Аналитический обзор по итогам деятельности Фондов развития регионов в КР за 2015-2018 гг.

Анализ цен
05 Март 2019
7946

Для целей определения правовых рамок принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 ноября 2014 года
 «Об утверждении типового положения о порядке формирования фондов развития регионов» (далее Типовое положение). 

Главной целью Фондов развития регионов – это поддержка приоритетных инициатив местного сообщества городов и айылных аймаков, направленных на повышение уровня жизни граждан, создания условий для местного экономического развития[1]

Согласно данным Министерства юстиции КР[2] на конец 2018 года государственную юридическую регистрацию в соответствии с требованиями Типового положения прошли 43 Фондов развития регионов (далее Фонд). 

Из них:

7 областных фондов: 

- Фонд развития Чуйской области;

- Фонд развития Таласской области;

- Фонд развития «Тенир Тоо» Нарынской области;

- Фонд развития «Иссык-Куль»;

- Фонд развития «Джалал-Абад»;

- Фонд развития Ошской области;

- Фонд развития Баткенской области.

36 районных фондов, в разрезе областей:

В Баткенской области 3 районных фонда;

В Джала-Абадской области 8 районных фонда;

В Нарынской области 4 районных фонда (отсутствует ФРР Кочкорского района);

В Ошской области 6 районных фонда (отсутствует ФРР Каракульжинского района);

В Таласской области 4 районных фонда;

В Чуйской области 7 районных фонда (отсутствует ФРР Московского района);

В Ыссык-Кульской области 4 районных фонда (отсутствует ФРР Жети-Огузского района).

Следует отметить, что бюджетный счет Фонда формируется в основном:

- от разовых отчислений держателей лицензии на право пользования недрами, 3% от итоговой цены за выкуп лицензии победителями конкурса;

- регулярных 2% отчисления на содержание местной инфраструктуры от недропользователей, осуществляющие разработку (добычу) месторождений полезных ископаемых независимо от места регистрации и производящие отчисления в республиканский бюджет для направления в фонды развития регионов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых[3]

Финансы Фонда развития регионов поступают на бюджетный или специальный счета. 

Поступление средств на счета фондов развития регионов.

По данным МФ КР за период с 2015-2018 года функционирования Фондов развития в соответствии с распоряжениями Правительства Кыргызской Республики на бюджетные счета Фондов развития регионов от плательщиков неналоговых отчислений поступило 1 540,4 млн. сомов. За этот период Фондами были освоены более 1 027,9 млн. сомов через проведение конкурсного отбора проектов среди органов МСУ.

Таблица поступлений и расходования средств Фондами развития регионов за 2015-2018 года

Кроме того, с 2015 года по настоящее время только три районных фонда развития смогли привлечь донорские и спонсорские ресурсы на общую сумму около 10 млн. сомов на свои специальные счета. Это Чон-Алайский (7,5 млн. сомов), Карабууринский (2,0 млн. сомов) и Ноокатский (342 тыс. сомов) Фонды развития районов.

Структура расходования средств фондов развития регионов за 2015-2018 гг.

По данным казначейства при Министерстве финансов КР за 2015-2018 года из поступивших средств 1 540,3 млн. сомов Фондами развития регионов были освоены 1 027,9 млн. сомов, что составило 66,7%. Неосвоенные на конец отчетного года остатки бюджетных средств на счетах Фондов в установленном порядке были возвращены в республиканский бюджет и утверждены в планы финансирования соответствующих Фондов на 2019 год.


Таблица расходований средств Фондов развития регионов по направлениям за период 2015-2018 года

Наименование

2015

2016

2017

2018

Итого

1

новые школы

кол проектов

0

1

2

1

4

сумма


3 500,0

7 931,7

600,0

12 031,7

1

новые д.сады

кол проектов

0

1

5

14

20

сумма


2 820,5

32 901,5

44 686,8

80 408,8

1

ремонт школ

кол проектов

0

2

16

34

52

сумма


776,0

24 362,7

54 442,3

79 581,0

1

ремонт д.садов

кол проектов

0

5

10

           14   

29

сумма

0,0

5 320,4

11 619,2

21 534,0

38 473,6

2

Здравоохранение: строительство объектов здравоохранения (ФАПы, больницы)

кол проектов

0

1

0

3

4

сумма


600,0

0,0

2 306,0

2 906,0

2

Здравоохранение: ремонт объектов здравоохранения (ФАПы, больницы)

кол проектов

0

0

2

3

сумма

0,0

0,0

99,8

0,0

99,8

3

Культура: строительство объектов культуры (ДК, библиотеки, памятники, парки и т.д.)

кол проектов

0

0

2

1

3

сумма


992,5

16 596,0

10 929,3

28 517,8

3

Культура: ремонт объектов культуры ДК, библиотеки, памятники, парки и т.д.)

кол проектов

0

1

1,00

          4,0   

6

сумма


2 800,0

7 637,6

15 013,5

25 451,1

4

Спорт: строительство  спортивных объектов (минифут поля )

кол проектов

0

11

10

8

29

сумма


31 912,2

21 022,5

14 744,7

67 679,4

4

Спорт: строительство  спортивных объектов 

кол проектов

0

3

7

6

16

сумма


4 185,3

29 039,4

27 300,9

60 525,7

4

Спорт: ремонт спортивных объектов

кол проектов

         -        

           -     

            1   

            1   

2

сумма


4 280,5

0,0

8 731,7

13 012,2

5

Покупка техники

кол проектов

2

19

28

16

65

сумма

13 580,0

96 603,2

101 781,3

31 913,1

243 877,6

6

Разработка генпланов

кол проектов

0

11

5

10

26

сумма


7 404,2

7 005,7

9 925,7

24 335,7

7

Обеспечение водой

кол проектов

1

7

17

8

33

сумма

329,1

19 022,8

68 627,7

17 994,4

105 974,0

8

Энергетика

кол проектов

0

5

21

17

43

сумма


4 211,5

39 396,3

18 957,6

62 565,4

9

Дороги (40,94 км.)

кол проектов

0

5

8

5

18

сумма


3 040,0

25 394,5

53 196,9

81 631,4

10

Ирригационные сети (16,2 км.)

кол проектов

0

2

6

6

14

сумма


5 012,4

3 013,5

6 777,4

14 803,3

11

Покупка, строительство и ремонт админист. зданий 

кол проектов

0

3

4

7

14

сумма


350,0

1 331,3

19 393,6

21 074,9

12

Связь (интернет)

кол проектов

0

0

1

0

1

сумма


0,0

650,0

0,0

650,0

13

Операционные расходы

кол проектов

0

10

12

14

36

сумма

284,6

6 572,2

9 048,8

9 432,7

25338,323

14

Открытие новых предприятий

кол проектов

0

1

0

4

5

сумма


0,0

0,0

4 201,0

4 201,0

15

Прочее (проекты переходящие на очередной год, строительство учебной башни районной пожарной охраны, ограждения и т.д.)

кол проектов

0

0

4

4

8

сумма


1 877,4

19 847,5

12 140,2

33 865,1


Итого

кол проектов

3

78

150

164

395


сумма

14 193,7 

201 281,2 

427 307,0 

384 221,9 

1 027 003,8 


Выше приведённая таблица свидетельствует о значительном направлении средств на инфраструктуру административно-территориальных единиц. 

Так, например:

- построены за счет Фондов более 24 зданий образовательных учреждений и почти в 100 образовательных учреждениях проведены капитальные ремонты;

- построены более 45 спортивных объектов;

- приобретено более 65 сельскохозяйственной спец техники;

- в 26 населенных пунктах разработаны генеральные планы и другие мероприятия. 

В 2018 году Фондами было освоено более 384,5 млн. сомов и реализовано 164 инфраструктурных проектов во всех регионах республики. 

Анализ показывает, что большинство органов МСУ пошли по «легкому пути» выбрали проекты (приобретение техники и оборудования, строительство спортивных объектов, разработку генпланов населенных пунктов и др.), которые не требуют подготовки сложной проектно-сметной и технической документации.

В связи с тем, что практически все ресурсы использованы ОМСУ в основном на потребительские цели и не создано устойчиво функционирующего доходоприносящего коммерческого проекта, Министерством экономики КР внесены в 2019 году изменения в НПА, где для участия бизнеса в регионах сформирована – Бизнес заявка. Данная мера позволит бизнесу участвовать в распределении ресурсов Фондов, создавать при этом дополнительные рабочие места, новые предприятия и повышать доходный потенциал местных бюджетов.

Меры, направленные на совершенствование НПА.  

Необходимо отметить, что 2015 и 2018 годы стали периодом становления для всех Фондов развития регионов, апробации имеющихся правовых и организационных механизмов. В ходе деятельности Фондов возникали различные проблемы, которые требовали оперативного совершенствования нормативной правовой базы. 

Что сделано ? 

Министерством экономики КР предоставлены более 100 консультаций действующим Фондам развития регионов, а также проведены ряд круглых столов, в том числе и выездные встречи в регионы. 

В итоге приняты ряд решений по изменению и дополнению в постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 ноября 2014 № 633 «Об утверждении типового положения о порядке формирования фондов развития регионов».

В частности внесены следующие изменения:

Общий концептуальный аспект

- введено понятие инфраструктура

Справочно: Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий и инженерных сетей, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности общества.

 - строительство и ремонт объектов образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, обороны, гражданской защиты, средств массовой информации и правоохранительных органов могут финансироваться из средств Фонда;

 - определена задача Фонда (ранее задачи отсутствовали).

Справочно: Задачей Фонда является обеспечение эффективного использования финансовых средств Фонда в соответствии с основными приоритетами программ социально-экономического развития городов и айылных аймаков.

- добавлен термин айыльный аймак в перечень субъектов, деятельность которых направлена на развитие и содержание инфраструктуры;

- внесены уточнения в порядок замены уполномоченных представителей государственных органов в составах организационной структуры ФРР;

 в целях обеспечения стабильности и устойчивости работы Фондов увеличены сроки деятельности Наблюдательного совета и Правления фонда с 2-х до 3-х лет.

Финансово-функциональный аспект

- стоимость разработки проектно-сметной документации включается в бюджет проектной заявки (ранее эта норма отсутствовала);

- устранены ограничения на внесение проектной заявки в ФРР (ранее в ТП - 1 раз в год);

- установлены четкие сроки для рассмотрения проектов со стороны Наблюдательного Совета (срок в течение 30 дней с даты регистрации проектов);

- упразднено ограничение на подачу не более трёх заявок со стороны заявителя (ОМСУ);

Введена бизнес заявка для субъектов предпринимательства (в январе 2019 году внесены изменения в НПА). Ранее данный механизм отсутствовал.

Организационный аспект

- чётко разграничены права и полномочия Наблюдательного совета и Правления фонда (правление – отбирает, Наблюдательный совет – финансирует);

- оптимизирован состав Правления ФРР, где на сегодняшний день есть требование об обязательном присутствии в составе правления представители территориальные государственные органы. 

Составы наблюдательного совета и правления областных фондов пересмотрены и определены по должностям. Ранее закрепление происходило по ФИО, что затрудняло работу Фондов при смене ответственных государственных и муниципальных служащих.

[1] пункт 10 Типового положения ППКР №633

[3] Статья 128 Кодекса Кыргызской Республики «О неналоговых доходах» от 10 августа 2018 года № 90

Онлайн обращение