На общественное обсуждение вынесен проект новой редакции Налогового Кодекса КР на официальном сайте Кабинета Министров КР. (проектом можно ознакомиться по ссылке https://www.gov.kg/ru/npa/s/3287). Проект разрабатывался межведомственной рабочей группой, образованной по приказу Министерства экономики и финансов КР, куда входили депутаты Жогорку Кенеша, представители государственных органов, бизнес-сообщества и эксперты.
Цели, поставленные перед разработчиками - адаптация налогового законодательства к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствования цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики.
Предлагаемые меры совершенствования налогового законодательства направлены на следующие перспективы развития:
- Для бизнеса это упрощение исполнения налоговых обязательств; минимизация капитальных и операционных затрат для исполнения налоговых обязательств всех участников; упрощение, автоматизация отчетности и минимизация контакта с сотрудниками налоговых органов; устранение недобросовестной конкуренции и защита отечественных производителей; возможность увеличения экспорта продукции в третьи страны и страны-члены ЕАЭС.
В интересах конечных потребителей предложенные инструменты направлены на обеспечение повышения качества товаров и услуг, прозрачности рынка и адекватности ценового диапазона.
Предложенная редакция Налогового Кодекса КР в целом призвана способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата; возможности выявления незаконного товарооборота; повышению собираемости налогов.
По результатам проведенной работы было отмечено, что в целом структура и принципы Налогового кодекса не должны подвергаться коренной переработке. При этом предложено оформление проекта Налогового кодекса в виде новой редакции по следующим основаниям:
1) Придерживаясь современного практического подхода в налоговом администрировании и изложении Налогового кодекса, необходимо провести правовую и техническую доработку для приведения в соответствие Налогового Кодекса КР с изменениями, внесенными за последние 10 лет в более чем 130 законов КР
2) приведение к единообразию элементов налогообложения по всем видам налогов и специальным налоговым режимам;
Кроме этого значительная работа проведена в части устранения неясностей и противоречий, выявленных в ходе правоприменительной практики, по итогам которой по всему Налоговому кодексу внесены соответствующие изменения.
Также следует отметить, что кроме указанных норм в проекте Налогового кодекса предусматриваются значимые изменения:
1. Для более удобного и эффективного планирования ведения бизнеса и инвестиционных проектов, и для обеспечения стабильности налоговой системы предлагается вносить изменения в Налоговый кодекс не чаще одного раза в год. Вступать в силу они будут только с первого января следующего календарного года за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
2.При возникновении споров о применении норм Налогового кодекса письменные разъяснения Министерства экономики и финансов КР являются обязательными для исполнения органами налоговой службы и принимаются правоохранительными и судебными органами в качестве доказательства при рассмотрении налоговых споров.
3. Профильный комитет Жогорку Кенеша уполномочен принимать решение о наличии правовых коллизий в Налоговом кодексе КР или отсутствии норм, регулирующих те или иные налоговые правоотношения. При наличии такого постановления профильного комитета ЖК, органы налоговой службы и/или судебные органы по возникшим налоговым спорам обязаны принять решение в пользу налогоплательщика.
4. Предложена норма, согласно которой не только малый, но и субъекты среднего бизнеса с товарооборотом до 30 млн сомов, могут применять упрощенный режим налогообложения на основе единого налога вместо выплаты налога на прибыль, налога с продаж, НДС на облагаемые поставки, и предоставлять один отчет раз в квартал.
5. В рамках стратегии выведения экономики из тени, увеличения налоговых поступлений в бюджет и для стимулирования заинтересованности конечных потребителей предлагается запуск проекта по возврату части стоимости приобретенных товаров и услуг, указанных в кассовых чеках «cashback». Это уже зарекомендовавшая себя во многих странах система, когда потребители регистрируют чеки на специальном портале, и по завершению отчетного периода на указанный в системе счет возвращается определенный процент от суммы чеков.
6. Заложена норма для запуска системы дистанционного налогового контроля. Бизнес, на добровольной основе зарегистрированный в этой системе и предоставляющий доступ к своей бухгалтерской системе, освобождается от налоговых проверок. Работа системы сведет к минимуму вмешательство Налоговой службы в деятельность субъектов предпринимательства, защитит добросовестный бизнес от необоснованных проверок и будет способствовать пресечению коррупционных схем и выводу экономики из тени.
7. Если у налогоплательщика возникла налоговая задолженность по итогам проверки или сдачи уточненного отчета, ему при оплате основной задолженности предоставляется 50% списание пени и санкций.
8. В ответ на обращения экспортеров, пересмотрены механизмы возврата НДС для предприятий-экспортеров. Предлагается упрощенный механизм возврата НДС для предприятий – экспортеров.
9. В связи с недовольством налогоплательщиков на принимаемые решения судов по рассмотрению налоговых споров, в соответствии со статьей 93 Конституции Кыргызской Республики предлагается учредить специализированные налоговые суды.
10. В связи с обращениями банковского сектора внедряется налогообложение исламских принципов финансирования.
11. Вводится режим оплаты НДС такими электронными компаниями, как Google, Facebook и др., оказывающими услуги на территории Кыргызстана в электронном виде. Также вводится специальный налоговый режим на деятельность в сфере электронной коммерции.
12. Предлагается новый подход в предоставлении льгот субъектам предпринимательства по результатам оценки эффективности и на фиксированные временные периоды. Перечень льгот, подлежащих оценке, а также порядок и виды оценки эффективности налоговых льгот будут утверждаться Кабинетом Министров КР.
13. С целью поддержки отечественных производителей и создания эффективных инструментов для вывода отечественной продукции на зарубежные рынки в предложенной редакции Налогового Кодекса КР предусматриваются налоговые льготы субъектам швейной, ювелирной, авиационной отрасли. Также в рамках национальной программы «зеленой экономики» и для повышения качества предоставления услуг гражданам освобождаются от НДС проекты по производству и поставке электробусов.
14. Для реализации принципа справедливой налоговой нагрузки упраздняются виды налоговых платежей по системе обязательного патента и налогового контракта. Субъекты предпринимательства, которые ранее пользовались этой системой, могут оплачивать налоги по упрощенной системы на основе единого налога с выручки.
15. Вносятся уточняющие поправки в части взаимодействия органов налоговой службы с коммерческими банками. Так, в соответствии с действующим Налоговым кодексом в целях взаимодействия с органами налоговой службы банки обязаны предоставлять информацию об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков на основании запроса органов налоговой службы и/или вступившего в силу судебного акта. В связи с чем, часто на практике возникают споры относительно того, что предоставлять информацию необходимо на основании запроса налоговой службы и вступившего в силу судебного акта одновременно или можно по отдельности.
16. В последние годы Налоговая служба испытывает определенные трудности в обеспечении взыскания задолженности по налогам субъектов предпринимательства перед бюджетом. С учетом международной практики, проектом предлагается внести изменения в части введения ограничения на выезд за границу физического лица, имеющего налоговую задолженность, а также руководителя организации, которые имеют налоговую задолженность в размере, превышающем 1000 расчетных показателей.
17. В целях приведения в соответствие с международной практикой освобождается от НДС поставка услуг роуминга, межсетевого соединения (интерконнекта) операторами связи, поставка услуг связи по международному транзитному трафику.
18. В целях уравнивания условий ведения предпринимательской деятельности и поддержки отечественных производителей предлагается снизить ставку НСП для производства с 2 до 1%.
Также необходимо отметить, что Министерством экономики и финансов КР будут рассмотрены и обсуждены каждые поступившие предложения от бизнеса и других государственных органов в рамках общественного обсуждения проекта новой редакции Налогового кодекса КР.