На сегодняшний день действующая система управления государственным имуществом характеризуется низкой эффективностью и наличием внутренних противоречий между функциями государства как собственника, заинтересованного в максимизации доходов от использования государственных активов, и функциями по отраслевому регулированию государственных компаний. Несогласованность действий субъектов управления, отсутствие стратегического планирования и действенного контроля над менеджментом государственных компаний, а также годами накапливавшиеся другие проблемы, в том числе недостатки в кадровой политике, стали причинами нерационального использования активов государства в ключевых сферах экономики.
В этой связи, предлагается принять меры по реформированию системы управления государственным имуществом путем:
- создания национальных управляющих компаний, которые должны оказать содействие развитию различных сфер отечественной экономики;
- создания условий для внедрения современной системы корпоративного управления государственными компаниями и динамичного наращивания их капитала;
- создания основы для развития в государственных компаниях системы внутреннего контроля в соответствии с лучшей международной практикой в этой области;
- установления четких механизмов, позволяющих отраслевым государственным органам проводить необходимую отраслевую политику в государственных компаниях.
В этой связи, Правительством страны инициирован законопроект «О национальных управляющих компаниях в Кыргызской Республике», направленный на реализацию вышеуказанных мер.
Следует отметить, что с принятием данного законопроекта на основе соответствующего проведенного анализа национальной управляющей компании планируется передать ряд хозяйственных обществ с государственной долей участия (при необходимости имущества ряда государственных предприятий или путем их акционирования) в порядке установленным законодательством Кыргызской Республики о приватизации государственного имущества.
Практическая реализация данной инициативы позволит сократить объем задач и работ в части управлением хозяйствующими субъектами с государственным участием и реорганизовать уполномоченный государственный орган в сфере управления государственным имуществом в департамент или службу при соответствующем министерстве, которое будет обеспечивать функции по реализации государственной политики в сфере аренды, введения единого реестра государственного имущества, их учета и инвентаризации, также приватизации.