В целях обеспечения правовых условий для электронной коммерции, закрепления прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную коммерцию, определения правил совершения сделок с использованием электронных документов, а также признания электронных документов в качестве доказательств, Министерством экономики КР при поддержке Программы Содействия региональной торговле Центральной Азии GIZ, был разработан проект Закона Кыргызской Республики «Об электронной коммерции».
Необходимо отметить, что в настоящее время в Кыргызстане отсутствует законодательная платформа для электронной коммерции. Участники рынка основываются на имеющихся положениях других нормативных актов.
В настоящее время правовой основой регулирования отношений в области электронной коммерции являются Конституция, Гражданский кодекс, Законы КР: «О защите прав потребителей», «О рекламе», «Об электронной подписи», «Об электронном управлении», «Об информации персонального характера», «О платежной системе», «Об авторском праве и смежных правах» и т.д. Однако, имеющиеся положения не достаточны для активного развития электронной коммерции. В связи, чем есть потребность в принятии законопроекта об электронной коммерции.
Данный проект закона состоит из 7 глав, в которых содержатся 21 статья.
Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих между сторонами при совершении сделок по продаже, покупке или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных, связанных с ними, юридических действий, образующих сферу электронной коммерции, включая участие или содействие в продаже покупке или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг посредством информационных систем и информационно-коммуникационных технологий.
Законопроектом определены основные принципы правового регулирования электронной коммерции:
- обеспечение равенства участников гражданско-правовых отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров и финансовых средств, гарантий судебной защиты прав участников электронной торговли, а также сохранения конфиденциальности и обеспечения безопасности данных;
- определяется круг участников электронной коммерции:
Справочно:
Участниками правоотношений в сфере электронной коммерции являются:
- организаторы аукционов, конкурсов и торгов;
- операторы платежных систем;
- операторы (провайдеры) связи;
- коммерческие банки;
- государственные и негосударственные учреждения и организации;
- физические или юридические лица.
- устанавливаются общие требования к организации обмена электронными документами, а также порядок, условия и особенности хранения электронных документов, требования к защите персональных данных, а также ответственность участников правоотношений в сфере электронной коммерции за обеспечение безопасности.
- определены международные обязательства Кыргызской Республики при совершении международных электронных сделок и в случаях, когда одна из сторон не является субъектом КР и находится вне ее юрисдикции и ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об электронной коммерции и рассмотрение споров, требования к участникам электронной коммерции при перевозке грузов.
Принятие Закона КР «Об электронной коммерции» позволит создать:
- безопасность обмена данными, в том числе за счет использования собственных защищенных каналов связи;
- поддержание стандартов и следование признанным международным сообществом процедурам торговой сделки;
- исключение «ухода» от налогов и создание дохода государству сборами с каждой сделки;
- обеспечение возможности сбора информации о сделках для удовлетворения потребностей государственной статистики.
Вместе с тем, данный законопроект требует проведения широкого, активного обсуждения с бизнес-сообществом и гражданами, пользователями Интернет, в связи с чем, Минэкономики разместило проект закона на сайте для проведения общественного обсуждения.
В этой связи, приглашаем всех участников электронной торговли принять участие в совместной работе над законопроектом «Об электронной коммерции», затрагивающего широкий спектр услуг посредством информационных систем и информационно-коммуникационных технологий, и выработке качественного НПА.
В настоящее время создается Межведомственная рабочая группа с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, бизнес-сообщества страны для проведения Анализа регулятивного воздействия (АРВ) к данному законопроекту в соответствии с Методикой проведения АРВ нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства КР от 30 сентября 2014 года.