Одним из основных факторов при принятии решений инвесторами является инвестиционный климат страны. Инвестиционный климат это совокупность факторов, играющих решающую роль в привлечении инвестиций в экономику страны. Чем устойчивее политическая стабильность, прозрачнее законодательная база, умеренней налоговый коэффициент и привлекательнее льготы, тем благоприятнее климат для инвесторов. Есть государства, у которых положительный инвестиционный имидж уже сформирован. Страны ЕС, Западной Азии, Северной Америки являются эталонами инвестиционной привлекательности. Такие страны, как Кыргызская Республика, сейчас находятся в процессе его создания и с каждым годом вносятся новые, прогрессивные изменения в части улучшения инвестиционной привлекательности.
На сегодняшний день Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» является наиболее либеральным законодательством, но также предпринимаются меры по улучшению в части инноваций.
Кыргызская Республика заключила 33 двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций с такими странами, как Австрия, Великобритания, Германия, Индия, Казахстан, Катар, Турция, Китай, Кувейт, Россия, США, Швейцария, Южная Корея т.д.
С целью привлечения туристов и увеличения возможностей инвестирования, Кыргызстан ввел безвизовый режим сроком до 60 дней для граждан 61 государства.
Вступление Кыргызстана в ЕАЭС открыло широкие возможности для развития экономики и привлечения инвестиций в республику. Со вступлением в ЕАЭС для Кыргызстана и ее партнеров снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг и капитала на рынки 5-ти стран-участниц ЕАЭС, с населением более 180 млн. человек. В настоящее время ЕАЭС – это 3,2% мирового ВВП один из крупнейших мировых рынков или 2,5% населения Земли, самая большая территория в мире (более 20 млн кв. км).
За последние годы Правительством Кыргызской Республики были проведены следующие реформы для привлечения инвестиций в страну:
- в целях гарантий и защиты инвестиций введен режим стабилизации для иностранных инвесторов, который позволяет инвестору выбрать наиболее благоприятный режим регулирования в случае внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие вопросы налоговых и неналоговых платежей. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», инвестор, а также инвестируемое предприятие, в течение десяти лет со дня подписания соглашения о стабилизации имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате налогов, включая налог на добавленную стоимость, но исключая другие косвенные налоги, и неналоговых платежей (за исключением платежей за оказываемые государственными органами услуги) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- Правительством создан Институт бизнес-омбудсмена, деятельность которого направлена на обеспечение защиты законных интересов предпринимателей и инвесторов перед государственными и местными органами и должностными лицами;
- также создано Агентство по защите и поощрению инвестиций КР, которое является органом ответственным по сопровождению и защите инвестиций;
- для стимулирования иностранных инвестиций в преференциальные промышленные предприятия и определения преференциальных населенных пунктов приняты Закон КР «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР» и постановление Правительства Кыргызской Республики от 24 апреля 2019 года № 193 «О мерах по реализации статей 153, 159-1, 213, 315, 330, 344 Налогового Кодекса Кыргызской Республики», которые предоставляют условия вновь созданным предприятиям (с 1 января 2019 года) на основании заключённых инвестиционных соглашений по освобождению от уплаты налога на имущество, земельного налога, налога на прибыль и налога с продаж в течение 5 лет;
- Кыргызстан вошел в ТОП-20 стран-реформаторов рейтинга Doing Business 2020 («Ведение бизнеса»), опубликованного Всемирным банком. В ТОП-20 стран реформаторов Всемирный банк отбирает страны, в которых были проведены реформы, облегчающие ведение бизнеса в трех или более из 10 индикаторов рейтинга легкости ведения бизнеса в этом году.
По данным Всемирного банка Кыргызской Республика улучшила показатели по индикаторам: «Подключения к электросетям», «Получение кредита» и «Налогообложение». Поскольку Правительством усилен контроль за отключениями электроэнергии и модернизации инфраструктуры, улучшена работа кредитного бюро и упрощены процедуры отчетности и уплаты налогов;
- в целях повышения экспортного потенциала страны и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, Правительства КР утверждены Программа по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы, а также План мероприятий по ее реализации.
Кроме того, в Кыргызстане сформирована стабильная и устойчивая база для развития потенциала государственно-частного партнерства (ГЧП):
- в целях упрощения процедур и сокращения сроков в процессе подготовки проектов государственно-частного партнерства разработана и принята новая редакция Закона КР «О ГЧП»;
-Центр ГЧП, созданный постановлением Правительства КР от 28-июня 2019 года №333. Целью Центра является поддержка и ускорение развития инфраструктурных проектов общенационального и муниципального значения и повышения качества услуг государственного и муниципального управления по развитию инфраструктуры через использование разнообразных инструментов государственно-частного партнерства.
Условия для инвесторов, предоставляемые законодательством об инвестициях:
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», Кыргызской Республикой предоставляются следующие условия и гарантии:
1. иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции на территории Кыргызской Республики, национальный режим экономической деятельности, применяемый в отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики;
2. Иностранные инвесторы, их представители и иностранные работники, находящиеся в Кыргызской Республике в связи с инвестиционной деятельностью, имеют право на свободное передвижение по всей территории Кыргызской Республики, за исключением территорий, условия и порядок пребывания на которых определяются соответствующим законодательством Кыргызской Республики;
3. равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов независимо от гражданства, национальности, языка, пола, расы, вероисповедания, места проведения их экономической деятельности, а также страны происхождения инвесторов или инвестиций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
4. Кыргызская Республика в лице уполномоченных государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления воздерживается от вмешательства в экономическую деятельность, права и законно признаваемые интересы инвесторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
5. инвесторам, осуществляющим инвестиции в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере, а также на определенных территориях республики, в соответствии с государственными программами (проектами) развития могут быть предусмотрены инвестиционные льготы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
6. инвестиции могут осуществляться в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике»;
7. гарантии вывоза или репатриации за пределы Кыргызской Республики инвестиции, имущества и информации;
8. гарантии защиты от экспроприации инвестиций и возмещение убытков инвесторам. В соответствии пунктом 5 статьи 6 вышеуказанного Закона КР, инвесторам, чьим инвестициям в Кыргызской Республике был причинен ущерб в результате войны или другого вооруженного конфликта, революции, чрезвычайного положения, гражданских столкновений или других подобных обстоятельств, предоставляются юридический статус и условия, не менее благоприятные, чем применяемые в отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики;
9. гарантии использования доходов;
10. свобода денежных операций;
11. свободный доступ к открытой информации;
12. экономическая самостоятельность инвесторов и признание прав инвесторов;
13. согласно статье 22 вышеуказанного Закона, страхование инвестиций и рисков инвесторов осуществляется на добровольной основе. В случае, когда законодательством КР страхование не предусмотрено в обязательном порядке, инвестиции и риски могут быть застрахованы, как в Кыргызской Республике, так и за ее пределами.
14. в соответствии со статьей 11-1 вышеуказанного Закона КР, инвестор вправе заключить прямое инвестиционное соглашение с Правительством КР для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с государственными программами развития в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере. Инвестиционное соглашение может быть заключено путем прямых переговоров между Правительством Кыргызской Республики и инвестором, если сумма осуществляемых инвестором инвестиций в инвестиционный проект составляет не менее 10 миллионов долларов США и при условии, что инвестор обладает общепризнанной международной деловой репутацией, уникальными знаниями и опытом успешной реализации проектов в аналогичной сфере деятельности.
В Кыргызской Республике государственным органом исполнительной власти по реализации государственной политики в области инвестиций является Агентство по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики. Согласно статье 14 вышеуказанного Закона КР, Агентство:
- обеспечивает связь между государственными органами и инвесторами;
- готовит и распространяет информацию об инвестиционных возможностях и условиях;
- консультирует потенциальных инвесторов по юридическим, экономическим и иным вопросам относительно конкретной деятельности;
- предоставляет инвесторам необходимую информацию, связанную с разрешительным порядком осуществления деятельности, и оказывает соответствующую помощь;
- активно помогает в решении проблем существующих и потенциальных инвесторов, включая помощь и защиту, если они сталкиваются с незаконными или препятствующими действиями государственных и иных органов;
- разрабатывает предложения для государственных органов по улучшению инвестиционного климата в Кыргызской Республике;
- осуществляет уполномоченное представление Кыргызской Республики и в пределах своей компетенции вправе участвовать в международных переговорах или консультациях по инвестициям;
- принимает меры, направленные на выполнение обязательств Кыргызской Республики, вытекающих из международных договоров, проводит мероприятия по международному сотрудничеству, организует изучение и использование зарубежного опыта;
- консультирует государственные органы и должностные лица относительно существующей или планируемой политики в области инвестиций;
- организует и проводит совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами конкурс инвестиционных проектов и программ;
- осуществляет иные функции, направленные на продвижение инвестиций, поддержку и защиту инвесторов в Кыргызской Республике.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 вышеуказанного Закона, инвесторы на равной основе имеют право пользоваться услугами по развитию и защите своих интересов, которые оказывает Агентство по продвижению инвестиций.