Представители бизнес сообщества ознакомились с мероприятиями Минэкономики по созданию благоприятных условий для бизнеса и привлечения инвестиций в КР

Анализ цен
01 Март 2013
4132

Сегодня 1 марта т.г. в Большом зале Министерства экономики Кыргызской Республики с участием заместителя министра Олега Панкратова состоялась встреча с представителями бизнес сообщества, с целью ознакомления проведенными Министерством мероприятиями по созданию благоприятных условий для бизнеса и привлечения инвестиций в республику, которые являются основным из компонентов международных рейтингов, а также усилению обратной взаимосвязи.

Как было отмечено в ходе встречи, уровень развития экономики республики отражается в международных рейтингах. Международные рейтинги, составляемые рядом авторитетных организаций, позволяют оценивать сравнительное положение стран и служат материалом для получения первоначального представления о стране.

Кыргызская Республика, как член значительного количества международных организаций (ВТО, МОЭС, ВОЗ и др.) учитывается в международных рейтингах по многим направлениям.

В отчетах государственных органов исполнительной власти при расчетах принимаются международные рейтинги в соответствии с постановлением Правительства КР от 17 февраля 2012 года «Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР».

Кроме того, утверждено распоряжение Правительства КР от 9 августа 2012 года, в целях улучшения позиций Кыргызской Республики в международных рейтингах, образована межведомственная рабочая группа по улучшению положения КР в вышеуказанных рейтингах, в состав которой вошли представители Министерства экономики.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете.

Участникам встречи были также представлены презентации по следующим направлениям:

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития бизнеса и снижению бюрократической нагрузки на предпринимателей, в 2012 году были проведены значительные реформы в лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной сферах.

Были приняты два закона, предусматривающие отмену 109-ти лицензий и разрешений. Отмечалось, что по итогам процесса оптимизации в лицензионно-разрешительной сфере, из 500 лицензий и разрешений на сегодняшний день осталось около 240 видов.

Внесены очень важные изменения в Закон «О лицензировании», которые облегчают процесс получения разрешительных документов предпринимателями. Введен принцип «молчание – знак согласия», который определяет действия госорганов-лицензиаров при осуществлении процедур лицензирования. В данном законе установлено - если лицензирующий орган не выдал заявителю лицензию или письменно не уведомил о причине отказа, то по истечении 30 календарных дней заявитель вправе осуществлять заявленный им вида деятельности.

В целях дальнейшего сокращения лицензий и разрешений, а также установления прозрачных процедур при лицензировани, разработан проект Закона «О лицензиях и разрешениях», который находится на рассмотрении в Правительстве. Законопроект предусматривает исчерпывающий перечень лицензий, содержащий 130-150 видов. После принятия закона планируется разработка подзаконных актов.

В результате проведенных структурных реформ в сфере проверок – сокращено количество проведенных проверок почти в 2 раза (с 24-х до 13-ти тысяч).

Сократилось количество контролирующих органов с 21 до 12. Соответственно было сокращено количество инспекторов и количество проведенных проверок.

При проведении плановых проверок были внедрены такие нововведения, как критерии риска и проверочные листы.

Теперь бизнес будут проверять по установленным критериям риска:

с высокой степенью риска - не чаще одного раза в год;

со средней степенью риска - не более одного раза в три года;

с незначительной степенью риска - не более одного раза в пять лет.

При проверках большое внимание будет уделяться объектам, которые представляют угрозу здоровью и жизни людей, экологии, а объекты с незначительным риском будут проверяться реже.

Второе нововведение – это использование проверочных листов при проведении проверок. В них собраны все обязательные требования к предпринимателям, предусмотренные законодательством.

В два раза сокращены сроки проведения проверок - с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней.

Проведена широкая информационная кампания по регионам, а также обучающие семинары о правах и обязанностях ГКО и предпринимателей при проведении проверок

С августа запущен официальный портал Минэкономики www.proverka.kg, который представляет собой сочетание автоматизированной База данных по проверкам и информационного портала по вопросам проверок. На данном сайте размещена вся законодательная база по проверкам, будет представлены планы проверок на предстоящий квартал, подготовлены отчеты по проведенным проверкам, указаны все данные по ГКО и другая информация.

Кроме того приняты следующие меры:

Снижение порога инвестиций с 500 тыс. до 100 тыс. долларов США для получения инвестиционной визы;

Запуск автоматизированной системы регистрации юридических лиц по принципу единого окна;

Автоматизация пред таможенного оформления посредством внедрения системы Единого окна;

Упрощение формы для подачи налоговой отчетности, в особенности для МСБ

Устранение налоговых барьеров для финансового лизинга;

Расширение возможности МФО и кредитных союзов для содействия микро-, малым и средним предприятиям путем расширения спектра их деятельности;

Создание нормативно-правовой базы и развитие институционального потенциала для развития механизмов государственно-частного партнерства Кыргызской Республики, в частности приняты Закон «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике» от 22 февраля 2012 года N 7, Закон кыргызской республики «О введении безвизового режима для граждан некоторых государств сроком до 60 дней» от 21 июля 2012 года N 121, Закон Кыргызской республики «О недрах» от 9 августа 2012 года N 160.

В целях создания благоприятной конкурентной среды для развития бизнеса совершенствовано антимонопольное законодательство. Приняты Законы Кыргызской Республики:

«О конкуренции»;

«О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике»;

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики «Об административной ответственности»;

Приняты 12 постановлений Правительства Кыргызской Республики, в том числе утверждены Правила по выявлению, пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию, Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики и другие.

В настоящее время к конкурентным отраслям экономики относятся сферы торговли, перевозок автомобильным транспортом, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, общественное питание, услуги сотовой связи, строительный комплекс.

Предприятия легкой промышленности (швейная отрасль) относятся к тем категориям предприятий, которые нашли свою нишу в условиях жесткой конкуренции.

Усиливается конкуренция между производителями сельскохозяйственной продукции.

Конкурентная среда в пищевой и перерабатывающей промышленности разнообразна: от существующего ряда предприятий-монополистов (производство табачных изделий, спирта-сырца этилового и т.д.) до развитой конкуренции (переработка зерна, овощей, молока, выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий, производство алкогольной продукции и т.д.)

Одним из признаков развития конкуренции является увеличение количества хозяйствующих субъектов, что видно из данных Национального статистического комитета Кыргызской Республики:

Количество действующих хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности (единиц)

2011 год2012 год
Всего474862505116
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство332084345438
обрабатывающая промышленность988410562
строительство22702716
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий6579574723
гостиницы и рестораны84219019
транспорт и связь2155624332
финансовая деятельность24222665
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям9088
10769

В то же время остаются монополизированными рынки; цемента, бензина, дизельного топлива, сжиженного газа, авиатоплива, услуг топливозаправочного комплекса, лома и отходов черных и цветных металлов, спирта и услуг по технической переработке спирта, закупки сахарной свеклы, изготовление государственных бланков, изготовление и персонификации паспортов и другие.

Также рынки естественной монополии, где создавать конкурентную среду не целесообразно: производство, передача, продажа и распределение электроэнергии и тепловой энергии; распределение и продажа природного газа; транспортировка природного газа; услуги, связанные с железной дорогой; наземное обслуживание воздушных перевозок; услуги по аэронавигационному обеспечению полетов; услуги местной голосовой телефонии, услуги по предоставлению права пользования телефоном; услуги, оказываемые ОАО «Кыргызтелеком», услуги, оказываемые ГП «Кыргызпочтасы»; поставка водопроводной воды, канализация.

Одной из важнейших задач торговой политики является поддержка отечественного производства и создание благоприятных условий для насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами. Учитывая возрастающий объем импорта отдельных видов товаров, а также применяемые странами торговыми партнерами запреты в отношении экспорта некоторых видов товаров в целях защиты рынка от недобросовестной конкуренции проводилась работа по применению нетарифных мер на чувствительные товары, которые позволили пополнить внутренний рынок необходимым сырьем и обеспечить увеличение выпуска готовой продукции.

В целях обеспечения внутреннего рынка ГСМ, в марте 2012 года по инициативе Министерства экономики введен временный запрет на вывоз ГСМ сроком на двенадцать месяцев.

Для снятия напряженности по обеспечению фермерских хозяйств удобрениями Министерством инициировано принятие постановления Правительства Кыргызской Республики об установлении в 2012 году сезонной экспортной таможенной пошлины на вывоз минеральных с территории Кыргызской Республики сроком на шесть месяцев.

В целях поддержки отечественной мукомольной отрасли и создания равных конкурентных возможностей на внутреннем рынке инициировано введение сезонной импортной таможенной пошлины на муку пшеничную, ввозимую на таможенную территорию Кыргызской Республики в размере 2,5сом/кг. Данная мера действовала в период с июня по июль 2012 года, в результате за первое полугодие 2012 года на 10% вырос объем производства муки отечественными мукомольными комбинатами, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако учитывая тенденцию роста цен на зерно пшеницы и муку на мировых рынках вследствие неурожая, в целях сдерживания роста цен на данную продукцию на внутреннем рынке в августе 2012 года экспортная пошлина была отменена.

В целях обеспечения продовольственной безопасности, насыщения потребностей внутреннего рынка и сдерживания роста цен на продовольственные товары, введен упрощенный порядок таможенного оформления, с взиманием единой ставки таможенных пошлин, на ввоз минеральных удобрений и зерна пшеницы.

Постановлением Правительства КР от 28 декабря 2012 года №862 одобрен и внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша КР проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР о Таможенном тарифе КР», которым предусмотрено изменение ставок таможенных пошлин по 2 товарным позициям, в том числе снижение до нуля ставок по 49 товарным позициям на товары, являющиеся сырьем для отечественных пищевых, кондитерских, мебельных предприятий, и увеличение ставок таможенных пошлин на ввоз яиц домашней птицы и цемента в целях защиты отечественных товаропроизводителей подобных товаров. В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в комитетах ЖК КР.

Основной реформой в упрощении процедур торговли в Кыргызской Республике является внедрение «единого окна» (ЕО) в сфере внешней торговли, которая осуществляется в соответствии с рекомендацией 33 Европейской Экономической Комиссии ООН.

Первым в Центральной Азии кто взялся за реализацию «единого окна» оказалась наша республика, и его внедрение стало одним из больших инновационных проектов, реализуемых Министерством экономики Кыргызской Республики.

Основной целью «единого окна» в сфере внешней торговли является облегчение работы участников внешнеэкономической деятельности через упрощение процедур при оформлении документов для осуществления внешнеторговых операций, путем эффективного межведомственного взаимодействия, с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Международный опыт показал, что с внедрением «единого окна» ориентировочный размер экономии средств составит около 1% ВВП, тоже самое, мы предполагаем и в нашей республике.

Внедрение принципа «единого окна» позволит заинтересованным сторонам представлять стандартизованные (приведенные в единую форму) документы через единый пропускной канал в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся внешней торговли.

28 августа 2009 г. в целях внедрения принципа «единого окна» и обеспечения его функционирования решением Правительства Кыргызской Республики было создано Государственное предприятие «Центр «единого окна» в сфере внешней торговли» при Министерстве экономики Кыргызской Республики.

Внедрение принципа «единого окна» в Кыргызской Республике осуществляется при поддержке Азиатского Банка Развития (АБР), Германского общества международного сотрудничества (GIZ), а также Агентства США по международному развитию (USAID).

В проект «единого окна» включены 11 государственных и иных организаций вовлеченных в регулирование внешней торговли. В настоящее время осуществляется опытная эксплуатация разработанной Информационной системы «единого окна» (ИСЕО), а также производится ее поэтапный запуск в промышленную эксплуатацию. На сегодняшний день в промышленную эксплуатацию ИСЕО запущена в 5-ти ведомствах.

Кроме этого, осуществляются мероприятия по интеграции ИСЕО с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) Государственной таможенной службы КР.

Главной целью налоговой политики является проведение эффективной политики для устойчивого экономического развития путем снижения общей налоговой нагрузки, создание благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики, стимулирование инвестиционной активности, улучшение администрирования налогов и исполнения государственных программ развития.

Основополагающим направлением налоговой политики является снижение налогового бремени.

В целях реализации пункта 8 части 1 статьи 212 Налогового кодекса Кыргызской Республики, предусматривающий освобождение от уплаты налога на прибыль, по предложению Министерства принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, подлежащих освобождению от уплаты налога на прибыль сроком на 3 года», 25 января 2013 года № 37. Этим постановлением освобождены от уплаты налога на прибыль 59 предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию.

Министерством в целях создания благоприятных условий для развития лизинговых операций, инициирован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», подписанный Президентом Кыргызской Республики 6 октября 2012 года № 169.

Данным Законом вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс, в том числе в части налогообложения финансового лизинга, способствующего созданию условий для развития лизинговой деятельности:

- введено понятие «лизинговой компании»;

- доход, полученный по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств не облагается налогом на прибыль;

- прибыль лизинговых компаний освобождается от налогообложения с 1 января 2012 по 31 декабря 2016 года;

- ставка налога на прибыль для лизинговых компаний устанавливается в размере 5 % с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года;

- поставка основных средств по договору финансовой аренды (лизинга) не является объектом обложения НДС;

- исключена статья 241 Налогового кодекса;

- в целях освобождения от НДС поставка основного средства по договору финансовой аренды не является отчуждением основного средства;

- передача основных средств по договору финансовой аренды (лизинга) не является объектом обложения налогом с продаж;

- для банков процентные доходы, полученные по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств исключены из налоговой базы по налогу с продаж.

В целях повышения конкурентоспособности отечественной текстильной, швейной и мебельной продукции и развития экспортного потенциала республики, а также, во исполнение пункта 17 Плана мероприятий на 100 дней по реализации программы Правительства Кыргызской Республики «Стабильность и достойная жизнь», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 января 2012 года №55, принято Постановление Правительства Кыргызской Республики «О мерах по государственной поддержке развития текстильной, швейной и мебельной отраслей Кыргызской Республики» от 26 марта 2012 года №204.

Данное постановление предусматривает освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при ввозе оборудований используемых текстильной, швейной и мебельной отрасли на таможенную территорию Кыргызской Республики хозяйствующими субъектами, непосредственно для собственных производственных целей.

Принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».

Данный проект подготовлен в целях создания условий для привлечения инвесторов в металлургический отрасль промышленности и предусматривает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость технологического оборудования и элементов ферросплавной печи при импорте на территорию Кыргызской Республики.

По состоянию на 21 февраля 2013 года проведена работа по заключению Соглашений об избежание двойного налогообложения с 36 государствами мира.

Указанные Соглашения вступили в силу с 21 государствами: с Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Беларусью, Республикой Узбекистан, Канадой, Турцией, Индией, Украиной, Таджикистаном, Польшей, Монголией, Швейцарией, Австрией, Китаем, Ираном, Республикой Молдова, Финляндией, Германией, Пакистаном, Латвией. Подписано и находятся на стадии выполнения внутригосударственных процедур Соглашение с Литвой, Кореей. Данное Соглашение парафировано с Грузией, Арменией, Нидерландами, Чехией, Люксембургом, Азербайджаном, Кувейтом, Катаром, Саудовской Аравией, Султанатом Оман. Проведен первый раунд переговоров со Словакией, Бельгией, ОАЭ. На данный момент анализируются проекты Соглашений, поступившие с Франции, Греции Венгрии, Вьетнама, Македонии, Австралией. Предполагается проведение первого раунда переговоров с ЮАР, Испанией, Италией, Бангладеш, США, Бразилией, Японией, Сингапуром, Швеции, Норвегией, Данией. Великобританией.

В целях проведения реформы в сфере технического регулирования приняты Законы Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» и «Об обеспечении единства измерений», в которых определены основы проведения реформы системы технического регулирования и метрологии в Кыргызской Республике.

До 2006 года количество обязательных документов более 55 тыс., в том числе, более 20 тыс. национальных стандартов, 2 тыс. СанПиН, и др. документов. В результате проведенной реформы в настоящее время действует 32 технических регламентов (46 проектов техрегламентов), CанПиН-5 и не более 100- стандартов.

Сокращение перечня продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия:

2005г.2006 -2008гг.2010 г.2012г.
Количество продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствияБолее 7000Более 7000
684
381 (проект)
Количество продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии
-65
более 200
более 200

В целях снижения коррупции предполагается проведение работы по следующим направлениям:

- перевод на новый качественный уровень процесс взаимоотношений, получение своевременных сигналов на те проблемы, который испытывает бизнес от нечистоплотных чиновников, излишних регуляторных барьеров и несовершенства отдельных законодательных актов.

- налаживание прямого диалога и создание постоянно действующей площадки, которая станет системой общественного контроля над деятельностью госорганов и чиновников.

- разработка механизмов сокращения влияния чиновника на бизнес и работа над снижением необходимости обращения граждан к чиновникам за тем или иным разрешением, а также ликвидация несвойственных государству услуг и функций.

Онлайн обращение