Для целей определения правовых рамок принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 ноября 2014 года
«Об утверждении типового положения о порядке формирования фондов развития регионов» (далее Типовое положение).
Главной целью Фондов развития регионов – это поддержка приоритетных инициатив местного сообщества городов и айылных аймаков, направленных на повышение уровня жизни граждан, создания условий для местного экономического развития[1].
Согласно данным Министерства юстиции КР[2] на конец 2018 года государственную юридическую регистрацию в соответствии с требованиями Типового положения прошли 43 Фондов развития регионов (далее Фонд).
Из них:
7 областных фондов:
- Фонд развития Чуйской области;
- Фонд развития Таласской области;
- Фонд развития «Тенир Тоо» Нарынской области;
- Фонд развития «Иссык-Куль»;
- Фонд развития «Джалал-Абад»;
- Фонд развития Ошской области;
- Фонд развития Баткенской области.
36 районных фондов, в разрезе областей:
В Баткенской области 3 районных фонда;
В Джала-Абадской области 8 районных фонда;
В Нарынской области 4 районных фонда (отсутствует ФРР Кочкорского района);
В Ошской области 6 районных фонда (отсутствует ФРР Каракульжинского района);
В Таласской области 4 районных фонда;
В Чуйской области 7 районных фонда (отсутствует ФРР Московского района);
В Ыссык-Кульской области 4 районных фонда (отсутствует ФРР Жети-Огузского района).
Следует отметить, что бюджетный счет Фонда формируется в основном:
- от разовых отчислений держателей лицензии на право пользования недрами, 3% от итоговой цены за выкуп лицензии победителями конкурса;
- регулярных 2% отчисления на содержание местной инфраструктуры от недропользователей, осуществляющие разработку (добычу) месторождений полезных ископаемых независимо от места регистрации и производящие отчисления в республиканский бюджет для направления в фонды развития регионов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых[3].
Финансы Фонда развития регионов поступают на бюджетный или специальный счета.
Поступление средств на счета фондов развития регионов.
По данным МФ КР за период с 2015-2018 года функционирования Фондов развития в соответствии с распоряжениями Правительства Кыргызской Республики на бюджетные счета Фондов развития регионов от плательщиков неналоговых отчислений поступило 1 540,4 млн. сомов. За этот период Фондами были освоены более 1 027,9 млн. сомов через проведение конкурсного отбора проектов среди органов МСУ.
Таблица поступлений и расходования средств Фондами развития регионов за 2015-2018 года
Кроме того, с 2015 года по настоящее время только три районных фонда развития смогли привлечь донорские и спонсорские ресурсы на общую сумму около 10 млн. сомов на свои специальные счета. Это Чон-Алайский (7,5 млн. сомов), Карабууринский (2,0 млн. сомов) и Ноокатский (342 тыс. сомов) Фонды развития районов.
Структура расходования средств фондов развития регионов за 2015-2018 гг.
По данным казначейства при Министерстве финансов КР за 2015-2018 года из поступивших средств 1 540,3 млн. сомов Фондами развития регионов были освоены 1 027,9 млн. сомов, что составило 66,7%. Неосвоенные на конец отчетного года остатки бюджетных средств на счетах Фондов в установленном порядке были возвращены в республиканский бюджет и утверждены в планы финансирования соответствующих Фондов на 2019 год.
Таблица расходований средств Фондов развития регионов по направлениям за период 2015-2018 года
№ | Наименование | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Итого | |
1 | новые школы | кол проектов | 0 | 1 | 2 | 1 | 4 |
сумма | 3 500,0 | 7 931,7 | 600,0 | 12 031,7 | |||
1 | новые д.сады | кол проектов | 0 | 1 | 5 | 14 | 20 |
сумма | 2 820,5 | 32 901,5 | 44 686,8 | 80 408,8 | |||
1 | ремонт школ | кол проектов | 0 | 2 | 16 | 34 | 52 |
сумма | 776,0 | 24 362,7 | 54 442,3 | 79 581,0 | |||
1 | ремонт д.садов | кол проектов | 0 | 5 | 10 | 14 | 29 |
сумма | 0,0 | 5 320,4 | 11 619,2 | 21 534,0 | 38 473,6 | ||
2 | Здравоохранение: строительство объектов здравоохранения (ФАПы, больницы) | кол проектов | 0 | 1 | 0 | 3 | 4 |
сумма | 600,0 | 0,0 | 2 306,0 | 2 906,0 | |||
2 | Здравоохранение: ремонт объектов здравоохранения (ФАПы, больницы) | кол проектов | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
сумма | 0,0 | 0,0 | 99,8 | 0,0 | 99,8 | ||
3 | Культура: строительство объектов культуры (ДК, библиотеки, памятники, парки и т.д.) | кол проектов | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
сумма | 992,5 | 16 596,0 | 10 929,3 | 28 517,8 | |||
3 | Культура: ремонт объектов культуры ДК, библиотеки, памятники, парки и т.д.) | кол проектов | 0 | 1 | 1,00 | 4,0 | 6 |
сумма | 2 800,0 | 7 637,6 | 15 013,5 | 25 451,1 | |||
4 | Спорт: строительство спортивных объектов (минифут поля ) | кол проектов | 0 | 11 | 10 | 8 | 29 |
сумма | 31 912,2 | 21 022,5 | 14 744,7 | 67 679,4 | |||
4 | Спорт: строительство спортивных объектов | кол проектов | 0 | 3 | 7 | 6 | 16 |
сумма | 4 185,3 | 29 039,4 | 27 300,9 | 60 525,7 | |||
4 | Спорт: ремонт спортивных объектов | кол проектов | - | - | 1 | 1 | 2 |
сумма | 4 280,5 | 0,0 | 8 731,7 | 13 012,2 | |||
5 | Покупка техники | кол проектов | 2 | 19 | 28 | 16 | 65 |
сумма | 13 580,0 | 96 603,2 | 101 781,3 | 31 913,1 | 243 877,6 | ||
6 | Разработка генпланов | кол проектов | 0 | 11 | 5 | 10 | 26 |
сумма | 7 404,2 | 7 005,7 | 9 925,7 | 24 335,7 | |||
7 | Обеспечение водой | кол проектов | 1 | 7 | 17 | 8 | 33 |
сумма | 329,1 | 19 022,8 | 68 627,7 | 17 994,4 | 105 974,0 | ||
8 | Энергетика | кол проектов | 0 | 5 | 21 | 17 | 43 |
сумма | 4 211,5 | 39 396,3 | 18 957,6 | 62 565,4 | |||
9 | Дороги (40,94 км.) | кол проектов | 0 | 5 | 8 | 5 | 18 |
сумма | 3 040,0 | 25 394,5 | 53 196,9 | 81 631,4 | |||
10 | Ирригационные сети (16,2 км.) | кол проектов | 0 | 2 | 6 | 6 | 14 |
сумма | 5 012,4 | 3 013,5 | 6 777,4 | 14 803,3 | |||
11 | Покупка, строительство и ремонт админист. зданий | кол проектов | 0 | 3 | 4 | 7 | 14 |
сумма | 350,0 | 1 331,3 | 19 393,6 | 21 074,9 | |||
12 | Связь (интернет) | кол проектов | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
сумма | 0,0 | 650,0 | 0,0 | 650,0 | |||
13 | Операционные расходы | кол проектов | 0 | 10 | 12 | 14 | 36 |
сумма | 284,6 | 6 572,2 | 9 048,8 | 9 432,7 | 25338,323 | ||
14 | Открытие новых предприятий | кол проектов | 0 | 1 | 0 | 4 | 5 |
сумма | 0,0 | 0,0 | 4 201,0 | 4 201,0 | |||
15 | Прочее (проекты переходящие на очередной год, строительство учебной башни районной пожарной охраны, ограждения и т.д.) | кол проектов | 0 | 0 | 4 | 4 | 8 |
сумма | 1 877,4 | 19 847,5 | 12 140,2 | 33 865,1 | |||
Итого | кол проектов | 3 | 78 | 150 | 164 | 395 | |
сумма | 14 193,7 | 201 281,2 | 427 307,0 | 384 221,9 | 1 027 003,8 |
Выше приведённая таблица свидетельствует о значительном направлении средств на инфраструктуру административно-территориальных единиц.
Так, например:
- построены за счет Фондов более 24 зданий образовательных учреждений и почти в 100 образовательных учреждениях проведены капитальные ремонты;
- построены более 45 спортивных объектов;
- приобретено более 65 сельскохозяйственной спец техники;
- в 26 населенных пунктах разработаны генеральные планы и другие мероприятия.
В 2018 году Фондами было освоено более 384,5 млн. сомов и реализовано 164 инфраструктурных проектов во всех регионах республики.
Анализ показывает, что большинство органов МСУ пошли по «легкому пути» выбрали проекты (приобретение техники и оборудования, строительство спортивных объектов, разработку генпланов населенных пунктов и др.), которые не требуют подготовки сложной проектно-сметной и технической документации.
В связи с тем, что практически все ресурсы использованы ОМСУ в основном на потребительские цели и не создано устойчиво функционирующего доходоприносящего коммерческого проекта, Министерством экономики КР внесены в 2019 году изменения в НПА, где для участия бизнеса в регионах сформирована – Бизнес заявка. Данная мера позволит бизнесу участвовать в распределении ресурсов Фондов, создавать при этом дополнительные рабочие места, новые предприятия и повышать доходный потенциал местных бюджетов.
Меры, направленные на совершенствование НПА.
Необходимо отметить, что 2015 и 2018 годы стали периодом становления для всех Фондов развития регионов, апробации имеющихся правовых и организационных механизмов. В ходе деятельности Фондов возникали различные проблемы, которые требовали оперативного совершенствования нормативной правовой базы.
Что сделано ?
Министерством экономики КР предоставлены более 100 консультаций действующим Фондам развития регионов, а также проведены ряд круглых столов, в том числе и выездные встречи в регионы.
В итоге приняты ряд решений по изменению и дополнению в постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 ноября 2014 № 633 «Об утверждении типового положения о порядке формирования фондов развития регионов».
В частности внесены следующие изменения:
Общий концептуальный аспект
- введено понятие инфраструктура.
Справочно: Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий и инженерных сетей, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности общества.
- строительство и ремонт объектов образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, обороны, гражданской защиты, средств массовой информации и правоохранительных органов могут финансироваться из средств Фонда;
- определена задача Фонда (ранее задачи отсутствовали).
Справочно: Задачей Фонда является обеспечение эффективного использования финансовых средств Фонда в соответствии с основными приоритетами программ социально-экономического развития городов и айылных аймаков.
- добавлен термин айыльный аймак в перечень субъектов, деятельность которых направлена на развитие и содержание инфраструктуры;
- внесены уточнения в порядок замены уполномоченных представителей государственных органов в составах организационной структуры ФРР;
в целях обеспечения стабильности и устойчивости работы Фондов увеличены сроки деятельности Наблюдательного совета и Правления фонда с 2-х до 3-х лет.
Финансово-функциональный аспект
- стоимость разработки проектно-сметной документации включается в бюджет проектной заявки (ранее эта норма отсутствовала);
- устранены ограничения на внесение проектной заявки в ФРР (ранее в ТП - 1 раз в год);
- установлены четкие сроки для рассмотрения проектов со стороны Наблюдательного Совета (срок в течение 30 дней с даты регистрации проектов);
- упразднено ограничение на подачу не более трёх заявок со стороны заявителя (ОМСУ);
Введена бизнес заявка для субъектов предпринимательства (в январе 2019 году внесены изменения в НПА). Ранее данный механизм отсутствовал.
Организационный аспект
- чётко разграничены права и полномочия Наблюдательного совета и Правления фонда (правление – отбирает, Наблюдательный совет – финансирует);
- оптимизирован состав Правления ФРР, где на сегодняшний день есть требование об обязательном присутствии в составе правления представители территориальные государственные органы.
Составы наблюдательного совета и правления областных фондов пересмотрены и определены по должностям. Ранее закрепление происходило по ФИО, что затрудняло работу Фондов при смене ответственных государственных и муниципальных служащих.
[1] пункт 10 Типового положения ППКР №633
[2] http://register.minjust.gov.kg/register/home.seam Сайт Минюста КР
[3] Статья 128 Кодекса Кыргызской Республики «О неналоговых доходах» от 10 августа 2018 года № 90