МЭК КР сообщает о разработке и обсуждении проекта постановления по регулированию цен на социально значимые товары

Новости
28 Май 2025
168

Настоящим Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале разработки проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О государственном регулировании цен на социально значимые товары» от 8 сентября 2023 года № 455 (далее – проект постановления), о его обсуждении и о сборе предложений от заинтересованных лиц.


1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование

В настоящее время перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке Кыргызской Республики, не включает цемент, который является важным строительным материалом с высокой социальной значимостью. Отсутствие контроля над ценами на цемент приводит к следующим проблемам:

- рост цен на цемент оказывает прямое влияние на стоимость строительства жилья, инфраструктурных и социальных объектов, что затрудняет доступ населения к качественному жилью и снижает темпы социально-экономического развития;

- колебания цен на цемент в рыночных условиях без должного государственного регулирования могут привести к спекуляциям и необоснованному завышению цен, что негативно сказывается на потребителях и предприятиях строительного сектора.

Отсутствие государственных механизмов контроля и поддержки создает риски дефицита цемента или резкого роста его стоимости в периоды повышенного спроса.

Включение цемента в перечень социально значимых товаров позволит обеспечить государственное регулирование его цен, способствуя стабилизации строительного рынка, снижению стоимости строительных работ и обеспечению доступности жилья для широких слоев населения.


2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем

Целью предлагаемого регулирования является расширение перечня социально значимых товаров за счёт включения цемента, что позволит установить государственный контроль и регулирование цен на данный важный строительный материал.

Реализация данного регулирования позволит:

Обеспечить стабильность и доступность цен на цемент для предприятий строительной отрасли и населения, что снизит общую стоимость строительства жилья и социальных объектов.

Предотвратить необоснованный рост цен и спекулятивные действия на рынке цемента за счёт введения механизмов контроля и государственного регулирования цен.

Создать условия для более эффективного планирования и реализации государственных и частных инвестиционных проектов в строительном секторе.

Для достижения указанных целей проект постановления предусматривает внесение изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 сентября 2023 года № 455 «О государственном регулировании цен на социально значимые товары», включающих цемент в перечень товаров, подпадающих под государственное регулирование цен.


3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Включение цемента в перечень социально значимых товаров и установление государственного регулирования цен на него позволит достичь следующих преимуществ и положительных эффектов:

- Стабилизация цен на цемент:

Ожидается снижение колебаний цен на цемент на рынке, что обеспечит предсказуемость и стабильность затрат для строительных организаций и потребителей.

- Стимулирование развития строительного сектора:

Регулирование цен создаст условия для более эффективного планирования и реализации как государственных, так и частных инвестпроектов в строительной отрасли.

- Улучшение социально-экономической ситуации:

Снижение инфляционного давления за счёт контроля цен на цемент будет способствовать общему снижению стоимости социальных и инфраструктурных объектов, что окажет положительное влияние на экономику и качество жизни населения.

- Усиление контроля и прозрачности рынка:

Введение мониторинга и контроля за ценами на цемент позволит оперативно выявлять и предотвращать необоснованное повышение цен и недобросовестную конкуренцию.


4. Оценка возможных неблагоприятных последствий 

Неблагоприятных последствий не должно быть.


5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования:

Предлагаемое регулирование затронет круг субъектов предпринимательства, на которых будет направлено предлагаемое регулирование тарифов.

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Дополнительные расходы:

Производители и поставщики цемента:

Возможные временные издержки, связанные с предоставлением информации в рамках мониторинга цен.

Потенциальное ограничение уровня прибыли в случае установления предельных (максимальных) цен в период нестабильности на рынке.

Государственные органы:

Ожидаемые выгоды:

Для населения и потребителей:

Устранение резких скачков цен на цемент - ключевой материал для строительства жилья и социальных объектов.

Повышение доступности строительства индивидуального жилья, что особенно важно для малообеспеченных слоев населения.

Для строительных компаний:

Повышение предсказуемости и управляемости себестоимости проектов.

Снижение рисков, связанных с ценовой нестабильностью, особенно в период реализации долгосрочных проектов.

Для государства:

Повышение социальной стабильности за счёт контроля цен на критически важный товар.

Возможность более точного планирования государственных капитальных вложений в строительный сектор.

С учётом указанных факторов, ожидаемые выгоды в социальном и экономическом плане значительно превышают возможные краткосрочные расходы, в особенности в условиях роста цен на строительные материалы и высокой инфляционной нагрузки.


7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Реализация норм проекта постановления не повлечет дополнительных затрат из бюджета. 


Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:


1. Предложения принимаются:

по электронной почте

n.abdulazis@inbox.ru

на почтовый адрес

г. Бишкек, ул. Абдумомунова, 207

2. Срок приема предложений не позднее

09.06.2025 г.

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

13.06.2025 г.

Онлайн обращение