7 октября 2021 г. Министерством экономики и финансов КР и Проектом Международной финансовой корпорации (IFC) по содействию роста и инвестиций в туристический сектор КР, финансируемый Правительством Швейцарии, организован стол на тему: «Официальный запуск Единой электронной системы разрешительных документов».
Модератором круглого стола выступил первый заместитель министра экономики и финансов КР Данияр Иманалиев. Как он проинформировал, в рамках реализации национальной Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» в Кыргызской Республике «оцифровывается» практически все, что касается предоставления услуг населению и бизнесу.
«Кыргызская Республика уже достигла определенных успехов в цифровизации избирательной системы, интеграции и взаимодействии государственных органов посредством единой системы «Түндүк»; отдельные услуги государственных органов переведены в цифровой формат и доступны через Интернет посредством единого Портала электронных услуг. Не теряя заданного темпа, государственные органы должны проектировать клиенто - ориентированные цифровые услуги. Необходимо прививать культуру реализации стратегий и принятия решений, основанных на использовании данных»- сообщил замминистра.
Как он отметил, Закон КР «О лицензионно-разрешительной системе в КР» регулирует отношения, возникающие между органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, действий, операций, в том числе по использованию ограниченных государственных ресурсов.
Указанный закон устанавливает порядок проведения лицензирования, включающий перечень документов для получения лицензии, сроки рассмотрения заявления, основания отказа в выдаче лицензии, обжалование отказа, принципы как введения лицензирования, так и самой процедуры лицензирования. Одним из преимуществ данного закона в рамках международной интеграции является установленный порядок признания лицензий, выданных уполномоченными органами иностранных государств.
Кроме того, данным законом установлен единый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и разрешений на виды действий в процессе деятельности.
Лицензионно-разрешительная система КР предусматривает 67 лицензий и 34 разрешения.
При этом, лицензионно-разрешительная система не включает в себя иные документы, имеющие разрешительный характер. В связи с этим, в целях обеспечения возможности получения исчерпывающей информации и автоматизации всех разрешительных документов КР, выдаваемых как на национальном, так и на региональном уровне, Указом Президентастраны «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» от 29 января 2021, перед Кабинетом министров была поставлена задача создать Единый электронный портал по выдаче лицензий и разрешительных документов и обеспечить автоматизированную систему выдачи лицензий и разрешительных документов.
В связи с этим, распоряжением Кабмина, Минэкономфин совместно с IFC разработан и запущен Единый электронный реестр разрешительных документов, - подчеркнул первый замминистра..
Он также отметил, что Единый электронный реестр разрешительных документов - это общедоступная база данных, предоставляющая детальную информацию о правовых, процедурных и финансовых аспектах получения разрешительных документов.
Данный Реестр был создан в целях:
- составления исчерпывающего перечня разрешительных документов КР, выдаваемых для осуществления предпринимательской деятельности;
- создания основы для автоматизированной системы выдачи лицензий и разрешений;
- сокращения временных издержек бизнеса (пользователей), в получении актуальной информации.
К настоящему моменту Реестр включает информацию о 190 разрешительных документах, началась работа над онлайн подачей заявлений на получение пяти разрешительных документов. Программный продукт, обеспечивающий работу Единого электронного реестра разрешительных документов, разработан с учетом возможности дальнейшей трансформации полностью в автоматизированную систему выдачи разрешительных документов, с охватом всех бизнес процессов: подачи и обработки заявления, выдачи разрешительного документа.
При этом, следует отметить, что отдельные госорганы, осуществляющие выдачу разрешительных документов, самостоятельно проводят процедуры автоматизации их разрешительных документов при поддержке разных международных организаций и финальным этапом такой автоматизации в каждом случае будет включение возможности подачи заявления на едином Реестре.
Таким образом, планируется автоматизировать выдачу всех разрешительных документов на данном Реестре с составлением исчерпывающего перечня разрешительных документов. Реестр будет служить важным инструментом как для пользователей, так и для государства для анализа и прогнозирования развития регулятивной системы, - сообщил замминистра.
С приветственными словами выступили руководитель офиса IFC в КР Манижа Мамаднабиева и старший координатор программ по экономике Посольства Швейцарии в КР Дамир Бисембин.
С презентацией по электронному реестру, как единой базе данных разрешительных документов, ознакомили менеджер и консультант проекта IFC: Сыйнат Арынова и Мирбек Окенов.
В завершение замминистра Д. Иманалиев еще раз отметил о важности и высокой востребованности электронного реестра разрешительных документов. Данный реестр создается для пользования субъектами предпринимательства. Представленный Реестр является Единой электронной системой всех разрешительных документов КР, предусматривающий возможности автоматизации процедуры выдачи всех разрешительных документов на данном портале. В связи с чем, призвал госорганы, осуществляющие выдачу разрешительных документов к активному взаимодействию с министерством по вопросам автоматизации процедуры выдачи разрешительных документов.
В работе круглого стола участвовали представители Администрации Президента, руководители госорганов, представители бизнес-ассоциаций и международных организаций.