15 октября 2021 года в Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики прошло 4-ое заседание межправительственной кыргызско-корейской Комиссии по экономическому сотрудничеству под председательством министра Данияра Амангельдиева с кыргызской Стороны и заместителя министра иностранных дел по экономическим вопросам Республики Корея г-на Ли Сонг Хо с корейской Стороны.
В ходе заседания министр Д. Амангельдиев отметил, что Сторонами были достигнуты взаимоприемлемые решения по всем вопросам Повестки дня, в частности по вопросам активизации двусторонних торгово-экономических отношений, взаимодействия по линии Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA), сотрудничества в области образования, здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, экологии, цифровизации, координации трудовой миграции, туризма, а также другие не менее важные вопросы.
Также отмечено, что в следующем году исполнится 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Южной Кореей. В связи с этим, кыргызская Сторона заинтересована в организации визита Президента КР С. Жапарова в Корею в 2022 году в рамках празднования юбилейной даты.
Также, важно отметить сотрудничество с корейской Стороной в рамках Форума сотрудничества «Центральная Азия-Республика Корея». В этой связи, мы надеемся, что в рамках предстоящего 14-го заседания Форума сотрудничества «Центральная Азия-Республика Корея» на уровне Министров иностранных дел 30 ноября 2021 года в г. Душанбе сторонам удастся обменяться мнениями по актуальным вопросам региональной повестки дня.
Следует учитывать, что потенциал торгово-экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Южной Кореей имеет большие перспективы, однако на сегодняшний день следует констатировать низкий уровень товарооборота, который варьируется в пределах 100 млн. долл. США. В этой связи, в целях практического развития экономического и инвестиционного сотрудничества важное значение имеет укрепление контактов между деловыми кругами двух стран.
Членство Кыргызской Республики в ЕАЭС открывает широкие перспективы для торгово-экономического сотрудничества, поскольку это не только беспошлинное передвижение товаров, а также единое транспортное, образовательное и культурное пространство с населением около 182 млн. человек; это - свобода передвижения капитала, услуг, рабочей силы; это - создание условий для стабильного развития экономики участвующих стран в интересах повышения жизненного уровня населения.
Вышесказанное открывает колоссальные возможности, не только
для Кыргызстана, но и для других стран, в том числе и Кореи. С этой целью, кыргызская Сторона призывает корейскую Сторону рассмотреть данную возможность и предлагает рассмотреть вопрос создания кыргызско-корейских совместных предприятий на территории Кыргызстана для дальнейшего выхода на рынки ЕАЭС и СНГ.
В этой связи, деятельность межправительственной Комиссии является превосходным рабочим механизмом в развитии двусторонних отношений между двумя странами. Благодаря принятым решениям на заседаниях Комиссии, отмечается огромный прогресс в развитии сотрудничества между нашими государствами в таких сферах, как сельское хозяйство, здравоохранение, культура, образование, информационные технологии, медицина, туризм и др.
Кыргызская сторона высоко ценит и признательна корейской стороне за оказываемое финансово-техническое содействие Кыргызской Республике по линии Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA). После подписания в ноябре 2013 г. Рамочного соглашения о безвозмездной помощи между Правительством КР и Правительством Кореи, а также открытия в 2014 г. Представительства KOICA в Бишкеке увеличился объем получаемой помощи. Так, за годы деятельности KOICA в КР реализованы конкретные проекты на сумму более 40 млн. долл. США.
В настоящее время корейская сторона изучает возможность реализации грантового проекта «Умной фермы» в КР по линии КОЙКА, в частности «Проект создания пилотного высокотехнологичного агропромышленного комплекса в Кыргызской Республике», который подразумевает создание комплекса по выращиванию овощей и ягод по новым технологиям, включая функцию управления умными теплицами, такие как удаленный мониторинг и контроль температуры и влажности.
В связи с включением в 2021 году Кыргызстана в список приоритетных стран для получения Официальной помощи в целях развития на ближайшие 5 лет, отмечено внимание на необходимость реализации совместных социально значимых проектов в Кыргызской Республике.
На сегодняшний день, кыргызская сторона ожидает практическую реализацию вопроса открытия прямого авиасообщения. Следует отметить, что скорейший запуск прямого авиасообщения между странами позволит активизировать торгово-экономическое взаимодействие и внесет ощутимый вклад в развитие туристической отрасли двух стран.
При этом, в настоящее время кыргызской авиакомпанией «Эйр Манас» прорабатывается вопрос открытия прямого авиасообщения между Бишкеком и Сеулом. В этой связи, необходимо оказать содействие в получении позиции корейской стороны по данному вопросу.
Вместе с тем, министр также обратил внимание на возникшие в настоящее время проблемы, связанные с въездом граждан Кыргызстана в Республику Корея, которые ранее уже получили трудовые контракты, в связи с чем просил бы оказать содействие в положительном решении данного вопроса.
С удовлетворением отмечен высокий уровень взаимодействия в области культурно-гуманитарного сотрудничества, благоприятную основу которому закладывает схожесть в культуре и языке двух народов, а также наличие общих исторических корней. Также в развитии дружбы между народами и более глубокому пониманию корейской культуры немаловажную роль играет корейская диаспора в КР.
В этой связи, кыргызская Сторона заинтересована в реализации совместных культурных мероприятий, так как 2022 год – юбилейная дата установления дипломатических отношений между странами, в рамках чего предлагаем проведение совместных культурно-массовых мероприятий, в том числе и дней культуры.
Также необходимо отметить, что пандемия коронавируса и последовавший за ней мировой экономический кризис показал реальную социально-экономическую ситуацию в нашей республике и других странах, а также реальный уровень взаимодействия государств, в том числе в рамках различных интеграционных объединений. Но в тоже время надо это воспринимать как новые вызовы и испытания, которые мы должны принять и преодолеть.
Учитывая сложившиеся обстоятельства представляется целесообразным обратить внимание на следующие направления.
Во-первых, особенно в условиях пандемии COVID-19 наиболее ярко проявилось то, что электронная коммерция дает конкурентные преимущества в международной торговле. В условиях карантина и чрезвычайного положения электронные заказы и покупки получили достаточно большое распространение в Кыргызской Республике. При том что сам рынок электронной коммерции в стране практически не изучен.
На сегодняшний день электронная торговля вытесняет традиционную торговлю, врастая в реальную экономику и становясь наиболее эффективным механизмом перераспределения и упорядочения рынка. Быстрый рост новых сегментов и стремление владельцев традиционных сегментов трансформироваться наглядно доказывают, что для цифровой торговли открыты широкие возможности.
В связи с чем, было подчеркнуто о необходимости усиления сотрудничества в развитии цифровых технологий, и выработки согласованных мер в данном направлении.
Вторым перспективным направлением сотрудничества является
сфера инвестиций.
В настоящее время, в КР проводится углубленная реформа законодательства, направленная на улучшение инвестиционного климата страны, формирование благоприятной бизнес-среды и совершенствование процесса привлечения иностранных инвестиций.
Кыргызская экономика обладает огромным, инвестиционным потенциалом благодаря целому ряду конкурентных преимуществ
Кыргызстана - это энергетика, коммуникации, сельское хозяйство и горнорудная промышленность.
Наиболее приоритетными видами экономической деятельности для вложения инвестиций являлись за последние годы сферы обрабатывающего производства и строительства.
Известно, Южная Корея в последние десятилетия не только привлекает крупные иностранные инвестиции, но и сама активно занимается внешним инвестированием. В настоящее время, корейские инвесторы уже широко представлены в Кыргызстане. Также, министр Д. Амангельдиев призвал деловые круги Кореи более активно развивать инвестиционное сотрудничество.
В этой связи и в качестве примера, министр отметил, что Кыргызская Республика обладает огромной возможностью производить и экспортировать экологически чистые виды продукции.
В настоящее время, Кабинет министров КР уделяет большое внимание производству такой продукции. Осуществляется переход на устойчивые системы сельскохозяйственного производства, т.е. на экологическое земледелие с постоянным воспроизводством плодородия земель, осуществляется также усиленный контроль за использованием химических удобрений при выработке сельскохозяйственной продукции.
В связи с чем, предложено наладить совместное сотрудничество в области органического сельскохозяйственного производства, рассмотреть выращивание овощей и фруктов в зимний период, а также переработки сельскохозяйственной продукции с целью повышения экспортного потенциала КР.
В целом заседание кыргызско-корейской межправкомиссии прошло в атмосфере дружбы и взаимопонимания. По итогам заседания был подписан Протокол.