Впервые Всемирный день качества праздновался 9 ноября 1989 года при поддержке ООН по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству. А спустя шесть лет Европейская организация качества объявила неделю, в которую попадает второй ноябрьский четверг, Европейской неделей качества.
Эти широкомасштабные акции проводятся с целью привлечения внимания общественности, производителей продукции, потребителей, органов государственного управления к вопросам качества, как важнейшему условию экономического и социального прогресса. В этот день в большинстве государств Европы, Азии и Америки, а также в Кыргызстане, проходят мероприятия для обеспечения достойной жизни граждан и устойчивого развития стран. С 1989 года этот день отмечается и в нашей республике.
Сегодня понятие качества - это не только вопросы непосредственно выпускаемой продукции, но и вопросы экологии, безопасности, использования ресурсосберегающих технологий в производстве, охраны труда, информационной безопасности, управления рисками и активами, результативность решения которых во многом зависит от внедрения эффективных систем менеджмента, призванных комплексно управлять данными аспектами на предприятии.
Внедрение системы менеджмента позволяет получить целый ряд преимуществ: повысить рентабельность, экспортный потенциал предприятия, конкурентоспособность, безопасность и качество продукции и услуг, снизить издержки производства, сделать предприятие клиентоориентированным и эффективным.
Вступление нашей республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), введение в действие технических регламентов Таможенного союза и связанное с этим ужесточение требований к производству, импорту, экспорту продукции приводят к необходимости постоянного получения информации, обмена опытом между предприятиями, внедрившими у себя системы менеджмента и теми, кто планирует и проводит работы по ее внедрению. При этом важно установление связующего звена, некоего информационно – консультативного и методического центра, который стал бы флагманом при проведении работ по внедрению и функционированию эффективных систем менеджмента.
Центр по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики, являясь Национальным органом КР по стандартизации и метрологии, имеющим немалый опыт работы в сфере качества, безопасности и внедрению систем менеджмента, обладая опытным квалифицированным персоналом, регулярно проводит обучения, консультирования по вопросам внедрения систем менеджмента и ставит перед собой задачи по совершенствованию проводимых и освоению новых направлений работ, что особенно важно в связи с членством Кыргызской Республики в Евразийском экономическом Союзе.
В целях стимулирования повышения качества продукций и услуг, повышения конкурентоспособности, применения современных технологий, эффективных методов менеджмента качества с 1998 года в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18.08.1997 года № 478 «Об учреждении премий Кыргызской Республики по качеству» проводится конкурс на соискание Премий Кыргызской Республики по качеству в различных сферах экономики и социальной сферы. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по присуждению премий КР по качеству обеспечивает Центр по стандартизации и метрологии при МЭ КР.
В 2020-2021 –гг. будут подводиться итоги 18-го конкурса по качеству, который проводится в сфере:
1. Предприятий по производству мяса и мясных продуктов;
2. Научно - исследовательские учреждения, внедрившие новые инновационные технологии в производстве;
3. Семеноводческие хозяйства;
4. Хозяйства по разведению племенного скота.
ЦСМ при МЭ КР, являясь также Секретариатом конкурсной комиссии на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг, проводимого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) совместно с Национальными органами по стандартизации, оказывает информационно - методическую поддержку с целью обеспечения участия в конкурсе организаций и предприятий Кыргызской Республики, выпускающих продукцию и оказывающих услуги. Ведущие организации республики достойно приняли участие в Премии СНГ.
В соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 13 марта 2020 года следующие организации Кыргызской Республики удостоены звания Лауреатов и Дипломантов Премии Содружества Независимых Государств 2019 года за достижения в области качества продукции и услуг:
Лауреат Премии СНГ 2019 года: ОсОО “Кыргыз Коньягы”,
Дипломанты Премии СНГ 2019 года:
ОсОО “Эмилия”,
ЗАО “Компания Манас Менеджмент”.
С целью повышения информированности и разъяснения требований международных стандартов и требований ЕАЭС в Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ЦСМ (ЦПКиППК) регулярно проводятся обучающие курсы и тренинги для представителей бизнес-сообществ, министерств, ведомств, организаций по вопросам разработки, внедрения на предприятиях системы менеджмента безопасности пищевых продуктов ИСО 22000 и ХАССП, системы менеджмента качества ИСО 9001, аудиту систем менеджмента по ИСО 19011, по вопросам внедрения технических регламентов Таможенного Союза, требований ЕАЭС и др. темам.
За 2019-2020 гг. в ЦПКиППК проведено 12 курсов обучения, где обучено более 150 представителей предприятий и организаций по обучающим курсам по вопросам качества и безопасности, включая по требованиям международных стандартов на системы менеджмента: ИСО 9000, 9001, ИСО 22000 и ХАССП, аудиту систем менеджмента по стандарту ИСО 19011, ИСО\МЭК 17065, по вопросам подтверждения соответствия, декларирования соответствия, требований Таможенного Союза и другим курсам.