Приток иностранных инвестиций 2007-2013гг

Прямые иностранные инвестиции в Кыргызской Республике. Тенденции и перспективы.


  1. Приток инвестиций за 2007-2013 гг. 


За последние четыре десятилетия как развитые, так и развивающиеся страны активно продвигают свои страны в качестве инвестиционных объектов и конкурируют за привлечение инвестиций. Развивающимся странам, как правило, создать привлекательный инвестиционный климат сложнее по ряду причин, в том числе в связи с неразвитостью рынка, отсутствием качественной инфраструктуры, высоким уровнем коррупции, политической нестабильностью, низким уровнем защиты прав собственности, несовершенной судебной системой и по ряду других причин.


Рисунок 1. Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику за 2007-2013 гг. (в миллионах долларов США). 

Отношение ПИИ к ВВП за 2007-2013 гг. (в процентах).

 

                                                                              Данные НСК КР, МЭ КР


С 2009 года, несмотря на рост поступления ПИИ, наблюдается снижение соотношения прямых иностранных инвестиций к ВВП страны. Так, если в 2009 году этот показатель составлял 15,8%, то в 2012 году составил всего 9,3%, что говорит о несоразмерном отставании темпов роста притока инвестиций от роста экономики.

К примеру, приток ПИИ к ВВП в 2012 году в Сингапуре составил 20,6%, а в Гонконге 28,3%. Максимальная отметка в этих регионах доходила до 36,6% в Гонконге (2000г) и до 21% в Сингапуре (2007 г)[1]


  1.  Поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2007-2013 гг


Анализ поступления ПИИ по видам экономической деятельности экономики показывает, что с 2007 года по 2013, в обрабатывающую промышленность и на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям приходилось в среднем 65% всех поступлений. 

За период 2007-2013 г. доля обрабатывающей промышленности составила в среднем 38,2%, что объясняется большой долей вложения в деятельность компании «Кумтор».


            Рисунок 2. Структура поступления ПИИ по секторам прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику за 2007-2013 гг.  


 

При этом за период с 2007 по 2013 гг. в виды деятельности, объединенные категорией «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в среднем поступало 0,2% всех инвестиций.


            Рисунок 2. Структура поступления ПИИ по видам деятельности за 9 месяцев 2013 года (в процентах).


 


Анализ поступлений ПИИ по видам деятельности выявляет проблему выделения «популярных» для вложений видов деятельности,  которые предполагают быстрый возврат вложений. К примеру, по итогам 9 месяцев 2013 года 42% инвестиций пришлось на операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, когда как в виды деятельности, объединенные категорией «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» поступило всего 0,2% всех инвестиций. При этом, сельское хозяйство является важной отраслью кыргызской экономики и в нем занято до трети трудоспособного населения страны.

При стабильном росте поступлений ПИИ в абсолютном выражении, перед Кыргызской Республикой встает вопрос о привлечении «качественных» инвестиций, использование которых способствует притоку новых технологических решений, повышению эффективности использования ресурсов и обеспечит дополнительный импульс для развития, стимулируя сопутствующие отрасли. 


  1. Поступление прямых иностранных инвестиций по регионам за 2007-2013 гг


Структура поступления ПИИ по регионам отражает неравномерное развитие регионов страны. В общем объеме наибольший удельный вес ПИИ приходится на г. Бишкек –  за период с 2017 по 2013 гг. средняя доля достигла 45,6%,  Иссык-Кульскую область – 21,2%,  Чуйскую область – в среднем 14,1%. Отмечаются очень малые доли в Баткенской и Нарынской областях и г.Ош.


Рисунок 4. Структура поступления прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику за 2007-2013 гг. по регионам 


 


В структуре ПИИ, основная часть направляется в северную часть страны, концентрируясь в основном в городе Бишкек и Чуйской области. Неравномерное развитие регионов приводит к различным последствиям социально-экономического характера, включая усиление как внутренних, так и внешних миграционных процессов. 


  1.  Поступление прямых иностранных инвестиций по источникам за 2007-2013 гг


За период с 2007 по 2013 год наблюдается тенденция роста доли инвестиций, поступивших из стран вне СНГ. Так, если на страны вне СНГ с 2007 по 2009 приходилось в среднем 56,2% от всех поступивших инвестиций, то с 2010 по 2013 год в среднем приходилось 87,8%, достигнув в 2011 году доли в 94,92%.

Наблюдается последовательный стабильный рост доли инвестиций из Китая. Если в 2007 доля ПИИ из КНР составляла только 6,6%, то в 2012 году этот показатель составил 24%. 

На 10 крупных стран инвесторов по итогам 9 месяцев 2013 года приходилось 91% всех поступлений прямых инвестиций. Поступления из Китая и Канады составили 69 % всего объема ПИИ. Инвестиции из Российской Федерации составили 52,9 млн. долларов и составили всего 7,7% от всех поступлений.


Рисунок 5. Доли стран в структуре поступления ПИИ за 9 месяцев 2013 года.


 


Текущая ситуация структуры поступлений ПИИ по источникам выявляет проблемы слабой диверсификация инвестиционных потоков. Также, Кыргызская Республика разделяет легкие опасения других стран-реципиентов китайских инвестиций, связанные с активной политикой Китая в наращивании ПИИ. Так, по данным исследований Колумбийского университета[2] около трети прямых иностранных инвестиций из Китая контролируются государственными предприятиями и изменение социально-экономических, политических или иных условий в КНР может серьезно повлиять на страны принимающие ПИИ.

  1. Перспективы ПИИ

    1. Глобальные тренды


Согласно отчету за 2013 год Конференции ООН по торговле и инвестициям (ЮНКТАД), период оживления и возвращение объемов глобальных ПИИ к докризисному уровню, скорее всего, будет более длительным, чем ожидалось, что объясняется глобальной экономической неустойчивостью и политической неясностью. По прогнозам ЮНКТАД в свете восстановления оптимизма и уверенности инвесторов ожидается, что мировые потоки ПИИ достигнут 1,6 трлн. долл. в 2014 году и 1,8 трлн. долл. в 2015 году[3].

По итогам 2012 года приток ПИИ в развивающиеся страны оказался намного устойчивее, чем их приток в развитые страны, составив 703 млрд. долларов США. Поступления инвестиций в развивающиеся страны составили рекордных 52% глобальных ПИИ, превысив приток ПИИ в развитые страны на 142 млрд. долларов.


Рисунок 6. Потоки глобальных ПИИ в 2004-2012 годы и прогноз на 2013-2015 годы 


 

Предполагается, что тенденции роста поступлений ПИИ в развивающиеся страны будет сохраняться. Немаловажную роль при этом играет тот факт, что норма прибыли по ПИИ составила 7% во всем мире, при этом в развивающихся странах 8%, в   странах с переходной экономикой 13% и 5% в развитых.


  1. Таможенный союз и конкурентные преимущества Кыргызской Республики

Целями вступления Кыргызской Республики в ТС и ЕЭП являются повышение уровня жизни населения и обеспечение устойчивого экономического роста на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 

Ожидается, что более глубокая региональная интеграция в рамках Таможенного союза и ЕЭП, даст серьезные выгоды, связанные с более емкими рынками, ростом прямых иностранных инвестиций, внедрением современных технологий и общим усилением конкуренции, позволит обеспечить модернизацию экономики и ее дальнейшее развитие.

Основы для анализа предполагаемого эффекта от вступления  Кыргызской Республики в Таможенный союз заложены в исследованиях аналогичных региональных интеграционных соглашений. К таким соглашениям относят случай Европейского союза, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Южно-американский общий рынок (МЕРКОСУР), ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

Различными исследовательскими сообществами во главу угла решающих факторов при локации прямых иностранных инвестиций ставятся различные мотивы. Ниже отмечены преимущества Кыргызской Республики в привлечении ПИИ на основе подхода Конференции по торговле и инвестициям (ЮНКТАД). В отчете за 1998 год Конференция по торговле и инвестициям (ЮНКТАД) отразила, что  принятие решений об инвестировании предопределяется на основе трех основных экономических детерминант: 

- Поиск рынков;

- Поиск активов;

- Поиск эффективности;


Поиск рынков 

Одним из объективных факторов, препятствующих притоку иностранных инвестиций, является малый объем потребительского рынка в совокупности с относительно низкой покупательской способностью.


Рисунок 7. Карта стран членов Таможенного союза


 


Присоединение к Таможенному союзу, открывает для потенциальных инвесторов в Кыргызстан огромный рынок с населением в 175 млн. человек.


Поиск активов

Данный мотив для инвестирования описывает ресурсориентированные инвестиции. Глобальный спрос на ресурсы – минеральное сырье, сельскохозяйственную продукцию сохранит тенденции роста при ограниченном предложении. Богатые залежи полезных ископаемых, большие возможности для производства качественной продукции сельского хозяйства в Кыргызской Республике будут способствовать притоку инвестиций в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В Кыргызстане имеются месторождения более 25 видов полезных ископаемых (черных, цветных, драгоценных металлов, нефти, газа и других). В числе основных видов металлических полезных ископаемых: железо, марганец, ванадий, алюминий, вольфрам, олово, ртуть, сурьма, бериллий, висмут, тантал, ниобий, золото, серебро. Есть перспектива организации добычи железа, ванадия, алюминия, меди, молибдена, бериллия. Не исключена промышленная значимость танталониобитов, кобальта, циркония, лития, цветных камней. На территории республики зарегистрировано 118 проявлений и месторождений ювелирных камней. На территории Кыргызстана известно около 70 месторождений и проявлений угля.

По гидроресурсам республика занимает третье место среди стран СНГ после России и Таджикистана. Освоение богатейшего гидроэнергетического потенциала, составляющего 143 миллиарда кВт.ч/год, является основой стратегии развития энергетики республики. Только на реке Нарын и ее притоках можно построить 22 гидроэлектростанции с ежегодной выработкой электроэнергии более 30 миллиардов кВт.ч.


Поиск эффективности

Следующим мотивом иностранных инвестиций является поиск большей эффективности для заданного объема инвестиций. Так, иностранные инвесторы стремятся снизить стоимость факторов производства, оптимизировать процессы налогообложения и увеличить норму прибыльности.


Рисунок 8. Стоимость электроэнергии для пользователей в промышленных целях (в центах США). 

 

International Energy Agency (IEA), 2013. Energy Prices and Statistics: 



Привлечение такой категории инвестиций является наиболее управляемым процессом для национальных экономик стран. Последовательная инвестиционная политика, направленная на улучшение бизнес-среды позволит определить конкурентные преимущества Кыргызской Республики. Также, важно создать условия, при которых для иностранных инвесторов эффективнее всего будет инвестировать в Кыргызскую Республику для выхода на рынок ТС.

При этом Кыргызская Республика, обладая такими преимуществами, как низкая стоимость электроэнергии, наиболее низкие налоговые ставки и низкую стоимость рабочей силы может способствовать перемещению инвестиций, изначально расположенных в других странах Таможенного союза. Возможности использования выгодных  конкурентных преимуществ и низкой стоимости факторов производства подтверждает увеличение роста экспорта продукции швейной промышленности. 

  1. Проблемы

Политическая стабильность и практика качественного независимого судопроизводства являются ключевыми составляющими инвестиционного климата страны. Однако в Кыргызской Республики все еще широко используются формы несанкционированных публичных выступлений. Согласно данным МВД, на территории страны за 8 месяцев 2013 года прошло 888 митингов, пикетов и других протестных акций. Из них - 591 митинг, 246 пикетов, 17 шествий, 12 демонстраций, и 22 раза были перекрыты дороги.


Рисунок 9. Стоимость акций Centerra Gold и стоимость пакета акций Кыргызской Республики

 

Данные с сайта фондовой биржи Торонто http://web.tmxmoney.com/quote.php?qm_symbol=CG


В связи с процессами глобализации, в том числе и на рынках капиталов, эффекты от подобных внутренних политических  потрясений негативно сказываются на имидже страны и ведут к повышению уровню риска всех капиталовложений, связанных с Кыргызстаном. К примеру, любое околополитическое событие в Кыргызстане, подтверждая теорию эффективных рынков, находит отражение на стоимости акций компании Центерра голд, торгуемых на фондовой бирже Торонто. Так, по сравнению за период с начала 2012 года, стоимость акций упала более чем в 6,4 раза, удешевив портфель акций Правительства Кыргызской Республики в компании Центерра Голд на более чем 1,3 миллиарда долларов США. (Рисунок 2).

            Местное население выступает против разработки 27 месторождений, 24 из них - золоторудные. Такие данные приводят в Госагентстве по геологии и минеральным ресурсам. 

  1. Меры по привлечению инвестиций:

            

            Целями Правительства по привлечению ПИИ являются привлечение капитала, создание новых рабочих мест, интеграция экономики в мировую экономическую систему и для дальнейшего улучшению инвестиционного климата предлагается реализация следующих мер. 

  1. Создание агентства по продвижению инвестиций
  2. Создание Агентства по продвижению инвестиций послужит важной мерой для активизации работы непосредственно с конкретными адресными инвесторами и увеличении притока инвестиций в экономику Кыргызской Республики, основной задачей которого будет сопровождение потенциальных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, а также выявление и устранение барьеров на пути инвестиций путем эффективного сотрудничества с другими правительственными органами по конкретным проектам. Также, основными направлениями деятельности Агентства будет:
  3. Оказание услуг потенциальным инвесторам, включая предоставление доступа к базам данных сервисных компаний, инвестиционных предложений, ресурсам, картам земельных участков и другим необходимым источникам информации;
  4. Формирование и продвижение образа страны как привлекательного адресата для вложения инвестиций;
  5. Разработка и продвижение инвестиционных проектов включая проекты государственно-частного партнерства;


  1. Учреждение института Бизнес омбудсмена

Уполномоченный по защите прав предпринимателей – это специальный специалист при местных областных администрациях, который будет содействовать бизнесу, решая проблемы предпринимателей – коррупция на местах, рейдерство, монополизм. Бизнес омбудсмен будет контролировать соблюдение прав и интересов предпринимателей органами исполнительной власти, тесно взаимодействовать с предпринимательским сообществом, участвовать в формировании госполитики в сфере развития бизнеса и т.п.


  1. Популяризация института медиации

В мировой практике широко применяется использование института медиаторов – лиц или компаний оказывающих услуги по нейтральному, беспристрастному альтернативному урегулированию споров. Развитие института и его популяризация позволит создать условия для качественного досудебного регулирования споров и снижения риска громких международных разбирательств.  


  1. Усиление роли глав местных администраций 

          Главы местных администраций и органов местного самоуправления должны полностью нести персональную ответственность за проявление негативных тенденций развития.

          Зачастую, отсутствие профилактических мер, а нередко, и попустительство и местных органов власти и порождает различного рода локальные конфликты. Для глав местной власти должны быть установлены четкие показатели развития как количество созданных новых рабочих мест, объем привлечённых инвестиций, снижение уровня внутренней и внешней миграции и другие реальные индикаторы. 

          Таким образом, главы местных государственных администраций и органов местного самоуправления должны иметь четкий план по улучшению жизни населения, с конкретными целевыми показателями. По итогам исполнения плана следует принимать соответствующие кадровые решения.

          Думаю, высокая ответственность и повышенные требования создадут условия для прихода в местные органы власти решительных и авторитетных исполнителей.


  1. Работа инвестиционных представителей за рубежом

Инвестиционные представители будут играть роль агентов по привлечению инвестиций для проведения целевых кампаний на местах в страну и будут иметь целевые показатели. 

  1. Внедрение режима стабилизации для инвесторов

Министерством в рамках межведомственной группы по улучшению инвестиционного законодательства разработаны проекты изменений в НПА, направленные на предоставления право выбора для инвестора того налогового и таможенного режима, при котором они начали вести свою деятельность. Данное право будет предоставлено на срок до 10 лет, инвесторам, отвечающим требованиям по объему инвестиций.

Внедрение режима стабилизации широко применяется в международной практике в целях улучшения инвестиционной политики путем обеспечения предсказуемых условий для инвесторов на определенный период времени.


 



 

Приложения

Таблица 1. Поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2007-2013 гг.


(в тысячах долларов США, доли в процентах)


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (9 м.)


Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля
















Всего

436.821,6

100,0

866.200,6

100,0

660.949,3

100,0

666.086,0

100,0

849.201,1

100,0

590.733,3

100,0

685.777,2

100,0
















Обрабатывающая  промышленность

134.932,6

30,89

241.170,6

27,84

166.542,0

25,20

331.386,7

49,75

489.742,2

57,67

255.109,6

43,19

228.686,7

33,35

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

60.115,9

13,76

146.708,2

16,94

148.003,4

22,39

218.933,4

32,87

170.036,5

20,02

216.361,8

36,63

285.458,5

41,63

Финансовая деятельность

113.105,3

25,89

344.690,6

39,79

236.575,8

35,79

34.882,2

5,24

48.145,0

5,67

42.350,8

7,17

80.947,5

11,80

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий   и предметов личного пользования

39.794,6

9,11

56.200,3

6,49

52.960,3

8,01

53.484,3

8,03

64.791,8

7,63

32.775,9

5,55

37.081,3

5,41

Горнодобывающая промышленность

54.636,6

12,51

7.500,0

0,87

6.375,7

0,96

1.028,4

0,15

27.544,9

3,24

27.828,6

4,71

18.571,4

2,71

Транспорт и связь

13.486,4

3,09

17.576,1

2,03

22.355,9

3,38

13.091,7

1,97

39.769,0

4,68

9.207,8

1,56

11.670,4

1,70

Строительство

12.539,0

2,87

48.949,5

5,65

21.396,9

3,24

5.068,1

0,76

5.100,5

0,60

3.119,5

0,53

6.327,8

0,92

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4.268,1

0,98

583,6

0,07

17,6

0,00

2,7

0,00

3,5

0,00

2.045,7

0,35

51,3

0,01

Гостиницы и рестораны

2.687,7

0,62

2.386,7

0,28

4.782,8

0,72

8.158,1

1,22

4.010,7

0,47

1.609,8

0,27

466,0

0,07

Предоставление коммунальных, социальных и   персональных услуг

920,6

0,21

37,0

0,00

476,6

0,07

17,0

0,00

57,0

0,01

181,5

0,03

319,1

0,05

Здавоохранение и предоставление социальных услуг

0,6

0,00

397,7

0,05

395,3

0,06


0,00


0,00

127,2

0,02


0,00

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

24,3

0,01


0,00

927,7

0,14

20,5

0,00


0,00

15,1

0,00

16.197,2

2,36

Государственное управление


0,00


0,00

-



0,00


0,00


0,00


0,00

Образование

309,9

0,07

0,3

0,00

139,3

0,02

12,9

0,00


0,00


0,00


0,00



 


Таблица 2. Поступление прямых иностранных инвестиций по регионам в Кыргызскую Республику за 2007-2013 гг.


(в тысячах долларов США, доли в процентах)


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (9 м.)


Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Всего

436.821,6

100,0

866.200,6

100,0

660.949,3

100,0

666.086,0

100,0

849.201,1

100,0

590.733,3

100,0

685.777,2

100,0

   г. Бишкек

250.681,2

57,4

588.484,6

67,9

412.934,3

62,5

249.309,5

37,4

194.340,9

22,9

205.398,3

34,8

249.956,3

36,4

  Чуйская область

113.462,2

26,0

85.918,5

9,9

56.948,9

8,6

26.867,3

4,0

74.469,2

8,8

101.462,6

17,2

166.382,6

24,3

     Исык-Кульская область

6.081,5

1,4

93.971,5

10,8

74.021,3

11,2

204.001,0

30,6

437.540,0

51,5

124.588,5

21,1

148.089,1

21,6

     Джалал-Абадская область

14.143,5

3,2

57.906,8

6,7

65.130,3

9,9

139.325,5

20,9

66.548,9

7,8

99.315,4

16,8

99.081,9

14,4

  Ошская область 

6.101,7

1,4

734,7

0,1

29.461,0

4,5

4.930,4

0,7

13.168,0

1,6

11.487,9

1,9

19.654,7

2,9

  Таласская область

43.848,1

10,0

34.065,7

3,9

11.339,0

1,7

38.923,7

5,8

6.268,4

0,7

36.633,8

6,2

2.011,7

0,3

  Баткенская область


0,0


0,0

9.988,5

1,5

2.570,1

0,4

56.550,4

6,7

11.639,1

2,0

560,3

0,1

   г. Ош

1.114,0

0,3

4.001,8

0,5

691,2

0,1


0,0

44,9

0,0

67,2

0,0

25,2

0,0

  Нарынская область

1.389,4

0,3

1.117,0

0,1

434,8

0,1

158,5

0,0

270,4

0,0

140,5

0,0

15,4

0,0



 


Таблица 3. Поступление прямых иностранных инвестиций по источникам за 2007-2013 гг.


(в тысячах долларов США, доли в процентах)


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (9 м.)

2007-2013 Накопление


Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля


















Всего

436.821,6

100

866.200,6

100

660.949,3

100

666.086,0

100

849.201,1

100

590.733,3

100

685.777,2

100

4.755.769,1

100


















из стран вне СНГ

238.561,6

54,61

461.345,6

53,26

402.094,5

60,84

527.270,7

79,16

806.032,0

94,92

530.808,8

89,86

595.943,7

86,90

3.562.489,5

74,91

  Австралия

5.524,3

1,26

18.119,5

2,09

23.492,0

3,55

18.801,2

2,82

10.639,9

1,25

8.046,5

1,36

6.219,1

0,91

90.854,8

1,91

  Австрия

15.033,0

3,44

201,8

0,02

36,3

0,01









15.274,6

0,32

  Афганистан



11.003,1

1,27

22,9

0,00

43,1

0,01

1,1

0,00

99,2

0,02

195,3

0,03

11.366,0

0,24

  Багамы









268,1

0,03





268,1

0,01

  Бельгия

30,9

0,01

108,1

0,01



6,7

0,00

6,7

0,00

19,9

0,00

2,0

0,00

174,3

0,00

  Боливия

20,0

0,00

2,6

0,00



1,4

0,00







24,0

0,00

  Бразилия

3,1

0,00

3,4

0,00




0,00







6,5

0,00

  Соединенное Королевство 

60.095,1

13,76

73.927,8

8,53

110.555,2

16,73

73.725,3

11,07

51.362,1

6,05

70.653,1

11,96

53.546,1

7,81

493.932,8

10,39

  Венесуэла











0,2

0,00



0,2

0,00

  Венгрия

11.456,5

2,62

9.542,6

1,10


0,00


0,00


0,00


0,00


0,00

21.002,8

0,44

  Виpгинские острова, Бpитанские

295,9

0,07

2.234,3

0,26

12.180,6

1,84

2.349,1

0,35

2.942,2

0,35

11.040,5

1,87

2.971,6

0,43

34.018,9

0,72

  Германия

28.634,7

6,56

47.792,9

5,52

8.432,6

1,28

11.957,8

1,80

42.732,7

5,03

32.642,9

5,53

5.775,0

0,84

177.994,3

3,74

  Гонконг



1.564,6

0,18

1.540,5

0,23

3.673,0

0,55







6.779,1

0,14

  Гренада











3,6

0,00



3,6

0,00

  Грузия













0,1

0,00

0,1

0,00

  Египет







46,1

0,01

91,5

0,01

58,2

0,01

38,0

0,01

233,8

0,00

  Доминика

451,2

0,10

1.311,1

0,15

1.462,9

0,22









3.225,7

0,07

  Израиль

910,9

0,21

0,1

0,00

2.226,6

0,34

130,1

0,02

503,2

0,06

155,0

0,03



3.926,6

0,08

  Индия

1.507,5

0,35

4.679,3

0,54

505,0

0,08

12,9

0,00

1.587,2

0,19

1.238,4

0,21

574,3

0,08

10.106,0

0,21

  Индонезия







1,1

0,00







1,1

0,00

  Иордания

372,6

0,09

880,1

0,10





870,9

0,10

359,7

0,06

389,3

0,06

2.873,0

0,06

Продолжение на следующей странице


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (9 м.)

2007-2013 Накопление


Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

  Иран, Исламская Республика

902,8

0,21

7.774,3

0,90

3.934,4

0,60

3.153,1

0,47

968,0

0,11

639,4

0,11

341,1

0,05

17.715,5

0,37

  Ирландия







0,2

0,00



0,2

0,00

10,8

0,00

11,2

0,00

  Испания

44,9

0,01













44,9

0,00

  Италия

174,6

0,04



10,0

0,00





1.961,4

0,33

12,5

0,00

2.158,9

0,05

  Острова Кайман











503,7

0,09

364,5

0,05

868,3

0,02

  Канада

6.303,2

1,44

95.856,8

11,07

80.916,7

12,24

205.391,1

30,84

445.501,1

52,46

132.978,2

22,51

151.782,2

22,13

1.118.859,9

23,53

  Кипр

8.098,6

1,85

11.359,8

1,31

1.967,4

0,30

2.330,8

0,35

425,0

0,05

1.297,9

0,22

26.509,9

3,87

51.993,5

1,09

  Китай

29.090,3

6,66

57.530,8

6,64

51.467,7

7,79

70.752,1

10,62

149.602,2

17,62

141.171,6

23,90

253.596,6

36,98

753.284,5

15,84

  Корея, Республика

2.676,0

0,61

24.337,3

2,81

11.875,7

1,80

17.900,1

2,69

1.620,3

0,19

27.829,3

4,71

8.927,3

1,30

95.178,8

2,00

  Куба



2,6

0,00



1,1

0,00







3,7

0,00

  Кувейт

1.076,3

0,25

2.137,1

0,25

4.888,3

0,74

409,7

0,06



0,3

0,00

2,6

0,00

8.515,6

0,18

  Латвия

6,1

0,00

3.782,4

0,44

4.518,9

0,68

3.996,7

0,60

6.350,8

0,75

5.068,5

0,86

6.174,7

0,90

29.901,4

0,63

  Ливан



14,6

0,00











14,6

0,00

  Литва

1.178,3

0,27

738,2

0,09

154,6

0,02

201,7

0,03

117,4

0,01

376,6

0,06

251,9

0,04

3.019,2

0,06

  Лихтенштейн

23,6

0,01

17,7

0,00











41,3

0,00

  Люксембург











2.004,1

0,34

4.807,5

0,70

6.811,9

0,14

  Монако















0,0

0,00

  Марокко

684,2

0,16

16,8

0,00

4.072,1

0,62





0,4

0,00

3,9

0,00

4.778,2

0,10

  Нидерланды

64,9

0,01



6,9

0,00



5,4

0,00

1.146,4

0,19

8.818,8

1,29

10.042,6

0,21

  Нормандские острова

845,7

0,19













845,9

0,02

  Объединенные Аpабские Эмиpаты (ОАЭ)

1.658,1

0,38

4.781,9

0,55

1.818,9

0,28

1.048,4

0,16

26.946,8

3,17

5.127,3

0,87

13.261,1

1,93

54.647,9

1,15

  Оман


0,00


0,00


0,00


0,00


0,00


0,00


0,00

0,0

0,00

  Пакистан

3.895,3

0,89

12.628,6

1,46

1.732,0

0,26

5.673,8

0,85

5.722,2

0,67

4.404,7

0,75

5.553,5

0,81

39.615,0

0,83

  Польша

24,3

0,01

155,4

0,02

1.053,2

0,16

643,7

0,10

224,7

0,03

708,6

0,12

164,4

0,02

2.974,7

0,06

  Португалия



178,1

0,02

502,3

0,08









680,5

0,01

  Республика Македония



3,0

0,00











3,0

0,00

  Самоа

1.453,0

0,33

1.265,9

0,15











2.719,4

0,06

  Сент-Китс и Невис





27,0

0,00









27,0

0,00

Продолжение на следующей странице


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (9 м.)

2007-2013 Накопление


Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

Приток

Доля

  Сирия



143,8

0,02



69,3

0,01







213,1

0,00

  Соединенные Штаты

13.029,7

2,98

6.286,3

0,73

23.148,5

3,50

11.861,1

1,78

12.104,8

1,43

5.527,0

0,94

8.080,9

1,18

80.049,7

1,68

  Сербия 

73,2

0,02

486,3

0,06

1.515,1

0,23









2.074,9

0,04

  Сейшельские остpова 







38.923,7

5,84

3.023,4

0,36

26.498,7

4,49

1.318,0

0,19

69.774,5

1,47

  Турция

16.557,7

3,79

12.761,7

1,47

37.776,2

5,72

8.109,4

1,22

5.380,3

0,63

22.347,1

3,78

12.238,6

1,78

115.187,6

2,42

  Франция

36,4

0,01

71,3

0,01

8,5

0,00

44,8

0,01

45,8

0,01

68,7

0,01

13.833,2

2,02

14.108,7

0,30

  Черногория





116,3

0,02









116,3

0,00

  Швеция

1,2

0,00













1,2

0,00

  Швейцария

465,7

0,11

108,0

0,01

57,3

0,01

101,8

0,02

26.397,6

3,11

21.243,1

3,60

3.058,0

0,45

51.438,3

1,08

  Япония



12,6

0,00

0,5

0,00

592,2

0,09

188,2

0,02





793,6

0,02

  Европейский банк реконструкции и развития

7.829,0

1,79

8.242,3

0,95

875,0

0,13

1.427,8

0,21

3.301,5

0,39

1.812,5

0,31

2.309,9

0,34

25.801,8

0,54

  Прочие международные организации

18.032,8

4,13

39.280,7

4,53

9.196,4

1,39

43.890,3

6,59

7.100,9

0,84

3.775,9

0,64

4.811,0

0,70

126.106,1

2,65















0,00

0,0

0,00

из стран СНГ

198.260,0

45,39

404.855,0

46,74

258.854,8

39,16

138.815,3

20,84

43.169,1

5,08

59.924,5

10,14

89.833,5

13,10

1.193.879,6

25,10

  Азербайджан



0,1

0,00







124,9

0,02

17,1

0,00

142,1

0,00

  Армения

3,0

0,00

40,7

0,00

69,1

0,01









112,8

0,00

  Беларусь

861,6

0,20

3.358,2

0,39

749,5

0,11

68,9

0,01

5,5

0,00

167,9

0,03

13,7

0,00

5.226,0

0,11

  Грузия



9,2

0,00











9,2

0,00

  Казахстан

182.712,0

41,83

360.966,2

41,67

213.046,0

32,23

41.319,9

6,20

24.094,3

2,84

34.083,1

5,77

36.900,4

5,38

893.252,4

18,78

  Молдова, Республика











10,0

0,00

3,0

0,00

13,0

0,00

  Российская Федерация

13.352,1

3,06

36.178,5

4,18

44.910,8

6,79

97.372,5

14,62

18.693,1

2,20

25.444,5

4,31

52.587,4

7,67

288.574,1

6,07

  Таджикистан

271,9

0,06

539,9

0,06











811,9

0,02

  Туркменистан

147,8

0,03













147,8

0,00

  Узбекистан

911,6

0,21

513,3

0,06

51,9

0,01

40,0

0,01



25,3

0,00

77,1

0,01

1.619,5

0,03

  Украина



3.248,9

0,38

27,5

0,00

14,0

0,00

376,2

0,04

68,8

0,01

234,8

0,03

3.970,6

0,08



[1] Данные Всемирного Банка, http://data.worldbank.org/indicator/BX.KLT.DINV.WD.GD.ZS

[2] Karl P. Sauvant, ‘Three challenges for China’s outward FDI policy,’ Columbia FDI Perspectives, No. 106, October 14, 2013

[3] UNCTAD / World Investment Report 2013

Онлайн обращение