12 июня 2022 года на полях 12-й Министерской конференции ВТО в г. Женева, Швейцарская Конфедерация, министр экономики и коммерции КР Д. Амангельдиев встретился с генеральным директором по международной торговле и экономическим вопросам Министерства коммерции КНР г-ном Ю Бенлином.
В ходе встречи, Стороны обсудили широкий спектр актуальных вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Министр Д. Амангельдиев подчеркнул, что Китай является всесторонним стратегическим партнером Кыргызстана, в течение многих лет помогает Кыргызстану в развитии экономики и повышении благосостояния народа. В частности, осуществляемых при поддержке и помощи альтернативных дорог "Север-юг", ЛЭП "Датка-Кемин", реконструкции дорожной сети г. Бишкек, модернизации ирригационной системы в селах и т. д.
«Президент КР Садыр Жапаров на встрече с Председателем КНР Си Цзиньпинем обозначили направление будущего развития китайско-кыргызских отношений, отметив активизацию сотрудничества в совместном строительстве китайской глобальной инициативы «Один пояс - один путь», реализации которой Кыргызстан придает огромное значение.
В этой связи, в перспективе все более реальным становится начало строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Профильные ведомства трех стран согласовали практически все аспекты, связанные с реализацией данного проекта.
Ускорение продвижения этого проекта станет важным шагом для полного раскрытия транзитно-транспортного потенциала ЦА, а также важной частью продвижения строительства «Пояса и пути»» - сообщил министр.
В ответ г-н Бенлин заверил о том, что китайская сторона позитивно настроена на реализацию строительства железной дороги и отметила, в этой связи, важность вовлечения всех трех сторон, и необходимости первоначально на данном этапе подготовить ТЭО данного проекта.
Далее, Д. Амангельдиев обратил внимание китайской стороны на то, что пандемия COVID-19 продемонстрировала ценность цифровых и безналичных платежных механизмов, позволяющих совершать операции на расстоянии. Учитывая географическое расположение, Кыргызстан имеет возможность стать центром логистики и электронной торговли для стран ЦА и ЕАЭС при условии развития инновационных центров логистики.
Также предложил китайской стороне открыть филиал или оптово распределительный центр Alibaba Group в КР, что позволит активизировать торговлю на территории всей ЦА и ЕАЭС.
Кроме этого, министр Д. Амангельдиев информировал о проблематике существенного различия в экпортно-импортной статистике между двумя странами. «Если в 2017 году разница между статданными КР и КНР по стоимостным объемам импорта составляла 3871,4 млн.долл., степень расхождений составила почти в 3,6 раза, то в 2021 году разница составила 4714,0 млн. долл. - степень расхождений – в 4,1 раза.» - сообщил министр приводя в пример статрасхождение последних лет.
В свою очередь, представитель КНР сообщил, что Китай заинтересован в решении данного вопроса и предложил организовать серию встреч китайских и кыргызских технических экспертов, отвечающих за составление статрасчетов импорта и экспорта. «Нам необходимо выявить на техническом уровне причины возникновения данного расхождения, провести анализ и выработать предложения по исправлению данной проблематики», - выразил мнение китайский коллега.
Также, министр Д. Амангельдиев поделился мнением, что Китай – это огромный рынок, который может предоставлять обширное пространство для расширения китайско-кыргызского торгово-экономического сотрудничества, и что Кыргызстан заинтересован в дальнейшем расширении экспортных поставок сельскохозяйственной продукции из КР.
В связи с чем, министр попросил ускорить рассмотрение китайской Стороной Протоколов о ветеринарных требованиях к мясной продукции, а также направление подготовленных китайской стороной Протоколов по требованиям сельхозпродукции из КР и озвучил заинтересованность кыргызской стороны в согласовании условий доступа на рынок КНР следующей продукции: сухофруктов; яблок, чернослива, винограда, люцерны, арбузов и рапса, а также расширении перечня продукции, охватываемой Протоколом по инспекционным и карантинным требованиям к экспорту молочной продукции из КР в КНР.
Китайская сторона также аналогично выразила заинтересованность в открытии своего потребительского рынка для качественных сельхозпродуктов из Кыргызстана, которые набирают все большую популярность у китайских потребителей. Для этого, сообщил представитель КНР, Кыргызстан должен воспользоваться площадкой различного рода онлайн платформ по распродаже продукции, таких как «Весенний фестиваль онлайн распродаж», которые ежегодно проходят на территории КНР. «Кыргызские бренды при активном продвижении продуктов питания смогут занять хорошие позиции на рынке Китая» - выразил уверенность г-н Бенлин.
Что касается сотрудничества в рамках технической помощи министр информировал китайскую сторону о том, что в конце декабря 2021 года между правительствами двух стран подписаны Соглашения о предоставлении безвозмездной помощи на общую сумму 1 млрд. юаней и подчеркнул, что руководство страны уделяет особое внимание ирригационным проектам в Чуйской области, так как реализация данных проектов позволит сократить потери воды при существующем недостатке и дефиците поливной воды в Чуйской долине. Наиболее приоритетным на данный момент является проект «Строительство обводного Чуйского канала (ОЧК-2)».
В рамках грантовой помощи из КНР, министр отметил вклад Правительства КНР в развитии дорожной сети г.Бишкек и информировал, что по линии китайского гранта успешно реализовано несколько проектов по реконструкции и реабилитации дорог, и в настоящее время, реализуется проект «Развитие улично-дорожной сети г.Бишкек» (2-фаза). Также министр отметил важность реализации 3-й фазы проекта «Развитие улично-дорожной сети г.Бишкек». На основании изложенного, министр выразил просьбу в ускорении процесса реализации этих проектов путем направления соответствующей технической группы из КНР в КР.
В ответ гендиректор китайского экономического ведомства сообщил, что проработает вопрос с соответствующими департаментами.
Далее, министр Д. Амангельдиев поднял вопрос о режиме функционирования контрольно-пропускных пунктов на границе между Китаем и Кыргызстаном, являющиеся основной наземной транспортной артерией для торгово-экономического сотрудничества между двумя странами.
«Путем расширения пропускной способности контрольно-пропускных пунктов необходимо увеличить грузопоток для беспрепятственного экспорта и импорта товаров, который существенно сократился в период пандемии COVID-19» - сказал министр.
Как отметил министр, в настоящее время на КПП КНР-КР все еще действуют некоторые ограничительные карантинные меры и требования, которые препятствуют свободному товаропотоку между КР и КНР, снятие которых должно довести уровень товарооборота до допандемийного уровня. «Из-за того, что по требованию КНР перестали возвращаться пустые контейнера, из-за дефицита цены контейнеров поднялись с 2500 до 9500 долл. что накладывает огромную ценовую надбавку на товары, завозимые из КНР в КР», сообщил министр.
В целях выработки действенных инструментов по усилению торгово-экономического сотрудничества и достижению еще более высокого уровня пропускной способности товаров из КР в КНР и из КНР в КР, министр Д. Амангельдиев предложил китайской стороне начать разработку двустороннего кыргызско-китайского соглашения по упрощению процедур торговли, что заложит основные элементы соглашения ВТО по усовершенствованию таможенной и около-таможенной инфраструктуры между странами, развитию таможенного и карантинного сотрудничества путем обеспечения активного взаимодействия таможенных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных служб КР и таможенной службы КНР по электронному обмену данными в том числе и электронификации необходимой экспортно-импортной документации между таможенными органами двух стран.
В ответ китайская сторона сообщила что необходимо поднять этот вопрос в ходе 15-й Кыргызско-Китайской Межправкомиссии.
Также, исходя из того, что Кыргызстан не имеет выхода к морю и зависим от международной автомобильной перевозки, министр Д. Амангельдиев выразил заинтересованность Кыргызстана в будущем к присоединению к Межправсоглашению о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог (Россия-Китай-Монголия).
В завершение, Стороны пожелали дальнейшего успешного участия на Министерской конференции ВТО.