Министерство экономики и коммерции КР информирует, что 1 сентября 2021 года проект новой редакции Налогового Кодекса КР был размещен на официальном сайте Кабинета министров для прохождения процедуры общественного обсуждения.
До общественного обсуждения в рамках образованных подгрупп были проведены свыше 60 заседаний с представителями бизнес-сообщества.
В период прохождения общественного обсуждения поступило свыше 300 предложений, Министерством экономики и финансов КР были проведены более 20 встреч с представителями бизнес-сообществ, представляющих различные отрасли экономики для обсуждения проекта Налогового кодекса КР.
В рамках данных встреч были учтены многие замечания и предложения, в том числе следующие чувствительные для бизнеса вопросы:
1. Сохранены в действующей редакции нормы по обложению НДС поставок услуг роуминга, межсетевого соединения (интерконнекта) и ставку налога с продаж для услуг сотовых операторов (без увеличения ставки);
2. Сохранены льготы для услуг дошкольных образовательных организаций (детских садов, созданных на основе частной формы собственности) и общеобразовательных организаций, созданных на основе частной формы собственности;
3. Сохранена сниженная ставка по подоходному налогу для резидентов Парка высоких технологий в размере 5%;
4. Ограничение на выезд налогоплательщика, имеющего налоговую задолженность, только при наличии судебного решения;
5. Исключена норма по введению ставки единого налога для служб такси в размере 2%. При этом по предложению представителей служб такси введены нормы по взаимодействию служб такси с налоговой службой путем обмена соответствующей информацией;
6. Продлен срок по освобождению от НДС на импорт банковского оборудования.
При этом, указанные в обращении бизнес-сообщества вопросы также были обсуждены на открытой площадке и следующие нормы были доработаны:
1. Расширение полномочий налоговых органов за счет передачи функции дознания.
По итогам обсуждения с бизнес-сообществом из проекта Налогового кодекса исключены нормы, наделяющие налоговые органы функциями следственного органа, при этом передача функций органа дознания органам налоговой службы сохранены по следующим основаниям.
Ранее, осуществлением досудебного производства уголовных дел, посягающих на налоговое законодательстве КР занимались органы ГСБЭП при ПКР (финансовая полиция). При этом, соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики данный орган был ликвидирован. В связи с чем, в настоящее время вопрос о том, к ведению какого органа будут относиться преступления в сфере налогового законодательства остается открытым.
При таких обстоятельствах, передача функций органа дознания органам налоговой службы, в части налоговых преступлений, является оптимальным решением со всех аспектов, о чем свидетельствуют следующие факторы:
1) Ранее, для того чтобы убедиться в наличии или отсутствии преступных деяний, со стороны правоохранительных органов сначала возбуждались уголовные дела, после материалы направлялись для проведения налоговой проверки. При этом, установление налогового правонарушения путем проведения налоговой проверки является исключительной прерогативой органов налоговой службы.
Кроме того, Налоговый кодекс КР в настоящее время запрещает рассматривать жалобы налогоплательщиков, в отношении которых возбуждено уголовное дело.
При предлагаемой редакции порядок привлечения к ответственности правонарушителя будет предельно упорядоченным и не приведет к нарушению прав налогоплательщиков.
2). Учитывая достаточную специфичность налогового законодательства КР, в предлагаемой редакции полагается, что досудебное производство в части налоговых правонарушений должно осуществляться со стороны лиц, квалификационные требования к которым в обязательном порядке должен содержать углубленное знание налогового законодательства. Соответственно, нахождение органа дознания внутри системы органов налоговой службы может решить данную задачу.
По данному вопросу есть разные мнения, есть позиции отдельных экспертов и представителей бизнеса, что передача функций дознания в Налоговую службу лучше, чем в другой государственный орган.
2. Не предусмотрены альтернативные механизмы досудебного разрешения налоговых споров.
Данный вопрос широко обсуждался с бизнес-сообществом и с учетом опыта других стран рассматривались различные варианты:
1) Совет по налоговым спорам при Кабинете министров КР;
2) Передача рассмотрения жалоб в Министерство экономики и финансов КР;
3) Рассмотрение жалоб в специализированном государственном органе;
4) Жалобы рассматривает негосударственный орган, аккредитованный Кабинетом министров КР.
Следует отметить, что по итогам обсуждения не удалось выработать единую согласованную позицию, в связи с чем, действующие нормы сохранены, при этом в проекте отсутствуют ухудшающие положение налогоплательщиков нормы.
Вместе с тем, в целях уменьшения налоговых споров и поддержки налогоплательщиков, в проекте предусмотрены следующие нормы:
1) Министерство экономики и коммерции КР обязано предоставлять письменные разъяснения по запросам по применению норм налогового законодательства, которые обязательны для исполнения органами налоговой службы;
2) В случае наличия противоречий между нормами Налогового кодекса или отсутствия норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений, органы налоговой службы и/или судебные органы принимают решение в пользу налогоплательщика.
Профильный комитет Жогорку Кенеша принимает решение о наличии или отсутствии противоречий между нормами Налогового кодекса или отсутствии норм необходимых для регулирования налоговых правоотношений;
3) Пеня не начисляется на сумму недоимки, возникшей в результате применения и/или изменения разъяснения уполномоченного государственного органа и/или уполномоченного налогового органа, а также участник налоговых правоотношений признается невиновным в совершении налогового правонарушения, если он исчислил налоговое обязательство в соответствии с письменным разъяснением уполномоченного государственного органа.
3. Требования к банкам о предоставлении информации о движениях по банковским счетам налогоплательщиков без решения суда.
По итогам обсуждения с бизнес-сообществом доработаны нормы по вопросу доступа налоговой службы к банковской информации. Налоговая служба будет получать доступ к банковской информации только тех налогоплательщиков, в отношении которых идет официальная проверка (лишь 3-4% от всех налогоплательщиков).
Порядок взаимодействия Налоговой службы с банками будет определен Кабинетом министров КР по согласованию с бизнес-сообществом, в котором будет предусмотрено, что банки могут проверить через информационную систему «Тундук», есть ли официальное предписание на проверку данного субъекта, и, удостоверившись, предоставить информацию.
Следует отметить, что Налоговая служба является также субъектом, который обязан хранить налоговую тайну, которой становится и банковская тайна, представляемая банками.
4. Существенный размер пени. Значительное увеличение размеров налоговых санкций.
Следует также отметить, что размеры пени не увеличивались, то есть, остаются действующими.
При этом, проектом в целях стимулирования к оплате налоговой задолженности предложено списание пени и санкций в размере 50% при полной уплате основной задолженности и оставшихся 50 % пени и санкций.
Размеры санкций также не увеличены, при этом изменены подходы по их применению.
В предлагаемой редакции проекта Налогового кодекса предусмотрена, прежде всего, справедливость применения налоговой санкции по отношению к проверяемому календарному году. Зависимость размера суммы налоговой санкции от процентного соотношения заниженной суммы налога к общей сумме налога, которая должна быть указана в налоговой отчетности конкретного налогового периода – определяет объективность меры ответственности налогоплательщика за совершенное налоговое правонарушение по отношению к соответствующему налоговому периоду, где было установлено налоговое правонарушение.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что на практике встречаются факты, когда хозяйствующий субъект осуществляет экономическую деятельность, но не представляет налоговую отчетность и тем самым не декларирует свои налоговые обязательства или осуществляет экономическую деятельность без налоговой регистрации в налоговых органах.
Во всех развитых странах мира нарушение налогового законодательства считается самым тяжким преступлением, за которое предусмотрена соответствующая мера ответственности, в том числе в виде применения соответствующих налоговых санкций, штрафов, ограничения ведения экономической деятельности, включая блокировку банковских счетов за непредставление налоговой декларации.
Учитывая вышеизложенное отмечаем, что предлагаемая редакция Налогового кодекса в части применения налоговой санкции направлена прежде всего на повышение уровня налоговой дисциплины, а также на сокращение теневого сектора экономики и в виде адекватных мер ответственности.
5. Внедрение обратного НДС и НДС на электронные услуги.
По предложению бизнеса доработан механизм «обратного НДС» с учетом его зачета.
Вводится режим оплаты НДС иностранными компаниями, оказывающими услуги на территории КР в электронном виде (GOOGLE, YANDEX, YANDEX TAXI). Данный механизм является мировой практикой, соседние страны уже начали взимать налоги с таких компаний. При этом в проекте закладываются нормы, а реализация и инфраструктура для дистанционного администрирования будет осуществляться после принятия Налогового кодекса КР.
6. Альтернативный режим налогообложения субъектов малого бизнеса.
В целях оптимизации налогового администрирования проектом Налогового кодекса предлагается предусмотреть право уплаты по упрощенной системе налогообложения единого налога субъектами малого и среднего предпринимательства, если объем выручки за год не превышает 30, 0 млн. сомов, взамен:
1) налога на прибыль;
2) налога с продаж;
3) НДС на облагаемые поставки.
Тем самым у субъектов, применяющих данный режим, будет возможность уплачивать только один налог и предоставлять один отчет на ежеквартальной основе.
Следует отметить, что по итогам обсуждения с бизнес-сообществом ставки единого налога при безналичных расчётах были снижены.
По отдельным видам деятельности предлагаются разные ставки единого налога в зависимости от особенностей ведения предпринимательской деятельности. Так, например, субъекты швейной отрасли преимущественно работают на патентной основе, при этом, учитывая и определенные требования отдельных государств, куда экспортируется швейная продукция, и необходимость в будущем вести учет, и неприменение зачета НДС по приобретенным материалам, по согласованию с представителями данной отрасли согласована сниженная ставка единого налога на 5 лет.
Вместе с тем, отмечаем, что по ставке единого налога для субъектов общественного питания в размере 8% не поступило ни одного предложения в ходе общественного обсуждения.
7. Вопросы по налогу с продаж для застройщиков жилья и повышение ставок при безналичных расчетах
По итогам обсуждения с бизнесом и Национальным банком КР предлагается норма по ставке налога с продаж при безналичных расчетах 0% до завершения Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы, то есть льгота действует до 1 января 2023 года, при этом по результатам указанной Программы будет принято решение о целесообразности льготы по налогу с продаж.
Относительно ставки налога с продаж для застройщиков сообщаем, что данная норма предлагается в связи отменой налоговых контрактов.
Стоит отметить, что по итогам обсуждения с бизнесом ставка налога была снижена с 5 до 4%. Оплата будет производиться субъектом, кто реализует имущество.
Необходимо отметить, что реализация жилья освобождена от уплаты НДС, налог на прибыль практически не уплачивается, в этой связи утверждение, что повысится стоимость жилья, считаем необоснованным.
Вместе с тем, отмечаем, что нижеуказанные вопросы также широко обсуждались с бизнес-сообществом, при этом считаем целесообразным их принятие.
1. Прямая зависимость финансирования налоговых органов от собираемости налогов.
Задачей Налоговой службы является полнота сбора налогов и обеспечение исполнения налоговых обязательств со стороны налогоплательщиков. В связи с чем, предлагаемая норма имеет цель установить стимулирование соразмерное ответственности. Более того, все процедуры финансирования будут проводиться в соответствии с бюджетными процедурами при полном обеспечении финансовой дисциплины.
2. Дуальная ответственность арендодателя.
Ресурсы государства по осуществлению налогового администрирования, т.е. по контролю за соблюдением налоговых режимов в Кыргызстане ограничены. Вопрос применения контрольно-кассовых машин важен не менее, чем уплата налогов.
И для того, чтобы завершить формирование процесса контроля всех потоков товаров и услуг, необходимо в первую очередь навести порядок с учётом товарных потоков у арендаторов, через которые обслуживают большую часть населения. Арендодатели имеют возможность осуществлять непосредственный контроль за деятельностью арендаторов, что позволит снизить затраты на налоговое администрирование и повысить эффективность налоговой системы.
Необходимо отметить, что кроме обозначенных вопросов в проекте Налогового кодекса предусматриваются значимые изменения, которые положительным образом скажутся на стабильности и качестве налогового администрирования, как для предпринимателей, так и для государства:
1. Значительная работа проведена в части устранения неясностей и противоречий, выявленных в ходе правоприменительной практики, по итогам которой по всему Налоговому кодексу внесены соответствующие изменения.
2. Будет 2 основных подхода к налогообложению:
1) общий режим налогообложения (Налог на прибыль, НДС и налог с продаж);
2) упрощенная система налогообложения на основе Единого налога с выручки (субъекты бизнеса с товарооборотом до 30 млн сомов, один налог и один квартальный отчет).
3. Внедряется налогообложение исламских принципов финансирования.
4. Запуск проекта по возврату части стоимости приобретенных товаров и услуг, указанных в кассовых чеках «cashback».
5. Запуск системы дистанционного налогового контроля. Бизнес, на добровольной основе зарегистрированный в этой системе и предоставляющий доступ к своей бухгалтерской системе, освобождается от налоговых проверок.
6. В проекте Налогового кодекса отдельным направлением налоговой политики будет предоставление льгот на срочной основе и с проведением оценки эффективности.
Перечень налоговых льгот, подлежащих оценке, а также порядок и виды оценки эффективности налоговых льгот, будут утверждаться Кабинетом министров КР.
7. Для отечественных производителей снижается налог с продаж с 2 % до 1%.
8. Предусматриваются налоговые льготы субъектам швейной, ювелирной, авиационной отрасли, а также освобождаются от НДС проекты по производству и поставке электробусов;
9. Упрощенный механизм возврата НДС для предприятий – экспортеров.
10. Гармонизированы термины и понятия по подоходному налогу Налогового кодекса с Законом о государственном социальном страховании.
Минэкономкоммерции и впредь готово ввести постоянную работу по совершенствованию налогового законодательства.
На основании вышеизложенного, отмечаем важность принятия проекта Налогового кодекса, направленного на поддержку субъектов предпринимательства, обеспечение добросовестной конкуренции и вывода экономики из тени.