Почему Кыргызская Республика изменила свои позиции в рейтинге?
Согласно последним данным Всемирного Банка, Кыргызская Республика заняла в Индексе легкости ведения бизнеса 80 место из 190 стран мира, потеряв 10 позиций в связи с изменением методологии экспертов Всемирного Банка и пересмотра данных.
В то же время следует отметить, что согласно новой методологии показатель легкости ведения бизнеса в Кыргызской Республике увеличился с 65.4 из 100 в прошлогоднем отчете до 67.8 в отчете «Ведение бизнеса 2020», что указывает на улучшение условий для ведения бизнеса Кыргызской Республики по новому отчету.
За период 2018/19 годы в Кыргызской Республике были проведены реформы в 3 следующих областях:
По индикатору «Налогообложение» Кыргызская Республика поднялась на 33 позиций вверх, заняв 117 место. Это прежде всего связано с упрощением процедур отчетности и уплаты налогов.
По индикатору «Получение кредитов» Кыргызская Республика поднялась на 17 позиций вверх, заняв 15 место. Данный положительный сдвиг связан с улучшением системы работы кредитных бюро.
По индикатору «Подключение к системе энергоснабжения» Кыргызская Республика поднялась на 21 позицию вверх, заняв 143 место. Это прежде всего связано с усилением контроля за отключениями и модернизацией инфраструктуры.
Вместе с тем, необходимо отметить что согласно новой методологии рейтинг индикаторов «Получение разрешений на строительство» и «Защита миноритарных инвесторов» был понижен на 61 и 90 позиций соответственно, что существенно повлияло на общий рейтинг.
Ниже указана информация по показателям индикатора «Получение разрешений на строительство» и «Защита миноритарных инвесторов» за 2017, 2018 и 2019 годы. Здесь следует отметить, что в названии рейтинга всегда добавляется 1 год, к примеру в этом году рейтинг называется «Ведение бизнеса 2020». Здесь подразумевается, что рейтингом измеряется легкость ведения бизнеса в следующем году.
Таблица 1 Информация по индикатору "Получение разрешений на строительство"
«Получение разрешений на строительство» | «Ведение бизнеса 2020» 90 место | «Ведение бизнеса 2019» 29 место | «Ведение бизнеса 2018» 31 место |
Показатель | 69.0 | 77.10 | 76.78 |
Процедуры (количество) | 17 | 11 | 11 |
Срок (в днях) | 167 | 142 | 142 |
Стоимость (% от стоимости товарного склада) | 1.7 | 1.5 | 1.7 |
Индекс качества контроля в строительстве (0-15) | 11 | 11 | 11 |
Как мы видим, согласно вышеуказанной таблице Кыргызская Республика увеличила количество процедур для получения разрешения на строительство с 11 в 2018 году до 17 процедур в 2019 году, что существенно ухудшило показатель передового рубежа с 77.1 до 69.0, то есть Кыргызская Республика потеряла 8.1 баллов в данном индикаторе, что существенно повлияло на глобальный рейтинг индикатора.
Таблица 2 Информация по индикатору "Защита миноритарных инвесторов"
«Защита миноритарных инвесторов» | «Ведение бизнеса 2020» 128 место | «Ведение бизнеса 2019» 38 место | «Ведение бизнеса 2018» 51 место |
Показатель | 40 | 66.67 | 61.67 |
Индекс уровня разглашения информации (0-10) | 7 | 7 | 7 |
Индекс ответственности директора (0-10) | 5 | 5 | 5 |
Индекс юридической ответственности руководителей (0-10) | 8 | 8 | 8 |
Индекс прав акционеров (0-6) | 0 | 5 | 4 |
Индекс развития структуры управления (0-7) | 0 | 8 | 6 |
Индекс корпоративной прозрачности (0-7) | 0 | 7 | 7 |
Относительно индикатора «Защита миноритарных инвесторов» отмечаем следующее. Как мы видим, согласно вышеуказанной таблице Кыргызская Республика получила ноль баллов по трем субиндикаторам «Индекс прав акционеров», «Индекс развития структуры управления» и «Индекс корпоративной прозрачности», которые в прошлогодних отчетах были высоко оценены экспертами Всемирного Банка.
Проводимая Правительством КР работа
28 июня 2019 года распоряжением Правительства Кыргызской Республики № 241 утвержден План мероприятий по улучшению позиций Кыргызской Республики в рейтинге Всемирного банка “Ведение бизнеса” на 2019-2020 годы. План, разработанный Министерством экономики КР охватывает все 10 индикаторов рейтинга, в частности особые усилия направлены на наихудшие индикаторы рейтинга, как «Подключение к электрическим сетям», «Налогообложение» и «Обеспечение исполнения контрактов».
Сравнительный анализ позиции КР в рейтинге «Ведение бизнеса» по 10 индикаторам за 2018-2019 годы
№ | Показатели | Отчет 2020 | Отчет 2019 | Изменение +/- | Показатель удаленности от передового рубежа |
Регистрация предприятия | 42 | 35 | -7 | - | |
Получение разрешений на строительство | 90 | 29 | -61 | +0.1 | |
Подключение к системе энергоснабжения | 143 | 164 | +21 | +3.2 | |
Регистрация собственности | 7 | 8 | +1 | - | |
Получение кредитов | 15 | 32 | +17 | +5.00 | |
Защита миноритарных инвесторов | 128 | 38 | -90 | - | |
Налогообложение | 117 | 150 | +33 | +15.7 | |
Международная торговля | 89 | 70 | -19 | - | |
Обеспечение исполнения контрактов | 134 | 131 | -3 | - | |
Разрешение неплатежеспособ-ти | 78 | 82 | +4 | +0.1 | |
Общий рейтинг | 80 | 70 | -10 | 67.8 |
О рейтинге «Ведение бизнеса»
Рейтинг «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.
Данный рейтинг составляется Всемирным банком. Первый отчет «Ведение бизнеса» был опубликован в 2003 году.
Какая методология рейтинга «Ведение бизнеса»?
Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора (прилагается).
Какой период времени измеряет рейтинг?
Отчет «Ведение бизнеса 2020» (далее - Отчет) дает оценку за период: 07/2018 – 06/2019 (вторая половина 2018 года – первая половина 2019 года).
Методология рейтинга «Ведение бизнеса»
№ | Индикаторы | Основные показатели оценки |
Регистрация предприятия | - количество процедур; - сроки и затраты для регистрации предприятия; - минимальный размер уставного капитала. | |
Получение разрешений на строительство | - процедуры, сроки и стоимость прохождения процедур; - индекс качества строительного контроля (качество нормативного регулирования строительства, контроля за качеством и механизмов безопасности, система регулирования юридической ответственности и страхования, требований к уровню профессиональной квалификации); | |
Подключение к системе энергоснабжения | срок прохождения процедур (получение разрешений, прокладка кабеля, согласование с различными инспекциями); - стоимость (проценты дохода на душу населения); - надежность электроснабжения и прозрачность тарифов. | |
Регистрация собственности | - процедуры по покупки недвижимости и передачи права собственности; - качество системы управления земельными ресурсами (надежность системы управления земельными ресурсами, прозрачность системы управления земельными ресурсами, охват системы управления земельными ресурсами, разрешение правовых споров и равный доступ к праву собственности). | |
Получение кредитов | - законные права заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам (предоставление займов в рамках законодательства о залоговом обеспечении и несостоятельности (банкротстве)); - обмен кредитной информацией (охват, объем и доступность кредитной информации, которую можно получить через поставщиков услуг кредитной отчетности таких как кредитные бюро или кредитные реестры). | |
Защита миноритарных инвесторов | - степень защиты миноритарных акционеров в случае столкновение интересов пользуясь одной группой показателей, и права инвесторов в корпоративном управлении пользуясь другими показателями. | |
Налогообложение | - количество выплат, время выплат; - ставка налога; - индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов. | |
Международная торговля | - временные и финансовые затраты на организацию и обеспечение экспорта и импорта товаров (соблюдение требований к оформлению документов, соблюдение требований пограничного и таможенного контроля, транспортировка товаров внутри страны) | |
Обеспечение исполнения контрактов | - срок (дни): подача документов и обслуживание, слушание дела и вынесение решения суда, приведение в исполнение решения суда; - индекс структуры судебной системы и судебных систем, индекс | |
Разрешение неплатежеспособности | - коэффициент возврата средств; - сроки, стоимость; - конечный исход процесса; - эффективность нормативной правовой базы. |