3 октября 2022 года, в ходе заседания Комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию Депутаты Аманкан Кенжебаев и Султанбай Айжигитов высказались в отношении работы Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции КР (далее – Служба).
Претензии высказывались, что антимонопольный орган занимается только статистикой, и не применяет новых подходов в рыночной экономике.
Служба категорически не согласна с такой позицией депутатов.
Служба антимонопольного регулирования информирует о проводимой работе на рынке сахара.
Сахар является социально-значимым товаром, и этот рынок находится под самым пристальным вниманием антимонопольного органа.
Отслеживание ценовой ситуации на рынке сахара проводится в целях проведения аналитической работы и дальнейшей выработки мер влияния на рынок. Изучаются также и мировые тенденции, сравниваются условия и возможности других государств при введении различных мер для защиты их внутренних рынков. Их опыт адаптируется и применяется и в нашей республики.
Работу антимонопольный орган проводит в соответствии с законодательством также и с отечественными заводами-производителями – ОАО «Каинды Кант» и ОАО «Кошой», которые являются доминирующими субъектами.
Отметим, что за субъектами доминантами в настоящее время антимонопольным законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен, за их деятельностью ведется только экономико-статистическое наблюдение. А проект закона Кыргызской Республики «О ценообразовании», который дал бы антимонопольному органу дополнительные рычаги воздействия на рынок до сих пор не принимается.
В связи с чем, вот уже в второй год антимонопольным органом успешно применяются новые подходы в рыночных условиях.
Одним из рычагов влияния на рынок стало заключение Соглашений отечественных сахарных заводов с крупными Торговыми сетями и более мелкими сетями, а также и отдельными магазинами. Целью этого Соглашения стала реализация льготного сахара для населения.
Наш опыт был оценен нашими коллегами из других стран, и нашел свое применение не только в государства-членах ЕАЭС, но и в соседних странах.
Кроме того, Служба явилась инициатором многих решений Кабинета министров по защите внутреннего рынка – это обнуление НДС по всей цепочке от ввоза –производства до конечной реализации сахара потребителю. Это и запрет на вывоз сахара из республики.
В рамках работы с ЕЭК Службой принималось участие в обеспечении беспошлинных поставок сахара в республику, на постоянной основе велась работа с поставщиками сахара в республику.
Также обеспечены поставки сахара в регионы республики, где ощущался его дефицит, по линии Фонда государственных материальных резервов.
В результате предпринятых Службой мер – в настоящее время не ощущается дефицита сахара, цены на этот продукт стабильны. Т.е. создан режим наибольшего благоприятствования для насыщения рынка сахаром и сдерживания цен на него.
Также следует отметить, что сегодня на сахарных заводах началась приемка сахарной свеклы по цене за 1 тонну 6200 сом. С 5 октября начнется производство свекловичного сахара.
И это только пример по одному рынку.
О значимости Службы в экономике говорят следующие факты.
Со стороны Службы взыскано в доход бюджета за 9 месяцев текущего года 125 млн. сом, за прошлый год – 170 млн. сом, а потребителям возвращено более 20 млн. сом.
Также в регулируемых сферах за последние 3-4 года повышения цен не было, что также является заслугой Службы.
Кроме этого, деятельность Службы направлена на защиту и развитие конкуренции и осуществляется по следующим пяти направлениям:
- регулирование естественных монополий;
- наблюдение за деятельностью субъектов-доминантов;
- защита прав потребителей;
- контроль рекламной деятельности;
- метрологический надзор.
Мониторинг цен на социально-значимые товары и отслеживание ситуации на рынках продуктов питания являются дополнительными функциями и эффективно их выполняет.