Сегодня, 17 июля 2019 года в ходе Кыргызско-Корейского бизнес-форума на презентационной сессии «Экономическое сотрудничество двух стран. Кыргызская Республика как ключевой партнер в новой северной политике Республики Корея» с докладом на тему «Политика либерализации экономики КР» выступил министр экономики Кыргызской Республики Санжар Муканбетов.
От имени Министерства экономики и от себя лично поприветствовав участников сегодняшнего кыргызско-корейского бизнес-форума, министр подчеркнул, что Корейская Республика является одной из высокотехнологических стран мира, сумевшая за короткое время пройти путь от аграрной страны до одной из ведущих промышленных стран на мировом рынке. Достигла значительных экономических успехов и на сегодняшний день, занимает лидирующую позицию среди стран мира по объёму ВВП (11-место в мире).
Кроме этого, Корея занимает 5-ое место (из 190 стран) в рейтинге «Ведение бизнеса», которая, как известно, отражает степень легкости ведения предпринимательской деятельности.
«Сегодняшняя встреча для нас является особо значимой. Проведение такого рода мероприятий, безусловно, является для нас эффективной площадкой для взаимного обмена опытом, диалога и сотрудничества между нашими странами.
Принимая во внимание высокие показатели Корейской Республики по переходу к Зеленой экономике, которая является одним из важных инструментов обеспечения устойчивого экономического развития, в этой связи предлагаю совместно реализовывать инвестиционные проекты в сфере «Зеленой экономики» на территории Кыргызской Республики.
Кыргызкой Республике важно перенять Ваш успешный опыт, как одной из ведущих мировых стран», - отметил С. Муканбетов.
Далее министр кратко обозначил о проделанной работе Правительства за последние годы, значимых реформах, которые в основном направлены на более широкое участие частного сектора:
- в целях гарантий и защиты инвестиций введен режим стабилизации для инвесторов, по которому инвесторы имеют право выбора в течение 10 лет с момента регистрации наиболее благоприятных для них условий по уплате налогов.
- создан институт бизнес-омбудсмена, деятельность которого будет направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей и соблюдения их органами государственной власти;
- введен мораторий на проверки предпринимателей со стороны государства, который действует до 2021-го года;
- создаются Центры обслуживания предпринимателей.
Кроме того, в 2019 году Кыргызская Республика заняла в рейтинге «Ведение бизнеса» 70 место, улучшив 7 позиции в сравнении с прошлым годом.
Вопросы создания благоприятного инвестиционного климата являются одним из стратегических направлений и приоритетом долгосрочного развития КР
В экономике страны стабильно и успешно развивается бизнес, в особенности малый и средний, обеспечена защита предпринимателей от административного давления, установлены партнерские взаимоотношения власти и бизнес-ассоциаций, ведется совместная работа по улучшению бизнес-среды, созданы условия для расширения деятельности предпринимателей в различных отраслях экономики и регионах страны.
На сегодняшний день Кыргызская Республика, находясь в сердце Центральной Азии и имея выгодное географическое положение, располагает всеми возможностями и благоприятным инвестиционным климатом для вхождения иностранных предпринимателей на рынок КР и вложения инвестиций.
Для стимулирования иностранных инвестиций в промышленные предприятия и определения Преференциальных населенных пунктов принят Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс». На основании заключённых инвестиционных соглашений вновь созданным предприятиям в течение 5 лет будет предоставляться освобождение от уплаты налога на имущество, земельного налога, налога на прибыль и налога с продаж.
В КР создан либеральный налоговый режим для субъектов предпринимательства и инвесторов. Страна по количеству налогов и по ставкам налогов вкупе с проводимыми работами по улучшению администрирования, обеспечения стабильности налоговых правил для инвесторов является одним из конкурентных в ЦА в сфере налогообложения.
Так, вводится снижение налога на прибыль до 3% при совершении внешних сделок; разработан проект Закона для эффективного разрешения споров между инвесторами и государством; разработан проект Закона о лицензионно-разрешительной системе, позволяющий серьезно упростить существующую регуляторную политику в этой сфере.
Сформирована стабильная и устойчивая база для развития потенциала государственно-частного партнерства (ГЧП). На сегодняшний день в рамках ГЧП уже реализованы инвестиционные проекты на общую сумму более 12 млн. долл. США, и сейчас 15 проектов находятся на стадии подготовки к реализации;
Недавно созданный центр ГЧП при Минэкономике КР будет еще сильнее способствовать привлечению инвестиций и новых технологий в экономику страны, увеличению количества инициируемых ГЧП проектов, и окажет содействие в решении актуальных социально–экономических проблем посредством реализации проектов ГЧП.
Немаловажным является участие Кыргызской Республики в международных союзах и организациях, таких как ЕАЭС и ВТО, открывающие возможности нашему бизнесу для выхода на многомиллионный международный рынок.
Вместе с тем, вступление Кыргызстана в ЕАЭС открыло широкие возможности для развития экономики и привлечения инвестиций в республику. Со вступлением в ЕАЭС для Кыргызстана и ее партнеров снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг и капитала на рынки 5-ти стран-участниц ЕАЭС, с населением более 180 млн. человек.
Говоря о перспективах для иностранных инвесторов в Кыргызстане, следует отметить, что КР присоединилась ко всеобщей системе преференций (ВСП+) Европейского Союза, где, Кыргызстан получает право осуществлять беспошлинный ввоз на 7000 наименований товаров в страны ЕС.
Зарубежные инвесторы могут воспользоваться таким преимуществом как дешевая и квалифицированная рабочая сила и низкие цены на электричество.
С целью привлечения туристов и увеличения возможностей инвестирования, Кыргызстан ввел безвизовый режим для граждан 61 государств.
Согласно Национальной стратегии развития КР на 2018 – 2040 гг. установлено, что взаимоотношения государства и предпринимателя должны стать партнерскими, а вмешательство государства в деятельность бизнеса – минимальным. С этой целью планируется ввести принцип «Единого окна» во всех сферах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Корейская Республика является одним из приоритетных партнеров Кыргызстана в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Между странами имеется большой нереализованный потенциал. Ассортимент и объемы торговли могут быть значительно расширены за счет тех товаров, потребность в которых внутренних рынков наших стран, мы покрываем за счет импорта из других стран.
К примеру, Кыргызская Республика обладает огромной возможностью производить и экспортировать экологически чистые виды продукции, которые могут найти своего потребителя на рынке Кореи.
Кыргызская сторона выражает заинтересованность в увеличении экспорта в Корею сельхозпродукции и продукции переработки, производимой в КР.
В этой связи, нам необходима активизация сотрудничества в этой сфере. Это будет благоприятствовать углублению торгово-экономического сотрудничества и выявлению потенциальных возможностей экономического роста наших государств, - подчеркнул в завершение министр С. Муканбетов.
Отдельно поблагодарил организаторов данного мероприятия и выразил уверенность, что сегодняшнее мероприятие внесет достойный вклад в укрепление взаимного сотрудничества и придаст кыргызско-корейским отношениям совершенно новый качественный характер, а также наполнит их конкретным практическим содержанием.
Также на Форуме выступили г-н Джунг Хо Парк, (Корейский институт международной экономической политики) с докладом на тему: Будущее новой северной политики и корейско-кыргызское экономическое сотрудничество»; президент Торгово-промышленной палаты КР Марат Шаршекеев; старший вице-президент ТПП Республики Корея г-н Хомин Канга и др.