Об итогах социально-экономического развития КР за 2019 год и задачах до конца 2020 года

Новости
27 Январь 2020
6936

27 января 2019 года в ходе заседания Правительства Кыргызской Республики министр экономики Санжар Муканбетов проинформировал об итогах социально-экономического развития КР за 2019 год и задачах до конца года. Озвучил основные направления и проблемные вопросы.

Как он отметил, главным результатом итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2019 год стало обеспечение макроэкономической и социальной стабильности в стране, достижение положительных темпов прироста ВВП. 

Развитие страны происходило в условиях продолжения траектории постепенного замедления мировой торговли, разразившихся «торговых войн», расширения антироссийских санкций; смягчения денежно-кредитной политики ФРС США (продолжение снижения базовой ставки), возобновления программы количественного смягчения, замедления оттока капитала, умеренного экономического роста в странах-основных торговых партнерах Кыргызской Республики (за январь-ноябрь 2019 года в Российской Федерации рост составил 1,3 %, Республике Беларусь – на 1,1 %, Республике Казахстан – на 4,4 %, Республике Армения – на 7,9 % (данные за 9 мес. 2019 г.) и инфляции (в Российской Федерации – 3,0 %, Китае – 4,5 %[1], Республике Беларусь – 4,7 %, Республике Казахстан – 5,4 %, Республика Армения – 0,7 %) и т.д.

По предварительной оценке НСК, по итогам 2019 года, объем валового внутреннего продукта сложился в сумме 590,0 млрд сомов и реальный темп прироста составил 4,5 %(в 2018 году составил 103,8 %), без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор темп роста составил 103,8 % (в 2018 году – 103,7 %). 

Ожидаемый уровень экономического роста за 2019 год достигнут, и фактически сложился больше на 0,5 процентный пункт, что связано с увеличением объемов производства ЗАО «Кумтор Голд Компани» и ОсОО «Алтынкен», а также увеличением добычи металлических руд.

Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,6 %, строительстве – на 10,6 %, промышленности – на 6,9 %, сфере услуг – на 2,9 %.

В результате проведения скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик уровень инфляции в Кыргызской Республике не превысил целевых значений в 5-7 %. Уровень инфляции составил 103,1 % (декабрь 2019 года к декабрю предыдущего года), среднегодовое значение инфляции составило 101,1 % (январь-декабрь 2019 года к январю-декабрю 2018 года).

Широкое применение инструментов поддержки Правительства и Национального банка по льготному кредитованию экономики позволили стимулировать банковский сектор, в результате обеспечен рост кредита в экономику на 14,9 % (на конец декабря 2019 года составил 150,0 млрд сомов).

Проводимые мероприятия в области налогово-бюджетной политики способствовали удержанию размера дефицита государственного бюджета на уровне, не превышающем целевой ориентир в 3 %. На протяжении последних лет сохраняется курс по постепенному сокращению уровня государственного долга, который, по состоянию на 30 ноября 2019 года, составил 52,4 % к ВВП.

Положительная динамика макроэкономических показателей позволила Правительству обеспечить своевременное выполнение всех запланированных обязательств государства в области социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, в январе-ноябре 2019 года (без учета малых предприятий), составила 16 586,0 сомов и увеличилась на 5,3 % (по сравнению с январем-ноябрем 2018 года), а реальный ее рост, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, составил 4,3 %.

По предварительным данным средний размер пенсии, на 1 января 2020 года, составил 5723,0 сомов и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего периода, на 2,5 %.

Далее, озвучил основные мероприятия государственной поддержки по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса:

  • продолжалась реализация Программы по льготному кредитованию фермеров. За 2019 год предоставлено льготных кредитов фермерам 9977 кредитов, на общую сумму 5165,2 млн сомов;
  • участники Программы ГИК всего получили 4566 ипотечных кредитов на общую сумму 5 335,46 млн сомов, из них в 2019 году выдано 694 кредитов на общую сумму 1 036,86 млн сомов;
  • в целях содействия кредитованию малого и среднего бизнеса ОАО «Гарантийным фондом», по состоянию на 31 декабря 2019 года, выдано 1602 гарантии в сумме 1 676 млн сомов, а сумма кредитов МСБ составила 5 658 млн сомов и увеличилась почти в 2 раза;
  • финансирование проектов субъектов предпринимательства Российско-Кыргызским фондом развития: из 500 млн долл. США, выделенных Российской Федерацией, по состоянию на 31 декабря 2019 года, всего одобрено, включая выданные 2 351 проекта на сумму 379,0 млн долл. США;
  • упрощена процедура получения разрешительных документов на строительство. Заработало в новом формате «единое окно», срок на получение всех экспертиз и получение документов сокращен со 170 до 30 рабочих дней;
  • для осуществления поддержки предпринимателей создаются центры обслуживания предпринимателей. Начали функционировать первые центры поддержки предпринимателей в гор. Ош, Джалал-Абад, Каракол и Баткен. Запущена деятельность Бизнес-омбудсмена для содействия прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления с целью предотвращения коррупционных деяний и/или других нарушений прав и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  • за 2019 год число проверок сократилось в 8 раза, по сравнению с 2018 годом (было проведено 3435 проверок против 28209 проверок в 2018 году);
  • включены в Реестр предприятий 102 кыргызских предприятия, которые могут осуществлять поставки на территорию государств-членов ЕАЭС (РФ и Казахстан);
  • в Единый Реестр аккредитованных органов по оценке соответствия ЕАЭС включены 37 аккредитованных испытательных лабораторий, из 48 принятых технических регламентов ТС/ЕАЭС, лаборатории и органы по сертификации аккредитованы по 25 ТР ТС/ЕАЭС;
  • завершена работа и подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, в целях обеспечения равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защиты приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств-членов, а также развития сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между странами;
  • на цели регионального развития в государственном бюджете на 2019 год были предусмотрены средства в размере 2,0 млрд сомов, за отчетный год профинансирован 151 проект на сумму 500 млн сомов;
  • в рамках цифровизации государственных услуг в регионах функционируют 20 центров обслуживания населения (ЦОНы), во всех айыльных аймаках функционируют 387 информационных киосков (ИК);
  • приняты НПА, предусматривающие предоставление ряда налоговых преференций, в целях оказания государственной поддержки: 
  • отечественным авиаперевозчикам;
  • предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме производства подакцизной группы товаров), перерабатывающим отечественное сельскохозяйственное сырье, по снижению налога на добавленную стоимость на 80 процентов;
  • по обеспечению доступа к кормовой базе путем предоставления налоговых преференций на импорт cырья для производства кормов сельскохозяйственными производителями;
  • по стимулированию инициатив хозяйствующих субъектов, поддерживающих развитие информационно-коммуникационных технологий, путем предоставления вычетов по налогу на прибыль на расходы по внедрению;
  • по освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, налога с продаж и налога на прибыль частных медицинских организаций, работающих в системе Единого плательщика и предоставляющих льготные услуги гемодиализа лицам с хронической почечной недостаточностью;
  • по предоставлению налоговых преференций на создание особых экономических зон в промышленно-производственной, инновационно-технологической и туристско-рекреационной сферах;
  • по апробированию системы и механизма маркировки товаров средствами цифровой идентификации, подготовке производителей и импортеров к введению обязательной маркировки товаров и др.
  • в целях упрощения процедур и сокращения сроков в процессе подготовки проектов государственно-частного партнерства принята новая редакция Закона Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве». В Кыргызской Республике на различных стадиях находятся 23 проекта ГЧП, совокупная стоимость которых составляет более 300 млн долл. США. В целях расширения доступа к качественной школьной инфраструктуре; 
  • имеется возможность получения 85 государственных услуг в электронном формате, завершена интеграция Государственного портала электронных услуг с Государственной системой электронных платежей;
  • осуществлялись меры по повышению уровня жизни и обеспечению социальной защиты населения: 
  • с 1 июля 2019 года запущен упрощенный механизм предоставления пособия «балага сүйүнчү», который обеспечивает возможность назначения выплаты по принципу «единого окна» и сокращает время между обращением и перечислением денежных средств на счета получателей пособия «балага сүйүнчү» до 2-х дней;
  • с 1 декабря 2019 года, в случае рождения в семье тройни и более детей, за каждого ребенка назначается единовременное пособие «балага сүйүнчү» в размере 50 000 сомов;
  • проводится автоматизация системы назначения пособия через Корпоративную информационную систему социальной помощи, которая позволяет устранить возможность механических ошибок при назначении пособий, снизить уровень коррупционных рисков, а также исключить возможность двойных назначений и механических ошибок при формировании отчетов и заявок на финансирование социальных выплат;
  • осуществлена индексация базовой части пенсии на 5,0 % (с 1 октября 2019 года);
  • произведена индексация размеров страховых частей пенсий на коэффициент 1,05;
  • уровень показателя материнской смертности снизился на 14,9 %, показатель материнской смертности составил 27,8 на 100 000 родившихся живыми (в 2018 году показатель 32,6);
  • проводилась работа по внедрению электронного сервиса «Онлайн запись на прием к врачу» во всех организациях здравоохранения республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Всего количество записанных пациентов через портал составило 192 402 записей;
  • определены и утверждены списки 35 организаций здравоохранения, предоставляющих стационарную помощь, где в 2019 году внедрена система безналичных платежей посредством платежных терминалов и мобильных приложений. По платежному шлюзу произведено 67938 транзакций, на общую сумму 19598,6 тыс. сомов;
  • во всех организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, запущена централизованная информационная система «Приписанное население» в онлайн режиме;
  • к сети Интернет подключено 2118 государственных и муниципальных школ или же 99,0 % (на начало 2018 года – 67,0 %);
  • в 2019 году в гор. Бишкек и Ош внедрена электронная очередь в детские сады (на платформе http://balabakcha.edu.gov.kg), на базе которой подано 117 тыс. электронных заявок, 50,1 тыс. детей определены в детские сады;
  • и другие.

В завершение министр отметил, что в условиях сохранения тенденции замедления экономического роста в мире, геоэкономической напряженности, которые создают сложные внешние условие для функционирования экономики республики, деятельность будет направлена на создание благоприятных условий для предпринимательства, принятие безотлагательных мер, направленных на смягчение шокового воздействия на экономику от негативных процессов, связанных с ухудшением мировой конъюнктуры.

Основные действия в 2020 году будут направлены на обеспечение реализации приоритетов устойчивого развития, определенных в Программе развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 годы «Единство. Доверие. Созидание», Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.

Определены основные целевые макроэкономические показатели на 2020 год и призвал коллег принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение целевых показателей темпов экономического роста в 2020 году, исполнению плановых показателей доходной части государственного бюджета и полное и своевременное финансирование социальных обязательств государства.

[1] В годовом выражении.

Онлайн обращение