Кыргызстану, как и другим странам Центральной Азии, важно участвовать в реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», эффективно использовать возникающие новые возможности и преимущества регионального сотрудничества, добиваясь, вместе с тем, минимизации рисков и угроз. Об этом сообщил сегодня, выступая на Форуме «Кыргызстан – Один-пояс-Один-путь» в Бишкеке, статс-секретарь Министерства экономики Кыргызской Республики Айдин Шаршеев.
Как он отметил, данная коммуникационная площадка предназначена для обмена мнениями между представителями государственных ведомств и бизнеса двух стран, но и также научными деятелями с обеих сторон. Прежде всего, хотелось бы, чтобы данный форум стал важным механизмом для обсуждения актуальных вопросов кыргызско-китайского сотрудничества, в первую очередь для реализации важных экономических проектов в рамках инициативы «Один-пояс-Один-путь», - подчеркнул статс-секретарь.
Эта инициатива объединяет проекты создания «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века. «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе новые экономики, и развитые страны. На территории данного проекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, предположительный экономический масштаб составляет 21 трлн. долларов США.
Данная инициатива является частью общей политики КНР по развитию региональной экономической кооперации в отношении своих стран-соседей и призвана создавать между государствами региона тесные отношения в экономической, политической и гуманитарной сферах. С этой точки зрения государства Центрально-Азиатского региона обладают значительным природным и экономическим потенциалом, имеют большое геостратегическое значение для КНР и рассматриваются Пекином как «близкие соседи и важные партнёры».
В рамках создания «Экономического пояса Шёлкового пути» предусматривается создание трех транс-евразийских экономических коридоров: северного (из Китая - через Центральную Азию и Россию - до Европы и Балтийского моря), центрального (из Китая - через Центральную и Западную Азию – к Персидскому заливу и Средиземному морю) и южного (из Китая – через Индокитай – к Индийскому океану).
Практическая реализация китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» может привести к формированию новой архитектуры мировой экономики вокруг Евразии, где главным связующим звеном становится Центральная Азия.
У Кыргызстана существует уникальная возможность стать ценным транспортным узлом для движения товаров и услуг из Азиатско-Тихоокеанского региона на Ближний Восток и в Европу. Являясь членом ЕАЭС, а также имея статус «ВСП +» Кыргызстан идеально вписывается в инициативу Экономического пояса Шёлкового пути. Значительным вкладом при этом станет реализация проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Проект «Экономический пояс Шелкового пути» создает новые возможности для участия Кыргызстана в региональном разделении труда и кооперации, международном бизнесе и инвестициях, развитии торговли товарами и услугами, а также для создания новых рабочих мест и развития цепочек добавленной стоимости.
В завершение, А. Шаршеев отметил, что в Китае придается большое значение научному обеспечению разработки и реализации данной стратегической инициативы. В частности, для участия в разработке плана действий по созданию экономического пояса Шелкового пути в Китае в последние 4-5 лет созданы сразу несколько научно-исследовательских институтов: в том числе Институт Центральной Азии, Институт по изучению Шелкового пути при Северо-Западном университете, Институт Центральной Азии при Сианьском университете иностранных языков и ряд других аналитических центров.