной поддержки: 

предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме производства подакцизной группы товаров), перерабатывающим отечественное сельскохозяйственное сырье, по снижению налога на добавленную стоимость на 80%; по обеспечению доступа к кормовой базе путем предоставления налоговых преференций на импорт cырья для производства кормов сельскохозяйственными производителями; по стимулированию инициатив хозяйствующих субъектов, поддерживающих развитие информационно-коммуникационных технологий, путем предоставления вычетов по налогу на прибыль на расходы по внедрению;

по освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, налога с продаж и налога на прибыль частных медицинских организаций, работающих в системе Единого плательщика и предоставляющих льготные услуги гемодиализа лицам с хронической почечной недостаточностью; по предоставлению налоговых преференций на создание особых экономических зон в промышленно-производственной, инновационно-технологической и туристско-рекреационной сферах; по апробированию системы и механизма маркировки товаров средствами цифровой идентификации, подготовке производителей и импортеров к введению обязательной маркировки товаров и др.

- в целях упрощения процедур и сокращения сроков в процессе подготовки проектов государственно-частного партнерства принята новая редакция Закона КР «О государственно-частном партнерстве». 

Кроме этого были рассмотрены результаты Отчета Всемирного Банка "Ведение бизнеса 2020",  где отмечены причины ухудшения позиций в рейтинге. Заведующий отделом инвестиционной политики Алиаскар Тургунбаев представил результаты работы министерства экономики и других министерств и ведомств по улучшению позиций в рейтинге, а также по ходу реализации Плана мероприятий по улучшению "Ведения бизнеса", утвержденного Правительством на 2019-2020 годы. В итоге были предложены дальнейшие меры по улучшению рейтинга.

В частности, рейтинг «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях. Данный рейтинг составляется Всемирным банком. Первый отчет «Ведение бизнеса» был опубликован в 2003 году. 

По методологии рейтинга «Ведение бизнеса» отмечено, что каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора (прилагается).

По периоду измерения рейтинга, отчет «Ведение бизнеса 2020» дает оценку за период: 07/2018 – 06/2019 (вторая половина 2018 года – первая половина 2019 года).  Согласно последним данным Всемирного Банка, показатель удаленности от передового рубежа Кыргызской Республики был ухудшен на 0.53 пунктов, что является ухудшением общего показателя страны с 68.33 места в 2017/2018 году до 67.8 в 2018/19 году. Согласно отчету, за период 2018/19 год в КР были проведены реформы в 3 следующих областях:

По индикатору «Налогообложение», Кыргызская Республика поднялась на 33 позиций вверх, заняв 117 место. Это,  прежде всего, связано за счет упрощения процедур отчетности и уплаты налогов. 

По индикатору «Получение кредитов» КР поднялся на 17 позиций вверх, заняв 15 место. Данный положительный сдвиг связан с улучшением системы работы кредитных бюро.

По индикатору «Подключение к системе энергоснабжения» Кыргызская Республика поднялся на 21 позицию вверх, заняв 143 место. Это связано с усилением контроля за отключениями и модернизацией инфраструктуры.

Согласно последним данным ВБ, КР заняла в Индексе легкости ведения бизнеса 80 место из 190 стран мира, потеряв 10 позиции в связи с изменением методологии экспертов Всемирного Банка и пересмотра данных.  

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно новой методологии рейтинг индикаторов «Получение разрешений на строительство» и «Защита миноритарных инвесторов» были понижены на 60 и 77 позиций соответственно, что существенно повлияло на глобальный рейтинг. 

По усилению деятельности КР в ЕАЭС, как отметила начальник управления координации ЕАЭС Нуржамал Ильясова, в  настоящее время министерство  экономики является ключевым органом по формированию страновой позиции в процессе координации работы государственных органов в рамках ЕАЭС, включая мероприятия по подготовке к заседаниям Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Совета и Коллегии Евразийской экономической комиссии, а также других консультативных и экспертных органов ЕЭК.

Министерство в лице управления координации ЕАЭС является Координирующим органом по взаимодействию с ЕЭК и осуществляет информационно-аналитическое, организационно-методическое и документационное обеспечение в рамках этой деятельности, организует подготовку проектов решений документов по процедурным вопросам с ЕЭК и ряд других полномочий, отнесенных к компетенции Координирующего органа. 

На постоянной основе сотрудники управления задействованы в работе консультативных, рабочих и экспертных групп, совещаниях подкомитетов, рабочих встречах по вопросам ЕАЭС. Кроме того, сотрудникам Управления, как координирующему структурному подразделению  приходится организовывать совещания с ЕЭК в режиме видеоконференции, что также занимает большое количество времени по причине необходимости не только направления писем в отраслевые государственные органы, но и обзвона специалистов указанных органов.

При выработке страновой позиции в рамках работы в ЕАЭС, необходимо выбрать приемлемый для страны вариант и продвигать национальные интересы, что невозможно, без хорошей слаженной работы всех государственных органов. Поскольку все решения в органах ЕАЭС принимаются консенсусом, нужно учитывать большую ответственность и нагрузку сотрудников управления, работа которых должна удовлетворять имеющийся спрос и обеспечивать соответствующее качество выполняемых работ.

Опыт других государств-членов ЕАЭС, имеющих большой стаж участия в евразийском проекте, для решения вопроса защиты страновых интересов в ЕАЭС в системе национальных министерств экономик образуются Департаменты евразийской интеграции с достаточным количеством сотрудников (Российская Федерация и Республика Беларусь), а в Республике Казахстан в 2019 году образовано целое министерство торговли и интеграции. 

Настоятельная необходимость решения всех перечисленных проблем вынуждает Минэкономики КР ставить вопрос увеличения штата управления по координации ЕАЭС с целью укомплектования специалистами по ключевым направлениям деятельности ЕАЭС, не входящими в компетенцию министерства. Такое решение позволит оперативно выявлять барьеры во внутренней торговле ЕАЭС, занимать активную позицию по всем вопросам повестки дня ЕЭК, а также качественно прорабатывать становую позицию для заседаний Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.

О текущей ситуации, проблемах и перспективах развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в КР сообщил директор Центра ГЧП при МЭ КР Данияр Абдылдаев. Как он отметил, задачей созданного Центра ГЧП является продвижение проектов ГЧП государственной и муниципальной инфраструктуры в КР через привлечение частных инвестиций и управленческого опыта частного сектора с использованием механизмов ГЧП, продвижение, поддержка, мониторинг, поиск проектов ГЧП. 

В настоящее время, в Кыргызской Республике имеется 29 проектов ГЧП, которые находятся на разных стадиях в таких отраслях, как здравоохранение, транспорт, культура, туризм, образование и 3 проекта находятся на стадии реализации.

Основные приоритеты на 2020 год это:

 - 5 подписанных соглашений ГЧП;

 -10 подготовленных проектов ГЧП;

 - 20 инициированных проектов ГЧП;

 - 200 обученных сотрудников государственных и муниципальных органов.

По вопросу влияния решений налоговых споров на экономику и инвестиционный климат выступил эксперт Минэкономики Андрей Красников. По его словам, некоторые налоги достаточно сложны в исчислении налоговой базы. К ним в основном относятся НДС, налог на прибыль, налог с продаж, акцизный налог и некоторые другие. Часто по ним возникают налоговые споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. 

В настоящее время в сфере налогообложения КР сложилась непростая ситуация: имеют место факты, которые снижают привлекательность страны для вложения средств инвесторами и тормозят развитие экономики КР. Анализ данных фактов показывает, что требуются безотлагательные действия: обеспокоенность вызывают налоговые споры. 

Как показывает международный опыт, во многих развивающихся и развитых странах налоговые споры рассматриваются специализированными профессиональными досудебными и судебными органами. Такой подход позволяет сократить количество и сроки рассмотрения споров, существенно улучшает качество принимаемых решений. Показательным примером является опыт Литвы, где функционирует досудебная Комиссия по налоговым спорам при Правительстве Литвы. В Нидерландах и других развитых странах существуют специализированные налоговые суды.

Следует признать, что система рассмотрения налоговых споров в КР не отвечает современным требованиям. Назрела необходимость создать в республике профессиональный орган по досудебному рассмотрению налоговых споров, а также начать работу по формированию специализированного налогового суда. 

Учитывая чрезвычайную важность данного вопроса, до создания такого специализированного органа, предлагается образовать коллегиальный орган по рассмотрению налоговых споров при Правительстве КР.

По деятельности Департамента по делам банкротства при МЭ КР проинформировал заместитель директора Эркин Бакиров.        По его сообщению, в 2019 году поступило 30 заявлений на инициирование процесса банкротства, в т.ч. налоговыми органами подано 19 заявлений, подразделениями Социального фонда – 1 заявление, Фондом госматрезервов – 2 заявления, ГАУБК  КР – 4 заявления и частными кредиторами – 4 заявления. Из 30 заявлений материалы по 3 должниками возвращены кредиторам в связи с несоответствием требованиям Закона КР «О банкротстве (несостоятельности)», 2 заявления отозваны самими заявителями, остальные 25 материалов переданы в судебные органы, из которых 12 признаны банкротом. 

В 2019 году поступили решения судов о признании банкротами 61 должника, из них 30 признаны банкротами по заявлениям Департамента,  20 – по заявлениям частных лиц и 11 – по заявлениям самих должников. 1 должник объявлен банкротом собранием кредиторов.

Департамент осуществляет сбор отчетной документации, представляет в суд заключения по отчетам администраторов (при проведении процесса банкротства в судебном порядке). В 2019 году было подготовлено 68 заключений,  завершены процедуры процессов банкротства 67 должников, отменены решения судов о признании банкротом по 7 предприятиям.  

В 2019 г. в мониторинге должников, признанных (объявленных) банкротами, числилось 353 должника,  из них 43 – с активами, 310 или 87,8% - отсутствующие должники. Из 353 должников предприятия с госдолей в уставном капитале составляют                    16 предприятий или 4,5%. Из 353 должников, находящихся в процессе банкротства, более 87,8% не имеют имущества, а у значительной части не установлено местонахождение руководителя (отсутствующие должники). 

В связи с чем, в отношении значительной части – 339 (около 96,0 %) должников применена процедура специального администрирования методом ликвидации. Применение таких оздоровительных процедур, как реабилитация и реструктуризация, возможно только в тех случаях, когда на базе имеющихся активов, возможно, возобновить производство. 

За отчетный период и по сегодняшний день процедура реабилитации применяется в отношении 3-х предприятий: ГП «Управление строительства, инвестиции и торговли»,  - ОсОО «Sv Rich LTD», ОсОО «Ташкумыр Нефтепродукт». 

Метод реструктуризации применяется на 11 предприятиях. В целом осуществление мониторинга применения процедур процесса банкротства  направлено на обеспечение более эффективного проведения процедур процесса банкротства, обеспечение защиты законных прав участников процесса банкротства. 

В полномочия Департамента по делам банкротства также входит реализация банкротства отсутствующего должника, а именно, оплата затрат процесса банкротства. 

Затраты процесса банкротства таких должников возмещаются из средств специализированного фонда государственного органа по делам о банкротстве, источниками образования специализированного фонда являлись средства государственного приватизационного фонда (постановление ПКР от 10 января 2014 г.      Однако в соответствии с п. 4 ст. 14 Бюджетного кодекса КР финансирование приватизационного фонда приостановлено, соответственно,  прекратилось финансирование специализированного фонда.   

По результатам анализа деятельности администраторов в 2019 году выявлены проблемы, с которыми сталкиваются администраторы в процессе банкротства, а также был выявлен ряд характерных нарушений при предоставлении отчетной документации.  Для разрешения выявленных проблем, усиления контроля за деятельностью администраторов в процессе банкротства и устранения пробелов и неясностей в закнодательстве КР о банкротстве, приведения его в соответствие с иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в 2019 году были разработаны ряд проектов.

В завершение заседания Коллегии состоялось рассмотрение исполнительской дисциплины министерства по итогам 2019 года. Как проинформировал статс-секретарь Айдин Шаршеев, за данный период документооборот в министерстве составил всего 71803 единицы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается незначительное увеличение на 8 % или на 6039 единицы.

В Министерстве по установленным формам и датам осуществляется анализ документооборота и на их основе представляются отчеты, где показывается ход исполнения контрольных поручений, продления, динамика инициированных, возвращенных и отозванных НПА. Также проводится анализ документооборота по видам поступивших документов от вышестоящих органов.

За 2019 год из 6702 контрольных поручений в срок исполнено 6037 документов или 5,96 % по сравнению с прошлым 2018 годом увеличился. Из 6702 контрольных документов от вышестоящих органов поступили с 1-го и/или 3-х дневными сроками исполнения 1325 поручений по сравнению с аналогичным периодом (2018 год - 1390 ед.) показатель уменьшился на 4,91%.

За 2019 год министерством было инициировано законопроектов, решений правительства КР -289, принято 128, 212 нормативно-правовых акта, из них: 75 постановлений и 32 распоряжений и 77 единицы законопроектов. 

На основании рассмотрения вышеизложенных вопросов, с учетом поступивших замечаний и предложений, Коллегия приняла к сведению итоги деятельности министерства за 2019 год. В целом, министерством проведена объемная работа, и в текущем году, также предстоит поработать с двойной энергией и энтузиазмом для достижения всех поставленных целей, - призвал сотрудников министр С. Муканбетов.




Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение