Сегодня, 5 ноября 2021 года в Государственной резиденции, выступая на тематической сессии «Создание здоровой деловой среды» Первого экономического форума
«Европейский союз – Центральная Азия», министр экономики и коммерции КР Данияр Амангельдиев отметил, что последние годы стали для экономики самыми трудными. Меры по противодействию и распространению пандемии коронавируса привели к осложнению условий торговли. Нарушение экономической деятельности в странах ЦА и во всем мире в отрицательно сказалось на торговле.
В странах Центральной Азии торговля в 2020 году сократилась во всех странах, кроме Таджикистана (экспорт вырос на 19,8 %). Так внешнеторговой оборот КР в 2020 году снизился на 19 %. Отрицательная динамика наблюдалась как во взаимной торговле странами ЕС (снижение сокращение в 3,5 раза), так и со странами Центрально-азиатского региона (снижение на 16,1 %).
Индикаторы содействия в торговле также демонстрируют негативные последствия КОВИД-19. В 2020 году время пересечения границы автомобильным видом транспорта выросла на 23,8 %, а стоимость на 23,6 %.
Особенно негативные последствия пандемии отразились на странах, не имеющих выхода к морю. В текущем году наблюдается постепенное восстановление объемов взаимной торговли между нашими странами.
В этой связи, нам необходимо проводить работу по снятию чрезвычайных мер и по расширению торговли за счет улучшения доступа к рынкам и упрощения процедур в торговле, - отметил министр.
По его словам, одним из перспективных направлений на наш взгляд является продвижение электронной коммерции в формате В2В, так и В2С, в развитии логистической систем и цифровой торговли путем совершенствования систем электронной таможни, внедрения электронных СФС-сертификатов, реализации транзитных соглашений и поддержки цифровой трансформации.
Отмеченные факторы отрицательно повлияли на экономику стран региона. Как видно на слайде, в 2020 году во всех странах региона было отмечено снижение экономики, а в Кыргызской Республике оно было самым значительным и снижение составило на 8,9 %.
Все это привело к тому, что уровень доходов сократился, и уровень бедности в нашей стране увеличился до 25,3 %, при этом в особенности пострадали наши южные регионы.
Поэтому важно предпринять все необходимые меры по восстановлению нормального функционирования торговых потоков, и соответственно экономик.
Негативные последствия КОВИД-19 также отразились на бизнесе, в том числе на МСБ, составляющее порядка 40 % в структуре экономики Кыргызстана.
В этой связи, позвольте проинформировать о предпринятых мерах по поддержке МСБ Кыргызской Республики.
Для поддержки бизнеса были приняты ряд антикризисных мероприятий (5 Программ), изданы указы Президента Кыргызской Республики «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов», «О дополнительных мерах по защите субъектов предпринимательства» и приняты другие решения:
В рамках этих мер, с целью защиты субъектов предпринимательства и исключения необоснованного их уголовного преследования за уклонение от уплаты таможенных и налоговых платежей подготовлены поправки в Уголовный Кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс о нарушениях.
Вносятся поправки в Закон КР «О проверках субъектов предпринимательства», которые предусматривают, что государственные контролирующие органы будут проводить объединенные плановые проверки; осуществлять специальные профилактические мероприятия по недопущению причинения со стороны предпринимателей вреда населению и окружающей среде. Также будут введены индикаторы эффективности работы фискальных и правоохранительных органов.
На сегодняшний день в Кыргызской Республике создан и ведет работу Институт Бизнес-омбудсмена.
Проверки предпринимателей правоохранительными и фискальными органами проводятся только после регистрации в органах прокуратуры.
С 2019 по 2022 годы введены мораторий на проверки субъектов предпринимательства всеми контролирующими органами.
В скором времени будет принята Программа по поддержке и развитию женского предпринимательства в Кыргызской Республике на 2021-2026 годы.
Парламентом страны рассматривается новая редакция Налогового кодекса, которая направлена на создание благоприятных условий путем снижения административной и налоговой нагрузки, цифровизации налоговых и таможенных процедур.
Для сокращения теневой экономики и повышения налогового администрирования внедрены электронная фискализация (электронные счета-фактур, маркировка товаров, онлайн контрольно-кассовая машина, электронный патент, электронная отчетность с электронной подписью, АСУ АЗС).
Запущен информационный портал лицензионно-разрешительных документов (http://www.elicense.gov.kg/), который включает исчерпывающий перечень документов и информацию для ведения предпринимательской деятельности. Также портал позволяет выдавать лицензий и разрешительные документы в электронном виде.
В стране активно внедряются принципы зеленой экономики и для этого реализуется Программа развития зеленой экономики, в рамках которой были проведены меры, такие как предоставление налоговых преференций для экологичного транспорта, упрощение процедур при строительстве возобновляемых источников энергии.
Однако предстоит еще сделать многое, поэтому Кыргызстан, как и все страны региона будут и дальше активно продвигать принципы зеленой экономики и нам необходимо привлечение в страну технологий, опыта и инвестиций для ее развития.
Конечно же, необходимо обратить внимание на один из основных направлений сотрудничества - сфера торгово-экономических отношений.
Увеличению товарооборота на международном уровне содействует членство государств в крупнейших международных объединениях ВТО, СНГ, ЕАЭС, ЕС, ССТГ, ШОС, заключаемых соглашений о зонах свободной торговле, а также иных двусторонних соглашениях.
Кыргызская Республика активно участвует в международных инициативах. Однако потенциальные выгоды от участия во Всемирной торговой организации и Всеобщей системе преференций (ВСП+) не были полностью реализованы.
Одним из важнейших пунктов среднесрочной торговой политики Кыргызской Республики будет обеспечение доступа на внешние рынки, диверсификация и развитие транзитных маршрутов, в том числе, маршрута КНР - Центральная Азия - Южный Кавказ – Турция – Евросоюз.
Министр также подчеркнул, что это возможно посредством упрощения со стороны Европейского союза и стран Центральной Азии торговых, таможенных и других административных процедур, обеспечения транспарентности в части технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, а также путем обеспечения адекватной и эффективной защиты всех прав интеллектуальной собственности.
Одним из эффективных инструментов обеспечения прозрачности административных процедур является цифровизация таможенного администрирования трансграничного перемещения товаров, а также развитие сотрудничества между Национальными комитетами по упрощению процедур торговли стран Центральной Азии, направленных на упрощение торговых, транзитных и таможенных процедур, устранению различных барьеров.
В завершении министр Д. Амангельдиев призвал все стороны наращивать потенциал совместного взаимодействия и сотрудничества в развитии международной торговли товарами и услугами, развитию мультимодальных и транзитных перевозок товаров, принимать активное участие в реализации совместных проектов по увеличению взаимного доступа товаров на рынки стран Центральной Азии и Европейского союза.