Настоящим Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале разработки проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О государственном регулировании цен на социально значимые товары» от 8 сентября 2023 года № 455 (далее – проект постановления), о его обсуждении и о сборе предложений от заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование
В настоящее время перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке Кыргызской Республики, не включает цемент, который является важным строительным материалом с высокой социальной значимостью. Отсутствие контроля над ценами на цемент приводит к следующим проблемам:
- рост цен на цемент оказывает прямое влияние на стоимость строительства жилья, инфраструктурных и социальных объектов, что затрудняет доступ населения к качественному жилью и снижает темпы социально-экономического развития;
- колебания цен на цемент в рыночных условиях без должного государственного регулирования могут привести к спекуляциям и необоснованному завышению цен, что негативно сказывается на потребителях и предприятиях строительного сектора.
Отсутствие государственных механизмов контроля и поддержки создает риски дефицита цемента или резкого роста его стоимости в периоды повышенного спроса.
Включение цемента в перечень социально значимых товаров позволит обеспечить государственное регулирование его цен, способствуя стабилизации строительного рынка, снижению стоимости строительных работ и обеспечению доступности жилья для широких слоев населения.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем
Целью предлагаемого регулирования является расширение перечня социально значимых товаров за счёт включения цемента, что позволит установить государственный контроль и регулирование цен на данный важный строительный материал.
Реализация данного регулирования позволит:
Обеспечить стабильность и доступность цен на цемент для предприятий строительной отрасли и населения, что снизит общую стоимость строительства жилья и социальных объектов.
Предотвратить необоснованный рост цен и спекулятивные действия на рынке цемента за счёт введения механизмов контроля и государственного регулирования цен.
Создать условия для более эффективного планирования и реализации государственных и частных инвестиционных проектов в строительном секторе.
Для достижения указанных целей проект постановления предусматривает внесение изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 сентября 2023 года № 455 «О государственном регулировании цен на социально значимые товары», включающих цемент в перечень товаров, подпадающих под государственное регулирование цен.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Включение цемента в перечень социально значимых товаров и установление государственного регулирования цен на него позволит достичь следующих преимуществ и положительных эффектов:
- Стабилизация цен на цемент:
Ожидается снижение колебаний цен на цемент на рынке, что обеспечит предсказуемость и стабильность затрат для строительных организаций и потребителей.
- Стимулирование развития строительного сектора:
Регулирование цен создаст условия для более эффективного планирования и реализации как государственных, так и частных инвестпроектов в строительной отрасли.
- Улучшение социально-экономической ситуации:
Снижение инфляционного давления за счёт контроля цен на цемент будет способствовать общему снижению стоимости социальных и инфраструктурных объектов, что окажет положительное влияние на экономику и качество жизни населения.
- Усиление контроля и прозрачности рынка:
Введение мониторинга и контроля за ценами на цемент позволит оперативно выявлять и предотвращать необоснованное повышение цен и недобросовестную конкуренцию.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
Неблагоприятных последствий не должно быть.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования:
Предлагаемое регулирование затронет круг субъектов предпринимательства, на которых будет направлено предлагаемое регулирование тарифов.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Дополнительные расходы:
Производители и поставщики цемента:
Возможные временные издержки, связанные с предоставлением информации в рамках мониторинга цен.
Потенциальное ограничение уровня прибыли в случае установления предельных (максимальных) цен в период нестабильности на рынке.
Государственные органы:
Ожидаемые выгоды:
Для населения и потребителей:
Устранение резких скачков цен на цемент - ключевой материал для строительства жилья и социальных объектов.
Повышение доступности строительства индивидуального жилья, что особенно важно для малообеспеченных слоев населения.
Для строительных компаний:
Повышение предсказуемости и управляемости себестоимости проектов.
Снижение рисков, связанных с ценовой нестабильностью, особенно в период реализации долгосрочных проектов.
Для государства:
Повышение социальной стабильности за счёт контроля цен на критически важный товар.
Возможность более точного планирования государственных капитальных вложений в строительный сектор.
С учётом указанных факторов, ожидаемые выгоды в социальном и экономическом плане значительно превышают возможные краткосрочные расходы, в особенности в условиях роста цен на строительные материалы и высокой инфляционной нагрузки.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Реализация норм проекта постановления не повлечет дополнительных затрат из бюджета.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
по электронной почте | n.abdulazis@inbox.ru |
на почтовый адрес | г. Бишкек, ул. Абдумомунова, 207 |
2. Срок приема предложений не позднее | 09.06.2025 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 13.06.2025 г. |