Форум "Зеленая экономика 2024"

РЕЗОЛЮЦИЯ

регионального форума «Зеленая экономика – 2024»:

«ЗЕЛЕНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 2024»


23 октября 2024 год городе Бишкек, Кыргызская Республика прошел Региональный Форум «Зеленая экономика-2024: Зеленый путь развития Центральной Азии 2024», под эгидой Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики при активном участии Бизнес-ассоциации JIA, Кыргызской ассоциации туристических операторов (КАТО), Юнисон Групп, Регионального экологического центра в Центральной Азии (РЭЦЦА)  и поддержке партнеров по развитию – Программы Развития ООН, Программы «Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в Кыргызской Республике», реализуемой GIZ при со финансировании BMZ, ЕС и SDC; Программного офиса ОБСЕ в г. Бишкек. В нем приняли участие более 1500 человек, из 5 стран региона, в том числе представители бизнес-ассоциаций, частного сектора, гражданского и экспертного сообществ, государственного сектора, академических, образовательных структур, международных организаций, СМИ.

Форум был направлен на укрепление сотрудничества стран Центральной Азии в приоритетных направлениях зеленой экономики, включая области зеленого финансирования, зеленой энергетики, устойчивого туризма, зеленого строительства, управления отходами, а также на определение потенциальных инициатив регионального масштаба для их скоординированного продвижения и совместной реализации.

Основные выводы и рекомендации участников форума:

В рамках глобальных и региональных вызовов “зеленая” экономика остается основным инструментом обеспечения устойчивого развития стран Центральной Азии. Особо актуальными остаются вопросы развития зеленой энергетики, устойчивого туризма, зеленого строительства и управления отходами. При этом, существует потребность в постоянном, совместном диалоге правительств Центральной Азии с частным сектором для определения потенциальных инициатив регионального масштаба для совместного продвижения и реализации в целях обеспечения устойчивого развития региона.

Укрепление регионального сотрудничества стран Центральной Азии и продвижение совместных инициатив необходимо для скоординированного взаимодействия стран региона Центральной Азии с международным сообществом по приоритетным направлениям, снижения рисков влияния изменения климата, повышения устойчивого экономического развития стран региона Центральной Азии.

Кабинет Министров КР и Министерство экономики и коммерции КР выступили с рядом инициатив по обмену опытом и знаниями между правительствами стран региона и представителями частного сектора и международных организаций. Форум знаменует важный шаг в разработке совместных планов и инициатив по направлениям, которые были обозначены в пленарных сессиях и секторальных обсуждениях, на основе выработанных на них рекомендаций, а именно:

В области зеленого финансирования:

Правительствам стран Центральной Азии:

  • Рассмотреть широкий спектр мер поддержки по мобилизации инвестиций в «зеленую» экономику через: i) создание благоприятных условий для долгосрочных «зеленых» инвестиций, привлекаемых через банковский сектор и фондовый рынок; ii) выделение государственных бюджетов и государственных инвестиций в качестве мотивационных сигналов для рынка, в том числе через специальные фонды и/или финансовых посредников для стимулирования «зеленой» экономики; и iii) целенаправленное применение инструментов снижения финансовых рисков для мобилизации частных «зеленых» инвестиций.
  • Разработать и внедрить чёткие и прозрачные нормативно-правовые акты, регулирующие выпуск зелёных облигаций, которые включают создание стандартов и критериев для проектов, которые могут быть финансированы через зелёные облигации, а также механизмы мониторинга и отчётности. Наличие чёткой и предсказуемой правовой базы создаст уверенность у инвесторов и эмитентов, что увеличит объем инвестиций в зелёные проекты.

Финансовым учреждениям и банкам развития:

  • Разработать программы поддержки малых и средних предприятий (МСП), направленные на внедрение экологически чистых технологий и практик, которые могут включать льготные займы, гранты, налоговые льготы и программы по развитию потенциала. МСП играют ключевую роль в экономике региона. Поддержка их перехода к экологически чистым практикам будет способствовать снижению углеродного следа и стимулировать устойчивое развитие на локальном уровне.
  • Активнее налаживать партнёрства с международными финансовыми институтами для привлечения дополнительных ресурсов и экспертизы в области зелёного финансирования, включая совместные проекты, гранты и техническую помощь. Международные финансовые институты обладают значительным опытом и ресурсами, которые могут помочь странам Центральной Азии ускорить развитие зелёного финансирования и внедрение лучших практик.

Государственным и частным организациям:

  • Разработать и внедрить образовательные программы для повышения осведомлённости о возможностях зелёного финансирования среди широкого круга заинтересованных сторон, включая государственные органы, бизнес и общественность. Образовательные инициативы помогут распространить знания о преимуществах зелёного финансирования, стимулируя активное участие различных акторов в переходе к устойчивой экономике. 

В области зеленой энергетики:

Правительствам стран Центральной Азии:

  • Разработать и внедрить программы для увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе стран Центральной Азии, с акцентом на сокращение зависимости от ископаемого топлива и снижение углеродных выбросов.
  • Поддержать инициативы по развитию солнечной, ветровой и гидроэнергетики, включая стимулирование инвестиций в эти сектора, разработку законодательных и нормативных актов для упрощения реализации проектов, а также привлечение международного финансирования для развития инфраструктуры.

Государственным органам:

  • Создать условия для развития инфраструктуры по генерации и распределению возобновляемой энергии, обеспечивая доступность этих технологий для отдаленных и сельских районов, что повысит энергетическую безопасность и устойчивость региона.
  • Разработать механизмы стимулирования частного сектора и местных сообществ к внедрению малых и средних проектов возобновляемой энергетики через предоставление льгот, субсидий и программ по развитию потенциала.
  • Продвигать интеграцию возобновляемых источников энергии в энергетические системы стран региона, обеспечивая их стабильное и надежное подключение к существующей энергетической сети для увеличения доли чистой энергии в общем энергобалансе.

Образовательным учреждениям и профессиональным ассоциациям:

  • Развивать программы повышения осведомленности и образовательные инициативы для подготовки кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов возобновляемой энергетики, что позволит ускорить процесс внедрения зеленых технологий на местах.
  • Разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие культуры сортировки твердых бытовых отходов среди населения, включая образовательные программы, создание необходимой инфраструктуры, законодательную поддержку и стимулирующие экономические механизмы.


 


В области устойчивого туризма:

Государственным органам и туристическим ассоциациям:

  • Разработать устойчивые региональные эко-маршруты и согласовать единые стандарты для экологически безопасных туристических продуктов.
  • Разработать план по упрощению и оптимизацию визовых и пограничных процедур.
  • Цифровизировать подсчет туристов (QR-код), пересекающих государственную границу и посещающих туристические объекты (природные парки, туробъекты, музеи и т.д.) для эффективного анализа социально-экономического вклада и нагрузки на экологию. 
  • Разработать механизм работы с Организациями по управлению Дестинациями в регионах путем государственных заказов: малые инфраструктурные проекты, эко-тропы, улучшение сервиса, обучения, маркетинг и продвижение и т.д, и в их институциональное развитие.
  • Изучить и разработать механизм экологических сборов от посетителей (на международном примере городского налога и/или экосбора) при въезде/входа в природные туристские объекты, где собранные денежные средства будут использованы в целях снижения воздействия на экологию и охраны окружающей среды.
  • Принять систему классификации коллективных средств размещения, учитывающую нормы и критерии устойчивого развития туризма.
  • Проводить информационную кампанию по охране и защите окружающей среды и объектов историко-культурного наследия в средствах массовой информации (государственные каналы ТВ, Радио, журналы, газеты, информагентства). 
  • При планировании бюджета органов местного самоуправления предусмотреть отдельную статью расходов на развитие туризма.
  • Обеспечить создание необходимой инфраструктуры на историко-культурных туристических объектах.
  • Включить понятие «устойчивый туризм» в профильные образовательные программы высших и средне-специальных учебных заведений.
  • Создать механизмы государственной поддержки зеленого финансирования, направленного на развитие устойчивого туризма.
  •  Инициировать разработку и внедрение долгосрочных программ для обеспечения устойчивого развития туристической отрасли.
  • Укреплять страновой имидж через продвижение концепции устойчивого туризма.






В области зеленого строительства:

Правительствам стран Центральной Азии:

  • Стимулировать внедрение энергоэффективных технологий и решений в строительной отрасли стран Центральной Азии для повышения устойчивости строительства и сокращения углеродного следа на региональном уровне.
  • Признать важность адаптации и внедрения международных стандартов и передовых практик в области энергоэффективного строительства, таких как стандарты почти нулевого энергопотребления (ZEB), с учетом климатических и экономических условий стран Центральной Азии.

Государственным органам и частному сектору:

  • Усилить координацию усилий государственных структур, частного сектора и международных организаций в вопросах разработки и внедрения зеленого строительства, энергоэффективных решений и циркулярной экономики в строительной отрасли региона.
  • Поддержать инициативу по созданию и развитию координационного органа для обеспечения согласованности действий между государственными структурами, частным сектором и международными партнерами в вопросах зеленого строительства и энергоэффективности в регионе.

Образовательным учреждениям и профессиональным ассоциациям:

  • Рекомендовать регулярное проведение обучающих программ, семинаров и тренингов для подготовки специалистов в области зеленого строительства и энергоэффективных технологий, а также повышение осведомленности населения о преимуществах устойчивых строительных решений.

Международным организациям и донорам:

  • Способствовать привлечению международного финансирования и технической помощи для реализации программ устойчивого строительства, модернизации существующих зданий и внедрения энергоэффективных технологий через партнерство с международными финансовыми институтами.


В области переработки отходов:

Правительствам стран Центральной Азии:

  • Разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие культуры сортировки твердых бытовых отходов среди населения, включая образовательные программы, создание необходимой инфраструктуры, законодательную поддержку и стимулирующие экономические механизмы.

Государственным органам:

  • Разработать и внедрить пакет фискальных мер направленных на снижение финансовых барьеров для предпринимателей, работающих в секторе ТБО, включая снижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налогов на добавленную стоимость (НДС) для определенных видов оборудования или услуг; 
  • Усовершенствовать лицензионно-разрешительную систему
  • Рассмотреть вопрос создания промышленной зоны для предприятий занятых в секторе управления отходами.
  • Обеспечить   частному сектору упрощенный доступ к сырью

Образовательным учреждениям и профессиональным ассоциациям:

  • Разработать и внедрить программы, направленные на развитие культуры сортировки твердых бытовых отходов среди населения.

В области зеленой энергетики:

Правительствам стран Центральной Азии:

  • Разработать и внедрить программы для увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе стран Центральной Азии, с акцентом на сокращение зависимости от ископаемого топлива и снижение углеродных выбросов.
  • Поддержать инициативы по развитию солнечной, ветровой и гидроэнергетики, включая стимулирование инвестиций в эти сектора, разработку законодательных и нормативных актов для упрощения реализации проектов, а также привлечение международного финансирования для развития инфраструктуры.

Государственным органам:

  • Создать условия для развития инфраструктуры по генерации и распределению возобновляемой энергии, обеспечивая доступность этих технологий для отдаленных и сельских районов, что повысит энергетическую безопасность и устойчивость региона.
  • Разработать механизмы стимулирования частного сектора и местных сообществ к внедрению малых и средних проектов возобновляемой энергетики через предоставление льгот, субсидий и программ по развитию потенциала.
  • Продвигать интеграцию возобновляемых источников энергии в энергетические системы стран региона, обеспечивая их стабильное и надежное подключение к существующей энергетической сети для увеличения доли чистой энергии в общем энергобалансе.

Образовательным учреждениям и профессиональным ассоциациям:

  • Развивать программы повышения осведомленности и образовательные инициативы для подготовки кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов возобновляемой энергетики, что позволит ускорить процесс внедрения зеленых технологий на местах.
  • Разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие культуры сортировки твердых бытовых отходов среди населения, включая образовательные программы, создание необходимой инфраструктуры, законодательную поддержку и стимулирующие экономические механизмы.

В области устойчивого туризма:

Государственным органам и туристическим ассоциациям:

  • Разработать устойчивые региональные эко-маршруты и согласовать единые стандарты для экологически безопасных туристических продуктов.
  • Разработать план по упрощению и оптимизацию визовых и пограничных процедур.
  • Цифровизировать подсчет туристов (QR-код), пересекающих государственную границу и посещающих туристические объекты (природные парки, туробъекты, музеи и т.д.) для эффективного анализа социально-экономического вклада и нагрузки на экологию. 
  • Разработать механизм работы с Организациями по управлению Дестинациями в регионах путем государственных заказов: малые инфраструктурные проекты, эко-тропы, улучшение сервиса, обучения, маркетинг и продвижение и т.д, и в их институциональное развитие.
  • Изучить и разработать механизм экологических сборов от посетителей (на международном примере городского налога и/или экосбора) при въезде/входа в природные туристские объекты, где собранные денежные средства будут использованы в целях снижения воздействия на экологию и охраны окружающей среды.
  • Принять систему классификации коллективных средств размещения, учитывающую нормы и критерии устойчивого развития туризма.

Итоги форума:

Участники форума признали роль форума как важной платформы для повышения информированности и обсуждения проблем развития зеленой экономики в регионе Центральной Азии. Было решено:

  • Улучшить диалог между представителями правительственных структур, отраслевых ассоциаций, бизнеса и образовательных учреждений по вопросам зеленой энергетики, устойчивого туризма, зеленого строительства и управления отходами.
  • Поддерживать представление зеленых инновационных проектов и технологий, обмен опытом и распространение лучших зеленых практик в странах региона Центральной Азии.
  • Укреплять партнёрства и развитие сотрудничества между бизнесом, правительственными структурами, отраслевыми ассоциациями и образовательными учреждениями стран региона по секторам зеленой экономики.
  • Стимулировать поиск совместных решений для продвижения зеленой экономики на региональном уровне.
  • Повысить координацию усилий всех заинтересованных сторон по продвижению зеленой экономики в Центральной Азии.
  • Признать важность активизации международного сотрудничества в области зеленой экономики на основе подготовки и принятия нормативно-правовых актов.
  • Рекомендовать регулярное проведение конференций и семинаров в указанных областях.
  • Поддержать инициативу регулярного проведения регионального форума «Зеленая экономика» для региональной интеграции и сотрудничества в рамках продвижения устойчивого развития Центральной Азии.

Очередной Региональный Форум «Зеленая экономика» состоится в городе Бишкек осенью 2025 года.

Онлайн обращение