Об этом сообщил, сегодня, 26 ноября 2021 года министр экономики и коммерции КР Данияр Амангельдиев, выступая на заседании Совета безопасности КР по вопросу «Об обеспечении экономической и продовольственной безопасности».
Как информировал министр, «экономическая безопасность в настоящее время – это не абстрактное понятие, а необходимость определить, как снизить угрозы для самой государственности нашей страны. Страна все больше и больше испытывает негативное влияние мировых экономических процессов, и сталкивается с новыми вызовами и угрозами безопасности, на фоне которых острота нерешенных внутренних проблем проявляется все больше и больше. И сейчас принципиально важно раскрыть саму суть проблемы в этой области, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения», подчеркнул он.
По его словам, к наиболее существенным угрозам экономической безопасности следует отнести: нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня более 70 % потребительского, продовольственного товара и более 90 % кыргызского рынка лекарств приходится на импорт.
Низкая производительность и рентабельность производства в агропромышленном секторе являются причинами значительного импорта группы продовольственных товаров, который возрос до 35-40 %, превысив порог экономической безопасности 25-30 %, когда вынуждены завозить масло растительное (свыше 80 %), зерно (до 40 %), сахар (до 23 %). И в целях сокращения импорта потребительских товаров и его замещения собственным производством тех же круп, масла растительного, яиц и других продуктов необходимо разработать Программу импортозамещения. Нужно решать большой комплекс вопросов. Например, требуется огромный стабилизационный фонд по поддержке фермеров, необходимо развивать программу водного обеспечения, чтобы у фермеров всегда была вода, а это огромные инвестиции в водную инфраструктуру.
Кроме того, необходимо создать условия для развития внутреннего производства через систему госзакупок, упростить ее, и предусмотреть преференции для отечественных товаропроизводителей и гарантию выкупа произведенной социально-значимой продукции.
При реализации комплекса мер обеспечение продовольственной безопасности страны будет обеспечено к 2025 году.
Республика крайне импортозависима от нефти и нефтепродуктов. В настоящее время мы испытываем мировой рост цен на топливо. ГСМ в республике дорожает весь год, их стоимость является одним из самых низких в регионе. Кабинету министров удается сдерживать цены, в том числе через механизмы госрегулирования. Однако мы малая открытая экономика, и дальнейшее удержание цен может привести к ситуации, когда наша страна за наш счет будет субсидировать соседние страны за счет перетока через торговые каналы. Необходимо быть готовыми к тому, что цены по региону будут выравниваться. В связи с чем при оказании помощи социально-уязвимым слоям населения необходимо улучшить адресность оказываемой помощи, а за счет сэкономленных средств увеличить размеры государственной поддержки. Нужно вводить систему субсидирования расходов на топливо для муниципального транспорта, обслуживающего население, нужны преференции для использования электромобилей, транспорта на альтернативных видах топлива, - подчеркнул министр.
Также глава Минэкономкоммерции отметил о недиверсифицированности экономики. С момента получения независимости Кыргызстан испытывает сложности в развитии экономики, до сих пор существует проблема с налаживанием производства. Экономика республики находилась в зависимости от деятельности одного рудника «Кумтор», на который приходится около 9 % ВВП. Структурная реформа экономики (диверсификация) является сегодня главной задачей. Необходимо не просто создавать новые предприятия, а чтобы они формировали цепочки добавленной стоимости. Надо стимулировать привлечение новых технологий, высокотехнологичного оборудования через благоприятный инвестиционный климат. Однако если для привлечения инвесторов государство создает лояльные условия регулирования и дает гарантии безопасности, то вопрос обеспечения льготными длинными деньгами остается открытым.
Создаются фонды, которые должны с этим помочь, но для быстрого и качественного рывка этого недостаточно. Нужна поддержка и со стороны банковского сектора. Национальному банку следует продолжить свои меры, по снижению инфляции. Коммерческим банкам нужно активно внедрять в свою работу современные цифровые технологии, чтобы снижать операционные расходы и риски, стоимость которых закладывается в процентные ставки. Это необходимо, чтобы снизить процентные ставки для промышленных предприятий для обновления/приобретения оборудования.
Необходимо проведение усложнения экономики, путем увеличения цепочек добавленной стоимости. Необходимо возродить наукоёмкие отрасли, через подготовку кадров «завтрашней» экономической реальности. Упор будет сделан на развитие тематических и территориальных кластеров в промышленном секторе. Необходимо просчитать создание самодостаточных локализованных предприятий с автономными источниками возобновляемой энергии (ВИЭ) для снижения нагрузки на центральное энергоснабжение и замещение импорта электричества, - сообщил он.
Кроме этого, министр сообщил о сохранении экспортно - сырьевой модели развития экономики. В нынешних условиях, когда основу экспорта товаров составляет вывоз сырья (более 70 %, в том числе нерудное сырье (11,5%), сельхозпродукция (12,8%), драгоценный материал (50 %), за 2020 г.), добавленная стоимость создается в другой стране. Поэтому важно разработать и реализовать меры по созданию перерабатывающих производств на местах, совместных предприятий на нашей территории, которые позволят увеличить добавленную стоимость, создать новые рабочие места. В каждой области создан свой фонд развития региона, средства которых также будут направлены на создание новых предприятий. А для снижения финансовой нагрузки на местные бюджеты часть их расходов, например, на оплату коммунальных услуг, передана в республиканский бюджет.
Министерству сельского хозяйства необходимо определить перечень приоритетных сельскохозяйственных культур, на переработку которых возможно введение преференциального режима. Необходимо пересмотреть программу «Финансирование сельского хозяйства» с тем, чтобы для каждого региона давались субсидии только на те продукты, которые будут определены МСХ.
Также, министр сообщил о зависимости от внешних инвестиций. В последние годы вопросы, связанные с внешним долгом, рассматриваются в контексте угрозы независимости страны. По состоянию на октябрь 2021 года государственный долг составил 4865,85 млн долл. США, из них 85,3 % – внешний долг, 14,7 % – внутренний. Большую часть внешнего долга страна должна Китайскому Экспортно-импортному банку, которая занимает 42,5 % от общего размера внешнего долга (1764,95 млн долл. США).
В сложившейся ситуации необходима работа над процедурами, направленными на снижение объемов внешнего долга, создавая условия для притока прямых иностранных инвестиций и широкое вовлечение отечественных инвесторов.
Обеспечение безопасности в сфере предпринимательства сопряжено с наличием рисков и угроз, препятствующих привлечению инвестиций для развития. Не секрет для всех, что идет снижение доверия инвесторов, которые считают, что государственные гарантии по обеспечению прав на защиту частной собственности исполняются не в полной мере, имеются факты попыток рейдерских захватов действующих предприятий и компаний, протестные настроения местного населения из-за недостатка информированности о выгодах проекта по развитию территории.
В целях повышения инвестиционной привлекательности необходимо кардинально менять подходы к обеспечению неприкосновенности инвестиций за счет государственных гарантий, создать благоприятные условия, при которых иностранный бизнес будет заинтересован в направлении инвестиций (создание благоприятного налогового режима, преференции, неукоснительная защита прав и законных интересов инвесторов и предпринимателей, доступность и оперативность получения качественных цифровых государственных услуг и др.), - информировал Д. Амангельдиев.
Далее министр остановился коротко на зависимости от денежных переводов мигрантов. Трудоспособное население продолжает уезжать из страны. В последние пять лет денежные переводы были равны в среднем 30 % ВВП (2016-2020 гг.). Это превышает расходы бюджета всей страны (2,1 млрд долл. США) и значительно объем прямых иностранных инвестиций. Необходимо создавать рабочие места в стране, открывая новые предприятия, вводя дополнительные сельскохозяйственные площади, реализуя в полной мере работы по улучшению системы орошения, создавая кластеры – так мы сможем начать эту работу, - дополнил министр.
Еще одним фактором развития страны, - министр отметил о переводе всех экономических процессов, происходящих в стране на цифровые рельсы. В это понятие включается не только фискализация и перевод госуслуг на электронный формат. Сюда входит и создание электронных торговых бирж продукции, такой как сельскохозяйственные, промышленные изделия, создание карт с производственными мощностями, где будут отображены не только инженерно-технические возможности, но и более расширенные параметры, - подчеркнул он.
Министр также сообщил о сохранении высокой доли теневой экономики. По данным НСК КР, объем скрытой и неформальной экономики возрос с 1,4 млрд. сомов в 1995 г. до 42 млрд. сом в 2010 г., или в 30 раз, а в 2019 г. составил 145,2 млрд сомов, т.е. возрос в 100 раз. Указанная сумма за этот период в отношении к ВВП увеличилась с 8,4 % до 23,5 %, а по исследованию международной компании PricewaterhauseCoopers оценивается в 37 % ВВП. Несмотря на принимаемые меры, доля увеличивается, значит принимаются не эффективные меры. Необходимо безотлагательно широко внедрять цифровизацию во все сферы экономической деятельности.
В бюджете на 2022 год перед Налоговой инспекцией поставлена задача увеличить сборы на 50 млрд, а перед Таможенной инспекцией на 65 млрд сомов. Для этого необходимо искоренить старые серые схемы ухода от уплаты налогов и пошлин.
Фискализация, повсеместное использование электронных счет фактур, маркировки товаров, ККМ поможет нам не только увеличить доходную часть бюджета, но и позволит вывести экономику из тени. Кроме того, необходимо повсеместно внедрить процедуру оплаты товаров через мобильные телефоны, это позволит не только снизить объемы наличного расчета, но и позволит сократить расходы продавцов по приобретению ККМ и ускорит их внедрение по всей территории страны.
В завершение министр Д. Амангельдиев отметил, что в настоящее время экономическая активность в стране находится все еще на низком уровне, дополнительным сдерживающим фактором выступает все также напряженная эпидемиологическая ситуация, снижение доходов населения.
В текущем году приняты 2 Плана, которые разрабатывались в условиях борьбы с распространением коронавируса и в основном содержат антикризисные меры. в результате принятых оперативных мер и реализации среднесрочных программ развития происходит процесс постепенного восстановления экономической активности. На протяжении последних двух месяцев наблюдается положительный тренд экономического роста. По итогам за 10 месяцев текущего года прирост реального ВВП достиг положительной отметки на уровне 1,6 %, прирост ВВП без Кумтора составил 4,1 %.
По итогам 10 месяцев т.г. среднегодовое значение инфляции достигло 111,9 %.
Дальше надо работать на перспективу. Проводится работа по формированию пятилетнего плана развития, включающего в себя структурные изменения в экономике, реализации крупных инвестиционных проектов, меры по импортозамещению комплектующими изделиями для ключевых отраслей экономики, кооперационные связи, возникающие новые бизнес-модели с использованием цифровых технологий.
«Сегодняшние реалии требуют скоординированных действий всех ветвей власти, предпринимательского сообщества и широких слоев общественности. Все это предопределяет необходимость проведения углубленных исследований по проблемам мониторинга, поиска методов экономической защиты, выработки подходов к развитию экономики, предназначенных для разработки макроэкономической политики в постоянно меняющихся условиях хозяйствования, которые, по нашему мнению, должны быть включены в концепцию национальной экономической безопасности, и определены индикаторы экономической безопасности, их пороговые значения. Только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития», - заключил министр.