28 августа 2019 года в ходе заседания Правительства Кыргызской Республики министр экономики Санжар Муканбетов проинформировал о результатах интеграции Кыргызской Республики в ЕАЭС. Как он отметил, 12 августа 2019 года исполнилось ровно 4 года с того момента, как Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического Союза. Решение государства о вступлении Кыргызстана в Союз было принято в партнёрстве с гражданами страны. На момент принятия решения свыше 75% населения во всех регионах страны поддержало вступление Кыргызстана в ЕАЭС. Хотя, тогда были и эксперты-аналитики, выступающие с самыми мрачными прогнозами ухудшения состояния дел в экономике после вступления Кыргызстана в Евразийский Союз.
Главный результат состоит в том, что, в крайне неблагоприятных условиях влияния внешних факторов кыргызская экономика в целом без потрясений и обвалов прошла этот сложный период. Среднегодовой рост ВВП за 4 года, в условиях Союза, сложился не ниже уровня, который был в 2010-2014 гг., до вступления в Союз, 4, 1%. Среднегодовой рост ВВП в этот период прогнозировался не выше 2,4%.
Что касается уровня инфляции, то с начала вступления Кыргызстана в ЕАЭС потребительские цены находились на исторически минимальном уровне. То есть, вступление Кыргызстана в ЕАЭС не привело к значительному повышению цен, хотя отдельные эксперты – аналитики предрекали неуправляемый рост потребительских цен на внутреннем рынке, свыше 20% и выше. Так, по наиболее вероятному сценарию уровень инфляции прогнозировался в пределах 9, 4% в среднем за год. Фактически же, этот показатель за 2015-2018 гг. составил всего - 2, 9% в среднем за год, что связано с насыщением потребительского рынка.
Таким образом, количественное значение этого показателя относительно порогового значения, установленного для стран ЕАЭС, КР превышено не было[1]. Тогда как до вступления в Союз, этот показатель за период 2011-2014 гг. оказался гораздо выше - 8,4% в среднем за год. Размер дефицита государственного бюджета, который является одним из ключевых показателей обеспечения макроэкономической стабильности, до вступления в Союз, в период 2010-2014 гг., находился на уровне 3,5%. Фактически, в 2015-2018 гг., этот показатель не превысил целевого ориентира в рамках договора о ЕАЭС (не более 3 % к ВВП) и составил 2,6 % к ВВП в среднем за год.
Уровень внешнего долга к ВВП за 4 года интеграции Кыргызстана в Евразийском Союзе находился в пределах 54,7 % в среднем за год и, по состоянию на 31 декабря 2018 года значение этого показателя существенно сократилось и составило 48,0 %, также, не превысив целевого ориентира ЕАЭС (не более 50%).
За последние 9 лет Кыргызстан в сфере внешней торговли пережил три периода развития: рост торговли в 2010- 2013 гг, спад в 2014-2016 гг. и восстановление торговли в 2017-2018 гг.
В 2010-2013 гг. рост объёмов внешней торговли обеспечивался за счёт импорта товаров, который в 2010-2013 гг. составил 70,5%. Поэтому, преобладание роста импорта привело к историческому максимуму отрицательного сальдо торгового баланса, который в 2012-2013 гг. составил 54-55% к ВВП.
Период 2014-2016 гг. характеризовался резким спадом внешней торговли, прежде всего импорта товаров. В 2014 году спад был незначительным (4,7%), но уже в 2015 торговля снизилась еще на 26% и стабилизировалась к 2016 году (спад на 1,1%).
Спад в 2014-2016 гг. был вызван двумя основными факторами: усилением таможенного контроля на границах ЕАЭС в 2014-2015 гг. и девальвацией валют в странах ЕАЭС и ряде соседних стран. В Кыргызстане валюта была девальвирована на треть, а в Казахстане и России на 100%. Снижение обменного курса сома способствовало спаду импорта, а изменение обменных курсов с Казахстаном и РФ повлияло на снижение экспорта кыргызских товаров.
Укрепление российского рубля и тенге начало происходить со второй половины 2016 года, что дало тренд на постепенное восстановление экспорта в ЕАЭС. После 2-х лет ослабления внешнеторговой деятельности, с начала 2017 года появились признаки оздоровления, отчётливо обозначилась тенденция роста товарооборота, которая сейчас сохраняется как со странами ЕАЭС, так и с третьими странами.
В 2017 г. страны ЕАЭС в общем объёме внешнеторгового оборота КР занимали уже 38,6% (2016 г. – 37%). С этого момента торговля начала ускоренно восстанавливаться. В результате, показатель отрицательного сальдо торгового баланса после вступления в ЕАЭС сложился в размере (-2,8 млрд. долл.) в среднем за год, тогда как значение этого показателя до вступления в ЕАЭС оказалось даже чуть больше (-3 млрд. долл).
Проблема торговых барьеров, которые на этапе формирования рынка ЕАЭС стали расти, как «снежный ком». Формальные и неформальные барьеры и сейчас продолжают оставаться, как досадная часть протекционистской торговой политики стран-членов ЕАЭС. С другой стороны, надо признать, что субъекты отечественного бизнеса тоже оказались не готовы к новым процедурам и правилам поставок товаров на рынок ЕАЭС.
Поэтому, очевидно, что системное обучение и разъяснение позволит нашим экспортёрам избежать огромных потерь, которые они несут сегодня, направляя продукцию в страны ЕАЭС без должного оформления или отсутствия необходимых сопроводительных документов. Cо стороны субъектов бизнеса тоже должно быть «движение навстречу», то есть, поиск необходимой информации и реальный запрос на обучение. Игнорирование новых правил торговли на рынке ЕАЭС и попытки поставок продукции без соответствующих сертификатов, в отсутствие маркировки на упаковках или по просроченным документам, заранее обречены на провал.
Позитивным, по словам министра, является то, что абсолютное большинство крупных и успешных предпринимателей к настоящему времени смогли решить вопросы адаптации к условиям ЕАЭС, обучаясь и выделяя для этого необходимые ресурсы. В сложном положении продолжает оставаться, в основном, малый бизнес.
Далее планируется перейти от общеобразовательных аспектов об интеграции к точечной консультационной поддержке предпринимателей, особенно субъектов малого бизнеса, по решению конкретных проблем в продвижении товаров на рынок ЕАЭС.
Однако, несмотря на сложности, удельный вес вклада МСП в ВВП страны не снизился и составил 40,5% в среднем за год, оставаясь примерно на том же уровне, который был до вступления в ЕАЭС. Вместе с тем, удельный вес налоговых поступлений от МСП за 4-х летний период членства Кыргызстана в ЕАЭС снизился относительно 2014 года практически в два раза (с 44,4% до 22,4% к ВВП). Этот факт напрямую говорит о теневой деятельности и низком качестве налогового администрирования в этом секторе. Поэтому, предложение министерства о постепенном отказе от патентов считаю мерой болезненной, но необходимой, - подчеркнул министр.
Вступление Кыргызстана в ЕАЭС заставило с рисками для бюджета пойти, в целом, по пути существенной либерализации фискальной политики для поддержания бизнеса на этапе адаптации Кыргызстана в интеграции с ЕАЭС.
Что удалось, и каковы результаты:
- По таможенным поступлениям, зеркально с состоянием торговли, отчётливо выделяется неблагоприятный период 2015-2016г, когда в 2015 году таможенные сборы сократились до 25%. Но к 2018 году уровень таможенных поступлений составил почти 42 млрд. сом и практически восстановился до уровня 2014 года. В итоге, среднегодовой объём таможенных поступлений после вступления в ЕАЭС составил чуть более 34 млрд. сом, а до вступления в ЕАЭС было только 30 млрд. сом в среднем за год.
- По налоговым поступлениям, за период 2010-2018 гг., сохраняется, в целом, положительная динамика роста.
Вместе с тем, отмечен недостаточный контроль за импортом товаров с территории Казахстана с нарушением налогового законодательства Кыргызстана. И, рост ввоза неучтённых объёмов продукции из Казахстана без уплаты косвенных налогов на импорт под видом товаров, предназначенных для личного потребления.
Переходя к вопросам технического регулирования, министр отметил, что с вступлением КР в ЕАЭС технические регламенты ЕАЭС стали прямого действия. По состоянию на сегодня в рамках Союза принято 48 технических регламентов ЕАЭС, из них в КР действуют - 41, а 7 технических регламентов вступают в силу в период с 2019-2022 годы.
С принятием технических регламентов ЕАЭС на территории Кыргызстана количество выданных сертификатов соответствия в рамках ЕАЭС увеличилось в 5 раз, а количество зарегистрированных деклараций о соответствии увеличилось в 10 раз, что свидетельствует об увеличении охвата продукции, выпускаемой в обращение на рынок ЕАЭС, соответствующей требованиям технических регламентов.
Также, по состоянию на июль 2019 года, в Единый реестр ЕАЭС включено 14 органов по сертификации и 33 испытательных лабораторий Кыргызстана. Существенно модернизирована национальная лабораторная инфраструктура, при этом, более чем на 15% повышен средний уровень технической компетентности лабораторий. Однако, основная задача, над которой сейчас надо работать, состоит в том, что из тех испытательных лабораторий, которые включены в Единый реестр ЕАЭС, полный спектр испытаний пока не может выполнить ни одна лаборатория в Кыргызстане. Исследования могут проводиться по показателям, общая доля которых не превышает 70-80% от обозначенных в соответствующих технических регламентах.
Министр С. Муканбетов отметил позитивные сдвиги по ветеринарно-санитарным мерам:
- По всей республике завершилась идентификация основного поголовья крупного рогатого скота, которые внесены в Систему идентификации и отслеживаемости животных..
- В Единый Реестр организаций и лиц КР, осуществляющих производство, переработку и хранение подконтрольных товаров, перемещающихся по территории государств-членов ЕАЭС в период с 2015 по настоящее время, было включено 80 предприятий.
- В апреле текущего года также добились признания эквивалентности системы ветеринарного надзора (контроля), что существенно повлияет на рост местных предприятий в Реестре предприятий ЕАЭС. Это означает, что в ближайшее время надо ожидать рост поставок продукции животного происхождения из Кыргызской Республики в страны ЕАЭС.
Кроме этого, министр обозначил острую потребность в усилении работы надзорных органов КР для наведения порядка на внутреннем рынке страны в плане надзора за безопасностью продукции, поставляемой из стран ЕАЭС, а также для ответных мер и защиты внутреннего производителя.
Как повлияла интеграция Кыргызстана в ЕАЭС на уровень жизни населения, как проинформировал С. Муканбетов, на момент вступления в Союз этот вопрос рассматривался. В Дорожную карту закладывались меры и ресурсы по поддержке социальных групп риска в случае неуправляемого роста цен на внутреннем потребительском рынке.
За последние 8 лет (до и после вступления в ЕАЭС) наблюдалась устойчивая динамика роста среднемесячной заработной платы с замедлением только в 2013-2014годах. В итоге, её размер в 2018 году номинально вырос в 2,3 раза к уровню 2010 года и составил почти 16,5 тыс. сом. При этом, за период 2015-2018гг, в условиях ЕАЭС, этот показатель увеличился на 33%.
Также, министр обозначил большие выгоды, получаемые Кыргызстаном от создания рынка труда, включая признание документов об образовании и социальными гарантиями, право на оказание медицинской помощи гражданам Кыргызстана, которые там работают. Но дальнейшие действия должны быть направлены на создание привлекательных условий внутри страны для создания новых рабочих мест. В целом, возможности, которые предоставляются Кыргызстану в интеграции с ЕАЭС, необходимо с максимальной эффективностью проецировать на уровень регионов.
В ЕАЭС главным показателем оценки экономического состояния регионов является ВРП на душу населения в разрезе регионов. С вхождением Кыргызстана в ЕАЭС динамика роста ВРП по всем регионам страны сохранялась положительной! За последние 7 лет (2011-2017гг) этот показатель вырос более, чем в 2 раза и составил в 2017 году- 89,3 тыс. сом на душу населения.
Важным показателем общего оздоровления ситуации в регионах является рост показателя бюджетной обеспеченности местных бюджетов, который показывает способность государства влиять на регионы в части предоставления общественных благ населению. Показатели бюджетной обеспеченности значительно выросли. В частности, за 4 года интеграции этот показатель увеличился на 27% и составил 1870 сом на 1 человека.
В целом, вопреки пессимистичным прогнозам и, несмотря на сложности адаптационного периода, за 4 года интеграции в ЕАЭС Кыргызстану удалось сохранить положительную динамику экономического роста, свыше 4% в среднем за год, и, в целом, удержать макроэкономическую стабильность. Успешно продвигается процесс гармонизации наднациональных правил ЕАЭС с национальным законодательством нашей страны. Существенно возрос уровень компетентности государственных органов в переговорах по защите интересов страны на уровне ЕЭК. Бесспорным эффектом интеграции стали улучшение положения трудовых мигрантов в России и других странах-членах ЕАЭС и выгоды от поступающих потоков трансфертов трудовых мигрантов. Также, можно прогнозировать большие интеграционные эффекты КР: от формирования единого энергетического рынка; выгоды от продвижения цифровой повестки ЕЭАС; создания единых рынок услуг и капитала к 2025 году.
Вместе с тем, ожидаемые выгоды от наращивания экспортного потенциала в интеграции с ЕАЭС в условиях сохраняющихся торговых барьеров, сложно прогнозировать. Эту задачу предстоит решать последовательно и конструктивно.
Спустя 4 года с момента интеграции КР в ЕАЭС, государство, бизнес и общество приходят к пониманию, что вступление Кыргызстана в ЕАЭС, это - не единовременное и краткосрочное событие, а переход к новой, интеграционной модели будущего развития страны.
В завершение, министр обозначил, что интеграция Кыргызстана в ЕАЭС предполагает изменения и в сфере государственного управления на всех уровнях. Очевидно, что главы областей, районов и местных органов самоуправления уже не могут управлять по – старому, без учёта интеграционных факторов влияния на развитие той или иной области или района. При этом, взаимодействие бизнеса с институтами управления также должно выстраиваться с учётом новых возможностей рынка ЕАЭС.
Поэтому, предложения по новым проектным идеям, по потребности в обучении и консультациях по изменениям условий торговли и другим вопросам интеграции Кыргызстана в ЕАЭС - все эти инициативы должны исходить, прежде всего, от нас, руководителей министерств, ведомств и регионов, - заключил министр.
[1] Согласно Договору о ЕАЭС, уровень инфляции в годовом выражении не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.