Министр С. Муканбетов: Об итогах социально-экономического развития КР за первое полугодие 2019 года и задачах до конца года

Новости
24 Июль 2019
5215

24 июля 2019 года в ходе заседания Правительства Кыргызской Республики министр экономики Санжар Муканбетов проинформировал об итогах социально-экономического развития КР за первое полугодие  2019 года и задачах до конца года.

Как он отметил, главным результатом итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за первое полугодие текущего года стало закрепление, в целом, положительной динамики экономического роста в условиях усиления внешних факторов воздействия и внутренних проблем.

Так, фактическая ситуация в экономике по итогам января – июня этого года сложилась следующим образом:

Объем ВВП сложился в сумме 232,6 млрд. сомов с реальным темпом прироста – на 6,4 % (для сравнения, в январе-июне 2018 года – только на  0,3 %). Такой высокий показатель роста экономики обусловлен ускоренным ростом производства основных металлов на предприятиях Кумтора - в 1,5 раза (при отрицательных показателях в январе-июне 2018 года, 85,6 %). Поэтому положительный вклад в формирование ВВП оценивается на уровне 4,4 процентных пункта, составив почти 70 % от достигнутого уровня экономического роста (4,4% от 6,4%) .  Однако, без учета Кумтора, экономический рост составил всего 2,1%. Потенциал национальной экономики без Кумтора продолжает оставаться невысоким. 

Переходя к реальным секторам экономики, формирующих ВВП страны,  министр обозначил положительную динамику роста, в частности: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 1,7 %, в строительстве – на 5,9 %, в промышленности, за счёт Кумтора – на 20,6% и в сфере услуг –всего на 1,1 %.

Детально озвучил фактическое состояние дел в промышленном секторе экономики страны. Так, с начала этого года,  без Кумтора, сохраняется отрицательная динамика роста промышленного производства (на 4,2%)., поскольку  из 13 подотраслей «обработки», только 3 подотрасли вышли на положительные значения, при этом одна из подотраслей, это - производство золота. 

Каковы же основные причины?

- За последние годы, как и за отчётный период не удалось существенно расширить производственные мощности и ввести в действие хотя бы одно крупное предприятие;

- Строительство потенциальных предприятий затягивается на годы, например, добыча золота на месторождении Джеруй, строительство же новых электростанций отодвинуты на неопределённый срок и т.д. А имеющиеся крупные предприятия частично простаивают (НПЗ Джунда, Токмакский НПЗ, ОАО «Кыргызалтын», Хайдарканский ртутный комбинат и др.) или полностью простаивают из-за отсутствия сырья (ОАО «Кыргызский горнорудный комбинат», ОАО «Кадамджайский сурьмяной комбинат»).

Хотя при этом, за 1 полугодие этого года существенно возросла экономическая активность в регионах. Там введено в эксплуатацию 108 новых предприятий и создано 1400 рабочих мест.  Доля этих небольших местных проектов в структуре ВВП пока не очень значимая, но они решают важные социальные задачи в плане роста доходов и  занятости населения на местах. 

Министр  особо отметил, что промышленный сектор стал одним из тех секторов экономики, который более чем за 25 лет рыночных преобразований в стране так и не восстановился до уровня 1990 года. Реальные потери промышленного производства оцениваются сейчас в пределах 62% или почти две трети к уровню 1990 года. В целом же, за период 1990-2018гг удельный вес этого сектора в структуре ВВП снизился в два раза с 32% до 18%. 

За последние пять лет предприятиям ряда отраслей промышленного сектора были предоставлены  значительные налоговые преференции. Однако, должной отдачи пока нет. Сейчас, свыше 50% налоговых поступлений от промышленного сектора формируются, в основном, только за счёт 16 крупных предприятий налогоплательщиков, включая Кумтор.

Учитывая, что с 1997 года новые производственные мощности не были введены, необходимо ускориться с решением задачи по поискам резервов и наращиванию новых мощностей в промышленном производстве: для возрождения кыргызской индустрии, снижения зависимости и компенсации потерь экономики от планируемого  сокращения объёмов производства на Кумторе.  

В рамках решения этой задачи будет целесообразно идти по пути создания и расширения государственных акционерных компаний с корпоративной формой управления и государственной долей не менее 51%. В этом случае, государство выступает, как субъект рыночной экономики страны, с соответствующей долей ответственности за рентабельность производства.

Локомотивом по развитию сегмента таких компаний в индустрии могут стать крупные государственные лизинговые АО, учитывая отсталость и высокий уровень износа (свыше 60%-70%) производственного оборудования на отечественных предприятиях, включая энергетику, а также высокий спрос на новые технологии, в том числе, в отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции.

В этом случае в агропромышленном секторе могут быть решены такие важные задачи, как: улучшение доступности предприятий по переработке сельхозпродукции к новым технологиям; наращивание на этой основе мощностей и объёмов производства, достаточных для поставок продукции на рынок ЕАЭС; стимулирование сельскохозяйственного производства через увеличение спроса на сырьё.

Учитывая это, будет целесообразно ресурсы Российско-Кыргызского Фонда и Программу «Доступные кредиты фермерам» сфокусировать на выдаче кредитов для предприятий по переработке сельхозпродукции, которые смогут беспрепятственно покупать сырьё у сельхозпроизводителей и формировать реальный спрос.

Переходя к аграрному сектору, в целом, надо отметить замедление роста сельскохозяйственного  производства   до 1,5-2,0% в последние годы. 

По итогам 1 полугодия, как было сказано, этот рост не превысил 1,7%. Продуктивность скота и урожайность сельхозкультур остаются очень низкими. До сих пор не созданы крупные агропромышленные комплексы, способные изменить структуру производства. Не созданы сельскохозяйственные кластеры. Имеются большие потери поливной воды при транспортировке. И этот показатель имеет тенденцию к росту. Так, если в 2013 году показатель потерь воды к общему объему составлял 22,5 %, то в 2017 году данный показатель достиг 27,8 % и продолжает увеличиваться. 

По Программе « Финансирование села-7» по состоянию на 26 июня т.г. было выдано 9560 кредитов на сумму более 4,5 млрд. сом. А влияние сельскохозяйственного сектора на экономику так и продолжает оставаться нейтральным - 0,14 процентных пункта за 1 полугодие этого года.  

Почему эффект льготного кредитования фермеров оказался не так высок?

Министр обозначил две основные причины, это:

- нецелевое использование выданных кредитов (по отдельным экспертным оценкам, до 40%);

- отсутствие практики мониторинга и оценки результатов эффективности выданных кредитов фермерам в отдельно взятом, районе, области и по республике в целом.

Для примера, 2009 году, в кризисном году, без каких – либо мер государственной поддержки  реальный прирост в сельском хозяйстве составил 7%. 

Что касается строительного сектора, то в последние годы его удельный вес заметно расширился в структуре производства ВВП, с 3% до 8-9% за счёт высоких темпов роста в последние годы. По итогам 1 полугодия т.г. объем вырос на 5,9 %. Однако имеющиеся проблемы в отрасли могут сдерживать его дальнейший рост, включая:

- проблему поздней приемки завершенных объектов, которые фактически завершены в прошлые годы, но до сих пор не приняты  из–за фактического недооснощения, оборудованием, трудностями подключения к инфраструктуре и т.д.;

- недостаточный объем финансирования запланированных объемов капитальных вложений;

- снижение объемов поступления прямых иностранных инвестиций, несмотря на то что по итогам первого квартала объем ПИИ увеличился на 48 %, сальдо их чистого притока составляет всего 6,9 млн долл. США, т.е. отток капитала из страны продолжается.

На секторе услуг, достигшем ещё недавно почти 50% ВВП, а сегодня – 47%,  глава Минэкономики остановиться более детально.  Так, с 2011 года сфера услуг характеризуется замедлением темпов прироста с 106,7 % в 2011 году до 102,1 % в 2018 году, и продолжение этого тренда в 2019 году. В отчетном периоде также замедлился объем услуг транспорта. Рост услуг связи также продолжает оставаться в отрицательной зоне.

Одной из объективных причин является замедление спроса из – за насыщения рынка этими видами услуг на внутреннем рынке. К числу других влияющих факторов можно отнести и снижение объемов импорта товаров (на 4,7 %).  А сдерживающим рост объемов оптово-розничной торговли, стало снижение объёмов переводов трудовых мигрантов через системы денежных переводов (на 6,6 % в январе-мае 2019 года от объема прошлого года) из-за  установления российской стороной лимитов на переводы с целью борьбы с теневыми операциями.

Вместе с тем, производство и экспорт услуг, включая информационные услуги, финансовое посредничество, туризм и другие могут принести большие выгоды Кыргызстану в рамках формирования единого рынка услуг ЕАЭС. 

Главная же проблема здесь состоит в том, что на сегодня в системе государственного управления у нас нет ни одного ведомства, курирующего этот огромный сектор экономики в целом. Поэтому, считаю целесообразным подготовить пакет рекомендаций для Правительства с обоснованием о принятии решения по усилению координации единой политики развития сферы услуг, где имеются большие резервы налоговых доходов, включая торговлю и другие виды услуг. 

Проблему сокращения налоговых доходов на 3,5 млрд. сомов, надо особо обозначить на фоне сохранения положительной динамики роста экономики. Причина здесь очевидна – это налоговые потери в теневом секторе экономики, который по разным оценкам составляет свыше 30%, - сообщил С. Муканбетов. 

Также он отметил, что в данном секторе экономики за последние годы так и не удалось повысить эффективность налогового администрирования. При этом, действующая с 1998 года система патентов, которая по рекомендации МВФ была внедрена на краткосрочный период для выявления размеров и охвата налогооблагаемой базы, сегодня стала одной из основных  причин налоговых потерь. Сейчас на патентной основе работает свыше двух третей субъектов экономики страны, включая крупные кафе, рестораны, гостиницы, торговые центры и т.д.  В этой части, министр предложил провести работу по поэтапной отмене патентной системы уплаты налогов.

Для повышения бюджетной устойчивости,  предложил о проведении единовременного мероприятия, например, с 1 января по 31 декабря 2020 года, по амнистии капитала в Кыргызской Республике,   с учётом предыдущих результатов такой работы у нас и опыта других стран. 

Одним из важных условий при проведении такой акции должно стать законодательное утверждение принципов неприкосновенности и незыблемости частной собственности и капитала.  

Другим источником пополнения доходной части бюджета в краткосрочном периоде могли бы стать инициативы Правительства по выпуску народных IPO, например, акции Мегакома, аэропорта « Манас», ОАО « Учкун»» АО « Телеком» и др.

Что касается результатов работы по внедрению электронной системы фискализации налоговых процедур, начавшейся с прошлого года, то на сегодня, в основном, определены 4 базовых модуля этой системы, сроки их внедрения и  сформирована нормативно-правовая база для её практического внедрения. 

Какие можно ожидать реальные результаты от внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур?

Во–первых, будут минимизированы и практически сведены к нулю прямые контакты налоговых и таможенных органов с плательщиками налогов и таможенных пошлин, что должно существенно сократить коррупционные цепочки всякого рода и контрабандные поставки, включая реэкспорт товаров из Китая и контрабанду ГСМ. 

Во – вторых, надо ожидать, что с введением этой системы начнётся процесс постепенного вывода предприятий из теневого сегмента экономики.

И, в третьих, что немаловажно, должны улучшиться позиции страны в международных рейтингах, включая такие позиции, как индекс коррупции. 

Ожидается, что при внедрении электронной системы фискализации налоговых процедур дополнительный прирост доходов бюджета  составит порядка 5-10 млрд. сом в год. 

О ситуации в торговле, объём которой в январе-мае 2019 года составил 2693,2 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2018 года снизился на 2,6 %.Экспорт составил 727,7 млн. долл. США (рост на 3,7 %), импорт – 1965,6 млн. долл. США со снижением на 4,7 %.  

Что касается показателей уровня жизни и внутренних потребительских цен, то стоимость потребительской корзины во II квартале 2019 года составила 4739,07 сома и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года  снизилась на 3,3 %. 

Применение инструментов поддержки Правительства по льготному кредитованию экономики позволило простимулировать банковский сектор экономики. По итогам 6 месяцев 2019 года, наблюдается увеличение объемов кредитов в экономику на 8,3 %, объем которых составил 141,4 млрд сомов.

В завершение, министр С. Муканбетов предложил разработать и утвердить План по возрождению современной отечественной индустрии до 2023 года, включая:

- комплекс мер по  запуску государственных акционерных компаний с мерами государственной поддержки новых проектов и  с внедрением кластерных элементов для укрепления межрегиональной кооперации и торговли;

- запуск не менее двух крупных лизинговых государственных акционерных компаний для внедрения новых технологий, как на уровне страны, так и во всех регионах. 

Разработать и внедрить План по энергоэффективности и энергосбережению для предприятий и населения до 2023 года.

Для ускорения развития агропромышленного сектора экономики:

- подготовить проект Решения Правительства КР для  поэтапного  расширения животноводства и роста производства в сельском хозяйстве не менее   4% в год;

- переориентировать ресурсы Российско-Кыргызского Фонда и Программы «Доступные кредиты фермерам», преимущественно, на выдачу кредитов для предприятий по переработке сельхозпродукции, которые будут формировать реальный спрос для сельхозпроизводителей. 

Принять решение о создании государственной структуры по  координации политики развития сферы услуг, руководствуясь потребностью выведения неформальной экономики здесь из тени для роста налоговых доходов, и ожидаемых больших выгод Кыргызстана на рынке услуг ЕАЭС.   

С целью пополнения доходной части государственного бюджета:

- разработать и внедрить Комплекс мер по  поэтапной отмене патентной системы уплаты налогов, 

- с 1 января по 31 декабря 2020 года провести амнистию капитала в КР с учётом опыта других стран; 

- до 1 марта 2020 года внедрить электронную систему фискализации налоговых процедур.

Для стимулирования притока инвестиций в экономику и создания условий для развития малого и среднего бизнеса внести изменения и дополнения в действующий Закон об инвестициях, об утверждении принципов неприкосновенности и незыблемости частной собственности и капитала.

Образовать правительственную комиссию по инвентаризации незавершённых объектов строительства для принятия соответствующих политических решений, включая корректировку данных по объёмам строительных работ за 2019 год.

Онлайн обращение