Министр Д. Амангельдиев: О принятых и предпринимаемых мерах по поддержке субъектов предпринимательства КР

Новости
20 Сентябрь 2022
1006

20 сентября 2022 года по случаю Дня предпринимательства Кыргызской Республики, поздравляя предпринимателей с профессиональным праздником, министр экономики и коммерции КР Данияр Амангельдиев проинформировал о принятых и предпринимаемых мерах по поддержке субъектов предпринимательства КР за 2021 – 2022 годы.


Как отметил министр, экономическая политика на сегодня заключается в решении  стратегических задач: это быстрая реализация антикризисных мер для восстановления экономики от воздействия пандемии COVID-19, а также на стабилизацию ситуации, связанной с геоэкономическими ограничениями.  Вторая задача рассчитана на запуск реформ основной целью которых направлен на ускоренный экономический рост через привлечение инвестиций, также стимулирование внутренних инвестиций и резервов.


В стабилизации экономического развития и стимулировании экономического роста важную роль играет фискальная политика.   В этой связи, в рамках фискальных мер поддержки, разработан и принят новая редакция Налогового кодекса. 


Новой редакцией установлены  основныхеподходы к налогообложению: 

- общий налоговый режим,  

- упрощенная система налогообложения на основе Единого налога.


Также в рамках фискальных мер поддержки, предоставляются определённые преференции для конкретных сфер деятельности, так:

- снижены ставки налога с продаж с 2 % до 1% для отечественных производителей;

- установлена сниженная ставка Единого налога субъектам швейной отрасли на 0,25%;

- освобождены от уплаты НДС временно ввозимые отечественными организациями     на таможенную территорию ЕАЭС в КР;

- освобождены от НДС проекты по производству и поставке электробусов;

- введен режим оплаты НДС компаниями, оказывающими услуги на территории Кыргызстана в электронном виде (такие как GOOGLE, YANDEX, YANDEX TAXI и др);

- введен специальный налоговый режим на деятельность в сфере электронной коммерции в размере 2%;

- списывается 50% пени и санкций налогоплательщику при оплате основной суммы     задолженности и остальной части пени и санкций.


В целях стимулирования выхода из неформальной экономики:

- реализуется проект «Кэшбэк»;

- запущен проект стимулирующей лотереи «Требуй чек – выиграй приз!»;

- планируется Запуск системы дистанционного налогового контроля. 


Одним из инструментов вывода из неформальной экономики явялется автоматизация налоговых процедур путем внедрения ККМ. Безусловно для бизнеса применение ККМ позволит сократить различных форм налогового контроля, обеспечить защиту прав потребителей. 


Фискальная политика также будет продолжаться в направлении стимулирования и упрощения. Так планируется расширение режима упрощенной системы налогообложения на основе Единого налога, путем без ограничения по объему выручки.


Вместе с тем для отдельных субъектов торговой деятельности предлагается установить пониженные ставки как:

- 0,5% с годовым оборотом до 30,0 млн. сомов;

- 1% с годовым оборотом от 30,0 млн. сомов до 50,0 млн. сомов.

Для субъектов общественного питания устанавливается от 3 до 6% в зависимости от мест расположения и формы оплаты. 


Также для туристической отрасли предлагается система Единого налога 4% – в наличной форме; 2% – в безналичной форме. А для турагентской деятельности в размере 8% от агентского вознаграждения.


Для Парка креативных индустрий предлагается установить ставки единого налога в размере:

- в 2023 и 2024 гг.– 0,5%;

- в 2025 и 2026 гг.– 1%;

- с 2027 года – 2%.


Кроме того, министр особо отметил относительно простаивающих предприятий. В целях стимулирования запуска таких предприятий, предлагается передать в полномочия Кабинета министров утверждение перечня промышленных предприятий с определением льготных преференций. 


Важнейшим условием в создании благоприятной среды для бизнеса является сокращение административных барьеров, в данном направлении приняты следующие меры:

-в целях сокращения вмешательства государственных органов в деятельность бизнеса ликвидированы Антикоррупционная служба ГКНБ, и Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями.


Также в целях создания благоприятной среды для релокации специалистов из сферы IT внедряется онлайн портал по выдаче статуса «Цифровой кочевник» («Digital nomad»)» для граждан стран ЕАЭС, а также для граждан Азербайджана и Молдовы. Для исключения дополнительных проверок во время пути следования, а также сокращения временных затрат и упрощения таможенных процедур запущен проект «Digital TIR» (е-ТИР) между Кыргызстаном и Узбекистаном в рамках Организации тюркских государств.


Кроме того, проводится работа по сокращению количества лицензий и разрешений, выдаваемых государственными органами, так:

-количество лицензий и разрешений сокращено от 101 до 96 единиц;

- конкретизированы требования к лицензионному контролю;.

Также выравнены права между лицензиаром и лицензиатом, и лицензия аннулируется только решением суда на сегодня.


Министр особо обратил внимание присутствующих на то, что в текущем году министерством запущен информационный портал разрешительных документов для получения в электронном формате информацию о выдаваемых государственными органами разрешительных документах, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. 


И в рамках запуска системы электронной выдачи лицензий и разрешений, в пилотном режиме внедряется электронная подача заявлений на получение следующих документов:

- разрешения на охотничье удостоверение;

-лицензия на пассажирские перевозки автомобильным транспортом (за исключением легковых такси), а также пассажирские и грузовые перевозки водным транспортом;

- лицензии на международные грузовые перевозки автомобильным транспортом;

- разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов автотранспортными средствами;

- разрешения на перевозку грузов иностранным автоперевозчиками. 


Для сокращения административных барьеров, планируется: 

- утвердить листы лицензионных проверок, чтобы конкретика была;

- оптимизировать лицензируемые виды деятельности (цифровизация процедур выдачи лицензий и разрешительных документов);

- внедрить индикаторы для оценки деятельности проверяющих органов в соответствии с наилучшими международными практиками;

- внедрить институты профилактических мер, направленных на смену ориентира проверок.


Обеспечение достаточно высокого уровеня проникновения финансовых услуг в экономику является наиважнейшей задачей. Принимае во внимание данное, сегодня реализуются государственные проекты по расширению доступа предпринимателей к финансам ресурсам. 


В этих целях:

-увеличен уставной фонд Гарантийного фонда до более 8 млрд сомов, что позволяет фонду увеличить количество выдаваемых гарантий предпринимателям;

-для Кластерного развития агро-промышленного комплекса   выделены из бюджета 9 млрд. сомов, в дальнейшем финансирование планируется довести до 26 млрд. сомов (на сегодня запущены кластеры мяса, молока, овощи, фрукты, сахар, растительное масло, картофель, яйца и зерно);

- реализуется проект Финансирования сельского хозяйства. На проект «Финансирование сельского хозяйства - 9» было выделено  объёмом 6,2 млрд. сомов и в рамках него за 2021 г. произведено кредитование 10 392 сельских товаропроизводителей республики на сумму 6,1 млрд. сом. В текущего году проект «Финансирование сельского хозяйства - 10» увеличен на 5 млрд сомов.

- увеличены уставные фонды государственных банков РСК банк на 7,7 млрд сомов, Айыл банк на 6,6 млрд сомов.

- в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в преодолении кризиса начата реализация проекта «Экстренная поддержка микро-, малых и средних предприятий» путем выдачи беспроцентных займов на сумму 100,0 млн.долл.;

-на развитие промышленности и туризма привлечены 80 млн.долл. от Евразийского фонда стабилизации и развития.


В целях поддержки женского предпринимательства «РСК Банк» реализуется продукт «Айым кредит». За 2021 год данным банком выданы кредиты под 14% годовых в размере -204 млн сом. 

-увеличен уставной капитал Государственной ипотечной компании на 8 млрд. сомов;

-в целях поддержки приоритетных инициатив местного сообщества, направленных на повышение уровня жизни граждан, а также создания условий для местного экономического развития функционируют региональные фонды развития;

-созданы областные фонды развития в Нарынской и Баткенской областях. 

-запускается механизм использования накопительного фонда Социального Фонда в размере 32 млрд сомов для реинвестирования в экономику; 

-прорабатывается выпуск евробондов на 500 млн. долл.

-прорабатывается инструмент использования запасы золота нашей страны в качестве механизма, обеспечивающего привлечение иностранных инвестиций.


Важно отметить в рамках обеспечении доступа к финансам внедрен механизм предоставление государственной гарантии системообразующим предприятиям.  


Далее министр отметил об Институтах развития и их вклада в развитии экономики играют существенную роль. Институты развития помогают создать условия для притока частного капитала в приоритетные для государства сферы и проекты.


В данном направлении образован Координационный совет по развитию институтов Кыргызской Республики для консолидации мер государственной поддержки и ресурсов институтов развития для реализации инвестиционных проектов.  В рамках Координационного совета образован проектный офис, который будет осуществлять:

-  разработку приоритетных инвестиционных проектов с последующим сопровождением для успешной реализации;

- комплексная подготовка и структурирование приоритетных инвестиционных проектов «под ключ».


С уставным капиталом 1 млрд сомов создана «Кыргызиндустрия», основной целью которой является обеспечение модернизации промышленности и эффективного управления хозяйственными обществами с государственной долей участия.


Образован Национальный холдинг «Наследие Великих Кочевников» с уставным капиталом 3,4 млрд сомов для реализации проектов в сфере недропользования и смежных отраслях экономики с использованием международного опыта. 


Для развития туризма и улучшение состояние инфраструктуры в данном секторе учрежден «Фонд поддержки развития туризма в КР» с уставным капиталом 1 млрд сомов. 


Для создания крупной интегрированной структуры, способной максимально сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы для реализации проектов в сфере недропользования образована Национальная компания «КАВАК».


Вместе с тем для содействия экономическому сотрудничеству, модернизации и развитию экономики страны осуществляют деятельность   межгосударственные  фонды  развития  как  Российско-Кыргызский Фонд Развития, Узбекско-Кыргызский Фонд Развития, Венгерско-Кыргызский Фонд Развития. 


По словам министра, экспорт - это драйвер экономики любой страны. Вместе с тем глобальный рынок интернет-торговли является динамично развивающейся сферой бизнеса и на протяжении многих лет демонстрирует непрерывный рост. Учитывая данное, были предприняты особые условия для развития электронной торговли. 


Так: создана правовая база для электронной торговли, позволяющая осуществлять экспорт продукции через международные площадки как «Амазон» и «Вайлдберрис». А также проводится работа по интегрированию в глобальные маркет-плейсы наших отечественных товаров и предоставлению для них складские помещения.  Также для них в новом Налоговом Кодексе предусмотрен специальный налоговый режим в размере 2% от выручки.


Также в целях развития экспорта, в части стандартизация и сертификация продукции:

-аккредитованы 22 кыргызских лабораторий, 20 органов по сертификации и 8 органов инспекции внесены в Единый реестр ЕАЭС; 

-получено признание национального органа по аккредитации КР международными и региональными организациями по аккредитации (ILAC, APAC);

- в рамках ЕАЭС вступили в силу 52 технических регламентов ЕАЭС.


Для оказания помощи отечественным экспортерам планируется:

- масштабирование проекта «Одно село -один продукт» на национальном уровне;

- запуск информационного справочного пункта (Help-Desk) по разъяснению требовании в сфере технического регулирования и СФС мер. 

- внедрение информационной системы прослеживаемости для сертифицированных товаров.


Как предполагается, запуск программы поддержки реального сектора экономики даст толчок росту. Для этого ведется активная работа, направленная на запуск в республике 100 промышленных проектов. 


В рамках этого, на сегодняшний день, формируются паспорта промышленных предприятий для рассмотрения возможностей обеспечения  их финансирования, модернизации и запуску. Отбор таких предприятий будет осуществлен на основе анализа их потенциала. 


Вместе с тем, как проинформировал министр, в целом с 2021 года по настоящее время запущены ряд промышленных предприятий, такие как:

-«Кыргыз Текстиль» производство швейных изделий в городе Ош;

-«Кыргыз Кыш» производство кирпича в Джалал-Абадской области;

-Швейные предприятия в регионах;

-Запускается совместный проект с Республикой Армения интенсивные сады;

-Запускается совместное предприятие кыргызский ремонтный завод

-Запущено по производство медицинских пластырей 

-Производство гвоздей 5 разных размеров. 


Также проведена работа по выявлению какие сектора экономики станут бенефициарами роста в ближайшие годы. Одним из них выявлена креативная индустрия, то есть творческое предпринимательство. 


Для этого подписан Указ Президента КР «О мерах по развитию креативной экономики и созданию условий для прогрессивного развития КР», была утверждена Концепция развития креативной экономики на 2022-2026 годы и в рамках этого, в августе текущего года принят Закон КР «О Парке креативных индустрий». Парку будут предоставлены особые условия и особый налоговый режим.  


Зеленая экономика также является фактором устойчивого развития. Данная концепция является глобальной Повесткой до 2030 года. Понимая важность и актуальность перехода к модели зеленой экономики проводится активная работа по внедрению рыночных механизмов стимулирования.  


Для этого внесены поправки в земельное законодательство по освобождению возмещения потерь при строительстве ГЭС. Установлен беспошлинный ввоз транспортных средств с электродвигателями. Освобождены от налога на движимое имущество транспортные средства с электродвигателями. Здания и сооружения, отвечающие требованиям энергоэффективности освобождены от имущественного налога в размере 50%. Также освобождены от уплаты НДС поставка технологий и оборудования для ветровых, солнечных электростанций и ГЭС. Исключен налог на прибыль для производителей электрической и тепловой энергии, газа и использования ВИЭ.


В завершение министр Д. Амангельдиев отметил, что для построения диалога с частным сектором национальной экономики осуществляют деятельность постоянно действующие консультативно-совещательные органы:

- функционирует Антикоррупционный деловой совет при Президенте КР, который служит площадкой по выработке предложений и рекомендаций в области противодействия коррупции, улучшению бизнес-среды, инвестиционного климата, защите прав инвесторов и субъектов предпринимательства.

- Инвестиционный совет при Кабинете министров КР, призванный обеспечить эффективный диалог между государством и бизнес-сообществом.


Также на площадке Министерства экономики и коммерции проводят свои тематические рабочие и экспертные группы. 


Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение