Вчера, 22 июля 2024 года, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере защиты прав предпринимателей и инвесторов».
Цель Закона направлена на усиление защиты предпринимателей и инвесторов, осуществляющих экономическую деятельность в Кыргызской Республике, также на устранение необоснованного и чрезмерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства.
Данным законом внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики.
Что изменилось?
УК КР дополнен новой статьей 3381.
Статьей предусматривается ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Усилена ответственность за проведение должностными лицами незаконных проверок субъектов предпринимательства или воспрепятствование их законной деятельности, предусмотренная статьей 436 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях.
Таким образом, закон вводит более жесткие меры в отношении госслужащих, которые используют должностные полномочия для препятствия бизнесу.
Внесены изменения в статью 114 УПК КР.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о применении мер пресечения в отношении предпринимателей и инвесторов суды в первоочередном порядке должны рассматривать альтернативные меры наказания - применение электронных браслетов (электронное наблюдение), залога или домашнего ареста.
Таким образом вводится новый вид меры пресечения в виде электронного наблюдения, который устанавливает дистанционный контроль и отслеживание местонахождения обвиняемого с применением электронных и иных технических средств.
Концепция закона предполагает, что каждый инвестор и предприниматель будет чувствовать себя защищенным. Закон подает хороший сигнал внешним инвесторам и крупным международным компаниям, гарантируя защиту их законных прав и интересов, а также исключение применения жестких мер пресечения в случае менее тяжких правонарушений.
Применение меры пресечения, такой как заключение под стражу, отрицательно сказывается не только на имидже правонарушителя, но и на имидже компании, а следовательно, и на экономическом имидже страны. Последствия могут быть плачевными для экономического субъекта, включая приостановку работы предприятия и риск потери имиджа, что приводит к недоверию потенциальных инвесторов.
Инвесторы, прежде чем вложить свои средства в страну, в первую очередь изучают ее инвестиционную привлекательность через открытые источники.