Глава Минэконома о роли науки в процессе подготовки и принятии государственных решений.
Анализ цен
04 Март 2013
3988
Министр экономики страны Темир Сариев сегодня 5 марта т.г. принял участие в Конгрессе Ассоциаций политических и экономических наук на тему: “Роль науки в процессе подготовки и принятии государственных решений”, прошедшего в конференц-зале Академии госуправления при Президенте КР.
Выразив благодарность организаторам данного мероприятия, а также приветствуя гостей из России, Т. Сариев отметил, что сотрудничество с ними продолжится и будет конструктивным. “Россия была и наверное, будет для нас кузницей научных кадров и источником научных знаний”, - подчеркнул министр.
По его словам, любая деятельность, в том числе управленческая деятельность государственных органов должна основываться на фундаментальных принципах. Одним из таких основополагающих принципов является принцип научной обоснованности и практической реализуемости принимаемых решений.
Вся история развития человечества тесно связана с развитием науки, с научными достижениями и открытиями. Таккая же картина прослеживается и во взаимосвязи развития экономики и экономических наук.
В истории имеется много успешного применения науки в развитии экономики. Одним из таких ярких примеров является план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны. Этот план был разработан в 1920 году Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО). К работе комиссии было привлечено свыше 200 деятелей науки и техники. Основная научная концепция данного плана состояла в рассмотрении народного хозяйства, как целостной системы, ключевым звеном развития которой является электрификация страны. Точно также энергетика страны рассматривалась, как единая развивающаяся система, объединяющая производство, передачу, распределение и использование электрической и тепловой энергии и энергетических ресурсов.
Анализ деятельности госорганов в странах, в которых развитие экономики имело очевидные успехи, показывает, что экономическая наука играла решающую роль в подготовке и проведении реформ.
В Японии ведущая роль государства заключалась, прежде всего, в институциональном строительстве. С помощью государства создавались общие правила взаимодействия различных участников, в частности, формировались основы плодотворной кооперации бизнеса и науки. Основы трехстороннего сотрудничества промышленности (сан), правительства (кан) и академии наук (гаку) в деле разработки и освоения новой техники, так называемая “сан-кан-гаку”, были сформированы еще в 1912 г. Данная система оправдала себя и впоследствии широко применялась при создании импортозамещающей продукции. В Японии до настоящего времени широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования.
В 1982 году для проведения реформ на всех уровнях управления китайской экономикой был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе экономической системы на уровне провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 90-х годов было подключено свыше 60 центральных научных учреждений регионального и местного уровня.
При Президенте США действует Совет экономических консультантов, состоящий из 3-х ученых-экономистов, назначаемых президентом “по совету и согласию”. Члены Совета принимают участие в подготовке ежегодного экономического отчета президента перед Конгрессом и в разработке американской государственной экономической политики. Как правило , в состав Совета экономических консультантов входят известные ученые в области экономики, в том числе лауреаты Нобелевской премии.
В ноябре 2008 года при Правительстве Республики Казахстан создан Совет экономических консультантов. Одной из задач Совета является проведение консультаций с ведущими казахстанскими экспертами по актуальным социально-экономическим вопросам. В состав Совета входят эксперты и представители научно-исследовательских центров, специализирующихся на экономических вопросах.
Данные примеры по отдельным странам в достаточной менре демонстрируют роль науки в разработке и принятии государственных решений.
В Кыргызстане также уделяется особое внимание развитию науки, повышению ее роли в в социально-экономическом развитии. Об этом свидетельствует принятие в 1994 году специального закона “О науке и об основах государственной научно-технической политики”.
Имеется значительный вклад ученых-экономистов Кыргызстана в разработке и проведении экономических реформ, особенно на первых этапах. Тесная связь науки и государственных органов в начальный период экономических преобразований, возможно была обусловлена тем, что тогдашний президент Кыргызской Республики Аскар Акаев сам был ученым. Он смог привлечь к работе по экономическим реформам существующую на тот момент научную элиту.
Многие ученые, в том числе из Академии наук, пришли работать в государственные органы. Например, участник нашего мероприятия, Турат Койчуев, д.эк.н., академик АН КР, занимал должности госсекретаря, директора Центра экономических и социальных реформ при Правительстве КР; д.эк.н., член-корр. АН КР Шайлобек Мусакожоев. В составе Правительства в должности первого вице-премьер-министра КР работает доктор физико-математических наук Джоомарт Оторбаев и много еще имен можно перечислить.
Второй пример министр Т. Сариев связал с составлением экономических прогнозов, который является важнейшим элементом предплановой работы, должен определять основные направления развития экономики, отражать всю совокупность внешних и внутренних связей и зависимостей между звеньями и частями единого народохозяйственного комплекса. Для этого экономическое пронозирование должно основываться на следующих принципах: единство политики и экономики, системность прогнозирования, его научная обоснованность, адекватность пронозов объективным закономерностям развития, альтернативность.
“К сожалению, на настоящий момент мы должны признать, что наши экономические прогнозы не в полной мере соответствуют установленным принципам. И здесь важна роль науки, с точки зрения разработки методов и моделей прогнозирования, применительно к особенностям национальной экономики”, - сообщил министр.
Формирование экономических прогнозов предполагает апробацию методов и моделей пронозирования с точки зрения их способности адекватно отражать уже сложившиеся тенденции. Методы и модели, используемые при разработке пронозов, должны постоянно тестироваться на предмет соответствия используемых теоретических положений, системы показателей, математических моделей, исходной информации, вычислительных методов содержанию анализируемых экономических процессов.
Третий пример связан с разработкой стратегий и программ развития страны. Общепринятой точкой зрения является уверенность в том, что формировать стратегию развития страны и фундаментальные управленческие решения должно госудапрство. Но, если это все находится в руках государственного аппарата, есть реальная угроза того, что может произойти подмена интересов общества на интересы самого аппарата. Это особенно быстро и легко происходит, когда отсутствуют, или крайне слабо развиты гражданские институты и инструменты контроля ими государства.
В такой ситуации государственные структуры, созданные и существующие для анализа и проектирования развития, поддержки процедуры принятия государственных решений не могут выступать в той роли, для которой они предназначены.
Мировая практика указывает на то, что должны существовать специальные независмые профессиональные структуры и специальные механизмы подготовки решений. Безусловно, что такими профессиональными структурами должны стать академические и вузовские научные организации и экспертное сообщество, - в заключение отметил глава Минэкономики страны.