Министерство экономики КР в целях разъяснения сообщает, что после обретения независимости в Кыргызской Республике, в силу разных стартовых условий, регионы развивались неравномерно, кроме того, территориальные различия, разный экономический потенциал усилили диспропорции в развитии регионов.
В настоящее время сохраняется неравномерное размещение основныхпроизводственных мощностей: более 70,0% ВВП традиционно формируется за счет валового регионального продукта г.Бишкек, Чуйской, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей.
Неравномерное развитие территорий увеличивает миграционные потоки как внутри страны, так и за ее пределы. Кроме того наблюдается отток квалифицированной рабочей силы из менее развитых в более развитые регионы.
Неравномерность внутренних миграционных потоков также усиливает чрезмерную нагрузку на социальную и производственную инфраструктуру в некоторых городах. Так, например по 20 пилотным городам, на сегодняшний день насчитывается 322 школ – образовательных учреждений с суммарной проектной мощностью 216 718 ученических мест. Однако, по причине внутренних миграционных потоков не сегодняшний день наблюдается чрезмерная нагрузка на образовательные объекты. Так, например, в г. Бишкек имеется 96 образовательных учреждений рассчитанных на 77 163 ученических мест, однако, по причине миграционных потоков сегодня фактическая загруженность составляет 173 193 учеников или фактически на 224% или на 2,2 раза больше от проектных возможностей школ.
Однако, согласно СНиП по г. Бишкек исходя из норм и требований, должно быть построено не менее 139 школ, с проектной мощностью на 139 398 ученических мест.
Подобная картина наблюдается и с дошкольными образовательными организациями (ДОО). На сегодня по городу Бишкек имеется 84 ДОО с суммарной проектной мощностью на 13 835 мест, однако, фактически ДОО посещают 32 235 детей, что на 233% или в 2,3 раза превышает проектные возможности существующих ДОО.
Однако, согласно СНиП по г. Бишкек исходя из норм и требований, должно быть построено не менее 498 ДОО, с проектной мощностью на 119 484 мест для детей.
Ситуация по неравномерной нагрузке на социальную инфраструктуру, помимо миграционных потоков, усиливает и создает не системные строительные процессы. Это отсутствие на местах генеральных планов городов. В частности, из 20 пилотных городов имеют генпланы всего 4 города.
Кроме того, сегодня существует необходимость в глубоком исследовании фактической потребности в регионах количества детских садов и школ, исходя из реальной потребности на местах. Строительство зданий и сооружений без учета строительных норм и правил, а также демографии и территории и других обязательных требований приводит к недоукомплектованности школ в одних регионах и чрезмерной загруженности в других школах. Как следствие – низкий уровень качества образования, нехватка квалифицированных педагогов на местах и другие проблемные системные последствия.