Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики, рассмотрев статью Tazabek, относительно того, что Кыргызстан утратил научную основу для ведения экономической политики, находит интересным поднятый вопрос.
Так, в целях упорядочения процесса стратегического управления и планирования развития страны, принятия государственных стратегических документов утвержден Порядок государственного стратегического управления в Кыргызской Республике, который регулирует отношения, возникающие между участниками процесса государственного стратегического управления в стране.
Порядком определена иерархия стратегических документов, где на первом уровне иерархии определена национальная стратегия – главный государственный стратегический документ, содержащий общее видение, направления, цели, задачи, приоритеты стратегического развития страны на долгосрочный период, затрагивающий все отрасли экономики, сферы жизни общества. Кроме того, на первом уровне иерархии определены общегосударственные программы развития на среднесрочный период.
В государственных стратегических документах в обязательном порядке определяются индикаторы измерения стратегических целей и их прогнозные значения на соответствующий период времени.
В рамках совершенствования прогнозирования социально-экономического развития Кыргызской Республики, а также для повышения эффективности взаимодействия между всеми участниками этого процесса, все ключевые нормы прогнозирования были официально интегрированы в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики. Это позволило обеспечить систематическое использование и применение единых подходов при составлении среднесрочных/долгосрочных прогнозов. В результате, процесс прогнозирования стал более структурированным, прозрачным, что способствует улучшению качества прогнозов и их согласованности с долгосрочными стратегическими целями.
Такой интегрированный подход дает возможность более эффективно учитывать экономические, социальные и финансовые реалии, что значительно усиливает связь между государственными стратегиями и экономической политикой, а также позволяет гибко реагировать на изменения внешнеэкономической и внутренней обстановки.
В части прогнозирования Министерством применяются различные модели социально-экономического развития, каждая из которых направлена на анализ ключевых аспектов, таких как инфляция, трудовые ресурсы, уровень бедности, финансовое программирование и др.:
- Модель, рассчитываемая производственным методом;
- Комплексная модель прогнозирования инфляции;
- Модель RMSM-X (адаптированная для Кыргызской Республики);
- Модель Финансового программирования;
- Модель прогнозирования на уровне областей;
- Модель прогнозирования трудовых ресурсов (в целом по экономике и по секторам экономики);
- Модель по прогнозированию показателей уровня бедности в Кыргызской Республике;
- Модель по краткосрочному прогнозированию на основе индикаторов.
В целях обеспечения координации и согласованности действий при разработке и реализации макроэкономической политики, определения краткосрочных и среднесрочных мер, необходимых для формирования и реализации скоординированной макроэкономической политики, в качестве механизма разработки и реализации согласованной макроэкономической политики принята Модель финансового программирования Кыргызской Республики, которая утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 октября 2013 года № 557. При этом расписан пошаговый план обмена информацией между задействованными государственными органами. Результаты Модели финансового программирования и аналитические материалы предоставляются на рассмотрение Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политики при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
В целях подготовки единого и согласованного макроэкономического прогноза Кыргызской Республики на среднесрочный период, обеспечения аналитическими материалами Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике при Кабинете Министров Кыргызской Республики и предоставления своевременных рекомендаций по решению вопросов макроэкономической стабильности функционирует техническая группа по финансовому программированию, созданная распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики.
В соответствии с утвержденным Порядком разрабатывается три макроэкономических сценариев прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики на среднесрочный период и вносит на рассмотрение заседания Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике для выбора из трех одного базового сценария с соответствующими макроэкономическими параметрами на среднесрочный период для формирования Основных направлений фискальной политики на среднесрочный период и проекта республиканского бюджета Кыргызской Республики на очередной бюджетный год и два прогнозируемых периода
Техническая и рабочие группы осуществляют балансировку всех секторов экономики (реальный, фискальный/финансовый, внешний и монетарный сектора) с использованием модели финансового программирования Кыргызской Республики. В процессе этой балансировки взаимодействуют пять ключевых государственных органов: Министерство экономики и коммерции, Министерство финансов, Национальный банк, Социальный фонд и Национальный статистический комитет.
Процесс балансировки макроэкономических параметров в модели финансового программирования, в рамках взаимодействия ключевых государственных органов, способствует улучшению координации и обеспечению более точных и актуальных прогнозов для среднесрочной перспективы.
В результате работы этих органов на заседание Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политики при Кабинете Министров Кыргызской Республики выносится сбалансированный, научно обоснованный и согласованный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу.
Наличие альтернативных подходов в стране со стороны квалифицированных исследователей и экспертов к прогнозированию экономики и отраслей только приветствуется экономическим блоком правительства. Альтернативные подходы могут предлагать свежий взгляд на проблему, обеспечивать большую гибкость при адаптации к изменяющимся условиям и дополнять традиционные методы.
Кроме того, в ведомствах экономического блока страны на постоянной основе действуют научно-технические и экспертные советы, которые отвечают за формирование и реализацию политики в части научной и исследовательской деятельности, обеспечение качественной научно-исследовательской базы для принятия управленческих решений и выработки стратегий.