Минэкономики: О выступлении руководителя Ассоциации инвесторов СЭЗ в СМИ

Новости
14 Сентябрь 2018
5374

Раскрывая проблемы свободных экономических зон, руководитель Ассоциации инвесторов обращает внимание слушателей на разработку законопроекта без учета мнения инвесторов. В этой связи, Министерство экономики КР разъясняет, что разработка законопроекта - пока только намерение. В настоящее время только создается рабочая группа, куда будет включен как руководитель Ассоциации инвесторов СЭЗ Данияр Кошоев, так и другие кандидатуры, представляющую данную Ассоциацию.


Что касается общественных слушаний и обсуждения, то сначала необходимо разработать предварительный драфт - проект Закона. Предложение по рассмотрению необходимости передачи Управления СЭЗ управляющим компаниям на основании соглашения была предварительно направлена на рассмотрение Ассоциации инвесторов СЭЗ. Данное предложение связано с тем, что до 1997 года СЭЗ-ы в КР практически не развивались, пока в страну не пришла корейская Центрально-азиатская корпорация по развитию СЭЗ в Бишкеке.


Передача управления, позволила бы инвесторам самим определять условия работы Управляющей компании на территории СЭЗ. Кроме того, министерство согласно с тем, что основными задачами СЭЗ является: привлечение инвестиций и инвесторов, расширение экспорта и создание рабочих мест.


Что касается изменений условий законодательства в части предоставления льгот, то в статье 8 в первой редакции Закона о СЭЗ действительно были установлены 9 видов льгот. В том числе по налогу на прибыль сроком до 10 лет. Однако, после принятия первого изменения к Закону из 9 видов установленных льгот, Законом КР от 15 марта 1996 года были исключены 8, а последняя 9 льгота была исключена уже следующим Законом КР от 20 сентября 2000 года.


При этом Минэкономики сообщает, что первоначальная норма о предоставлении льгот по налогам сроком до 10 лет исчезла с текста Закона о СЭЗ после принятия Закона КР от 15 марта 1996 года. Если учесть, что Министерство экономики создано постановлением Правительства КР от 6 апреля 2007 года, обвинять министерство за изменения законодательства, прошедшее в начале 1996 года не совсем корректно.


Также надо отметить, что налоговые льготы иностранным инвесторам были установлены статьей 20 Закона КР Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан от 28 июня 1991 года в следующей редакции (в редакции Законов КР от 14 мая 1998 года, 25 июля 2002 года).


Однако налоговые льготы были отменены Законом Об инвестициях в КР от 27 марта 2003 года. При этом в ст. 23 данного Закона была правовая норма, которая гласила иностранным инвесторам, зарегистрированным в КР до вступления в силу настоящего Закона, применяются льготы, предусмотренные частью первой ст. 20 и ст. 23 Закона Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан с изменениями и дополнениями от 7 мая 1993 года и 28 июля 1995 года (до истечения их срока действия).


Аналогичная норма, но с ограничениями в сроках была принята статьей 18 Закона О свободных экономических зонах в КР, от 11 января 2014 года, где было указано о том, что таможенные и налоговые льготы, полученные субъектами СЭЗ до принятия настоящего Закона, продолжают действовать для субъектов СЭЗ, зарегистрированных до вступления в силу Закона О внесении изменений и дополнений в Закон О свободных экономических зонах в КР от 29 сентября 2000 года, до истечения срока, установленного абзацем первым ст. 12 Закона О свободных экономических зонах в КР от 16 декабря 1992 года.


Вместе с тем, абзац первый Закона КР О СЭЗ в редакции от 7 июля 2011 года гласит, что льготное налогообложение и таможенный режим действуют в течение 10 лет со дня принятия Налогового кодекса КР. В связи с чем, сроки действия налоговых льгот полностью утрачивают силу в 2018 году. При этом отмечаем, что под вышеуказанные налоговые льготы из действующих 298 субъектов СЭЗ Бишкек (по состоянию на 11.09.2018 года) попадают 101 субъектов зарегистрированные до 29.09.2000 года.


Плата за предоставление льгот по налогам в размере от 0,1 до 2 процентов с выручки от реализации товаров и услуг появилась внесенным Законом КР от 15 марта 1996 года. Учитывая, предстоящую отмену налоговых льгот Законом КР от 11 января 2014 года О свободных экономических зонах в КР, инициированной депутатом А. Измалковой, название платы была изложена в новой редакции и стала называться, как Оплата Генеральной дирекции СЭЗ за право осуществления деятельности на территории СЭЗ в качестве субъекта СЭЗ.


В настоящее время, министерство в целях изучения по улучшению работы свободных экономических зон КР совместно с Ассоциацией инвесторов СЭЗ приступило к инвентаризации всех изменений в законодательство о СЭЗ, а также созданию наиболее благоприятных условий по развитию предпринимательской деятельности в СЭЗ КР с одновременным пересмотром условий предоставляемых налоговых льгот. Министерство при этом, как и члены Ассоциации, упор в своей работе ставит на повышение инвестиционной привлекательности и учет интересов инвесторов СЭЗ.


В завершение, следует отметить, что если взять подакцизную группу товаров, то можно увидеть, что депутатом А.Измалковой был инициирован Закон о СЭЗ от 11 января 2014 года, где был введен запрет на производство подакцизной группы товаров на территории СЭЗ Бишкек. В результате, построенная и полноценно работавшая на территории СЭЗ Бишкек табачная фабрика ОсОО Озкент с момента вступления в силу указанного Закона простаивает. В этой связи, необходимо внесение соответствующих изменений в Закон о СЭЗ в части отмены запрета на производство и переработку табачных изделий.


Онлайн обращение