По инициативе Антикоррупционного делового совета при Президенте Кыргызской Республики организована декада антикоррупционного просвещения граждан Кыргызской Республики, приуроченная к Международному дню борьбы с коррупцией.
Кыргызская Республика в 2005 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли решение пресекать такие действия, как взятки, подкуп, превышение властных и должностных полномочий и другие злоупотребления должностным положением.
Мероприятие прошло под эгидой повышения осведомленности граждан в области предотвращения коррупции в различных сферах государственной деятельности, в рамках которого на площадке Центра гражданского образования Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики с 1 по 8 декабря состоялась серия выступлений уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции государственных органов для гражданских активистов.
Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики в лице уполномоченного по вопросам предупреждения коррупции Назгуль Сыдыгалиевой 8 декабря 2023 года представило тему “Выявление, оценка и управление коррупционными рисками”.
Для гражданского сектора важно понимать роль Уполномоченных по вопросам предупреждения коррупции в государственных органах, подчеркнула Н.Сыдыгалиева. Каждое должностное лицо обязано нести свою службу честно, прозрачно и беспристрастно, так как государственные служащие – это лицо государства. Институт уполномоченных был введен именно с этой целью - обеспечения добропорядочности государственных служащих на местах, и наша задача не ловить коррупционеров - на это существуют правоохранительные органы, а предупреждать коррупционные риски путем их выявления и оценки, а также умения правильно ими управлять, считает Н. Сыдыгалиева.
Тема была освещена как с теоретической, так и практической сторон, лектор поделилась опытом анализа и оценки коррупционных рисков в министерстве, результаты которого были сформированы в виде Перечня случаев и ситуаций, по которым имеется риск возникновения коррупции.
Недостаточно утвердить внутренним актом Перечень коррупционных рисков с поручениями о принятии необходимых мер по снижению рисков, так как такого рода абстрагирование не позволит решить вопрос устранения или минимизации тех или иных конкретных коррупционных рисков, которым подвержены те или иные конкретные функции органа, уверена лектор. Во всех развитых странах система оценки рисков, в том числе и коррупционных, очень четко налажена, что приводит к соблюдению принципов добропорядочности, а соответственно, надлежащему управлению в целом. В этой связи, лектор продемонстрировала проект Плана по управлению коррупционными рисками министерства, который включает задачи в целях устранения/снижения коррупционных рисков в функциях, меры по их реализации, а также индикаторы процесса и результата, посредством которых будет оценена реализация задач.
Наряду с этим, для включения в план было рекомендовано ряд мер, который бы обеспечил надлежащее управление и повышение добропорядочности служащих министерства, такие как принятие Декларации о надлежащем управлении и добропорядочности, обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА, мониторинг деятельности МЭК гражданским обществом, а также внедрение системы внутреннего аудита.
Отвечая на вопросы гражданских активистов, лектор выразила надежду на то, что интерес гражданского общества к деятельности министерства лишь повысит эффективность его деятельности и призвала их активно участвовать в формировании политики и выражать свою твердую гражданскую позицию, что даст импульс министерству в продвижении реформ.