Министерство экономики и коммерции КР по вопросу ценообразования на рынке ГСМ информирует, что рост цен на ГСМ является общемировым трендом. ГСМ являются биржевым товаром и цены зависят от биржевых котировок цен на нефть, так если в декабре 2020 года один баррель нефти марки Brent стоил порядка $43-44, то 17 ноября 2021 года стоимость марки Brent составили $80,21, рост составил 1,9 раза.
По состоянию на 17 ноября 2021 года в государствах-членах ЕАЭС и в соседних государствах (расчет по курсу НБКР на 17 ноября 2021 года) сложились следующие средние розничные цены ГСМ, сом/л:
Кыргызстан | Казахстан | Россия | Белоруссия | Армения | Таджикистан | Узбекистан | |
Аи-92 | 58,7 | 35,1 | 55,2 | 69,4 | 89,1 | 93,1 | 78,9 |
Аи-95 | 61,3 | 42,4 | 60,4 | 72,9 | 92,7 | - | 81,3 |
Дт | 54,7 | 59,4 | 61,4 | 72,9 | 87,4 | 84,8 | 76,6 |
Как видно из таблицы стоимость ГСМ в Кыргызской Республике является самой низкой по сравнению с соседними государствами и некоторыми государствами-членами ЕАЭС (Беларусь, Армения).
В Российской Федерации применяется Демпфирующий механизм, который помогает регулировать топливный рынок. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних цен, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В обратном случае нефтекомпании перечисляют разницу в бюджет.
В Республике Казахстан добывается нефть и перерабатывается на собственных нефтеперерабатывающих заводах, что позволяет покрыть потребности республики в бензине. А часть потребности по дизельному топливу (около 30%) страна покрывает за счет импорта, в основном, из России.
Следует отметить, что поставка ГСМ в Кыргызскую Республику осуществляется из России без пошлины, то есть на льготных условиях.
12 октября 2021 года в г. Москве подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительствами КР и РФ о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 года, а также произведена корректировка индикативного баланса на 2021 год и утвержден индикативный баланс на 2022 год. По итогам корректировки объем ГСМ составил 650 тыс. тонн бензина, вместо 460 тыс. тонн и 550 тыс. тонн дизельного топлива, вместо 485 тыс. тонн.
Кроме того, в рамках возложенных полномочий антимонопольный орган проводит работу по сдерживанию роста цен на ГСМ путем осуществления мониторинга цен на ГСМ, проведения анализа ситуации на рынке и выдачи рекомендаций о недопущении необоснованного повышения цен на ГСМ.