По вопросу возмещения/возврата НДС

Новости
21 Март 2018
4347

Настоящим Министерство информирует, что порядок возмещения и возврата суммы превышения НДС установлен статьями 278, 279, 280 Налогового кодекса.

Так, статей 278 Налогового кодекса в отношении поставок на территории Кыргызской Республики установлено, что суммой превышения НДС является положительная разница между суммой НДС по приобретаемым материальным ресурсам, подлежащей зачету, и суммой НДС, начисленной по облагаемым поставкам облагаемого субъекта.

Возмещением суммы превышения НДС является отнесение суммы превышения НДС облагаемого субъекта в счет начисленной пени, налоговых санкций, НДС следующих налоговых периодов, а также НДС на импорт этого облагаемого субъекта. При этом возмещение НДС производится в следующем порядке:

1) в счет уплаты его пени и налоговых санкций по НДС без заявления облагаемого субъекта;

2) в счет его налогового обязательства по НДС следующего налогового периода без заявления облагаемого субъекта;

3) в счет НДС на импорт товаров на основании заявления облагаемого субъекта.

Статьей 279 Налогового кодекса установлен порядок возврата суммы превышения НДС в отношении экспортных поставок, то есть по поставкам, облагаемым по нулевой ставке. Данная статья устанавливает, что если облагаемый субъект осуществляет поставки с нулевой ставкой и стоимость этих поставок в течение 6 календарных месяцев, следующих подряд, составила не менее 50 процентов от общего объема облагаемых поставок за данный период, то такой субъект имеет право на возврат суммы превышения НДС. В соответствии с требованиями данной статьи возвратом суммы превышения НДС является отнесение суммы превышения НДС в счет уплаты других налогов, а также выплата суммы превышения из бюджета на банковский счет облагаемого субъекта.

При этом установлен следующий порядок возврата суммы превышения НДС:

1) в счет уплаты его налоговой задолженности по другим видам налогов;

2) выплата суммы превышения НДС на его банковский счет.

Сумма превышения НДС на банковский счет облагаемого субъекта, осуществляющего поставки с нулевой ставкой, подлежит возврату только при отсутствии налоговой задолженности по другим видам налогов, включая обязательство по НДС на импорт товаров.

Статьей 280 Налогового кодекса непосредственно регламентирован сам порядок возмещения и возврата суммы превышения НДС, согласно которой установлено, что возмещение и возврат суммы превышения НДС осуществляются в течение 60 календарных дней, следующих за днем получения налоговым органом заявления о возмещении, возврате НДС, представленного облагаемым субъектом. К заявлению должны быть приложены копии соответствующих документов при поставке товаров на территории Кыргызской Республики и экспорте товаров.

Согласно требованиям данной статьи, решение о возмещении и возврате суммы превышения НДС принимается на основе обязательного обследования представленных документов налогоплательщика по вопросу обоснованности образования суммы превышения НДС, проводимого налоговым органом.

Здесь необходимо отметить, что при подтверждении налоговым органом справкой обследования, суммы превышения в размере до 300000 сомов, решение по возмещению и/или возврату НДС принимается территориальным подразделением уполномоченного налогового органа. А при подтверждении справкой обследования налогового органа суммы свыше 300000 сомов, решение принимается Комиссией по возмещению и возврату, созданной Правительством Кыргызской Республики.

Данной статьей так же установлено, что состав Комиссии по возмещению и возврату НДС, регламент его работы, состав и порядок обследования, возврата и возмещения сумм превышения НДС, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Во исполнение требований данной статьи Правительством Кыргызской Республики утверждены:

1. Положение о порядке обследования, возмещения и возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года N 735 (далее - Положение);

2. Регламент работы Комиссии, утвержденный распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года N 703-р (далее – Регламент).

Главой 7 указанного Положения регламентирован следующий порядок действий налогоплательщика и налогового органа по заявлениям о возмещении и возврате суммы превышения НДС (пункты 26 – 36).

Налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о возмещении или возврате ему суммы превышения НДС в счет уплаты задолженности по НДС на импорт, или в счет уплаты налоговой задолженности по другим видам налогов или о возврате на банковский счет. Вместе с заявлением налогоплательщик представляет заверенные печатью копии документов в соответствии с требованиями данного Положения, а также справку таможенного органа, производящего таможенное оформление, форма справки утверждена Положением.

При этом если налогоплательщик предоставил заявление о возврате суммы превышения НДС на банковский счет, налогоплательщик представляет в налоговый орган справку, выданную уполномоченным государственным органом в сфере таможенного дела об отсутствии задолженности по НДС на импорт, заверенную печатью.

Налоговый орган, с целью подтверждения обоснованности образования суммы превышения НДС, в течение 20 календарных дней со дня получения заявления субъекта осуществляет обследование документов, предоставленных облагаемым субъектом.

При этом, согласно пункту 32 Положения, обследование документов по НДС, представленных облагаемым субъектом, не является налоговой проверкой, проводимой в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса. В связи с чем налогоплательщик при проведении обследования должен обеспечить доступ должностного лица налогового органа к бухгалтерским документам и оказать ему содействие в снятии остатков товарно-материальных ценностей, готовой продукции и наличия на балансе основных средств, за счет приобретения которых образовалась сумма превышения НДС.

По результатам обследования налогового органа оформляется справка об обследовании в трех экземплярах, которая подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим обследование, начальником налогового органа и налогоплательщиком и заверяется гербовой печатью налогового органа и печатью облагаемого субъекта.

Налоговый орган, проводящий обследование, в справке об обследовании отражает:

- достоверность информации, отраженной в карточке лицевого счета налогоплательщика, и представленной им налоговой отчетности по НДС;

- ранее проведенные возмещения и возвраты сумм превышения НДС за обследуемый период (в случае наличия таковых);

- наличие у налогоплательщика налоговой задолженности по другим налогам, включая задолженность по НДС на импорт;

- причины образования суммы превышения НДС;

- результаты ранее проведенных налоговых проверок за обследуемый период;

- результаты сверки фактически сложившихся по результатам обследования налогообразующих показателей (данных первичных документов) с данными налоговой отчетности, представленных облагаемым субъектом за период обследования;

- результаты сверки реестра первичных документов по поставкам, включая облагаемые по нулевой ставке и освобожденные поставки, непосредственно с первичными документами налогоплательщика (пункт 47 Положения), включая данные счетов-фактур по НДС по номерам и сериям, присвоенным в налоговом органе, на соответствие;

- результаты обследования документов, подтверждающих факт оплаты НДС, подлежащего зачету по приобретенным материальным ресурсам;

- результаты проведенных встречных проверок облагаемых субъектов по вопросу достоверности осуществленных ими поставок в адрес облагаемого субъекта, представившего документы для решения вопроса проведения возмещения и/или возврата суммы превышения НДС. Встречные проверки субъектов проводятся в обязательном порядке по поставщикам, по операциям с которыми сумма НДС, подлежащая зачету, составляет 5 и более процентов от общей суммы НДС, принятого к зачету за обследуемый период. Также, в случае необходимости, налоговый орган вправе провести внеплановую проверку отдельных операций облагаемого субъекта;

- результаты подтверждения достоверности счетов-фактур поставщиков (за исключением поставщиков, охваченных встречной проверкой);

- результаты проведенного снятия остатка товарно-материальных ценностей, готовой продукции и наличия на балансе основных средств, за счет приобретения которых образовалась сумма превышения НДС;

- результаты запроса по осуществленным облагаемым субъектом экспортным поставкам, направленного через уполномоченный налоговый орган, с целью подтверждения таких поставок в налоговые и таможенные органы государств-членов Евразийского экономического союза, государств-участников СНГ и третьих стран;

При осуществлении налогоплательщиком экспортных поставок, в случае необходимости, направляется через уполномоченный налоговый орган запрос в налоговые и таможенные органы государств-членов Евразийского экономического союза, государств-участников СНГ и третьих стран с целью подтверждения таких поставок.

При соответствии документов требованиям настоящего Положения по суммам свыше 300000 (триста тысяч) сомов в месяц, территориальный налоговый орган направляет материалы на рассмотрение в уполномоченный налоговый орган, а именно:

- копии заявления налогоплательщика;

- при возмещении суммы превышения НДС, в счет уплаты задолженности по НДС на импорт - оригинал справки таможенного органа, производящего таможенное оформление о возникновении задолженности по уплате НДС на импорт или договоры, заключенные с поставщиком, либо другие документы, свидетельствующие о предстоящем ввозе товаров;

- при возврате суммы превышения НДС на банковский счет облагаемого субъекта - оригинал справки уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела об отсутствии задолженности по НДС на импорт;

- справку о результатах обследования;

- справки проведенных встречных и внеплановых проверок;

- копии материалов ранее проведенных налоговых проверок, охватывающих период образования суммы превышения НДС (за обследуемый период);

- копии налоговой отчетности по НДС облагаемого субъекта, представленной за обследуемый период;

- карточки лицевого счета облагаемого субъекта по НДС и другим налогам, подписанные руководителем налогового органа по месту налоговой регистрации облагаемого субъекта и заверенные гербовой печатью налогового органа;

- копии документов, предусмотренных пунктом 47 Положения.

Составляет реестр материалов в хронологическом порядке в накопительных папках, проводит их нумерацию, прошнуровывает материалы, подписывает у начальника налогового органа либо лица, его замещающего, а также должностного лица, осуществившего обследование, заверяет гербовой печатью налогового органа, делает запись "Пронумеровано и прошнуровано "________" листов, копии документов верны" и передает в уполномоченный налоговый орган.

5. Уполномоченный налоговый орган в течение периода, который не должен превышать 20 календарных дней с даты поступления материалов, рассматривает поступившие материалы на предмет полноты и правильности представления.

В случае несоответствия материалов, Уполномоченный налоговый орган возвращает их в территориальный налоговый орган с указанием причин, в целях дальнейшего извещения облагаемого субъекта через налоговый орган, при этом срок рассмотрения заявления приостанавливается.

И только после их проверки и при соответствии представленных материалов требованиям настоящего Положения, направляет их на рассмотрение Комиссии созданной при Министерстве экономики.

Комиссия является коллегиальным органом, созданным Распоряжением, в состав которой входят:

- заместитель министра экономики – председатель Комиссии.

Члены Комиссии:

- заместитель министра финансов Кыргызской Республики;

- заместитель председателя Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики;

- заведующий отделом учета государственных доходов Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики;

- заместитель начальника управления Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики (вышел из состава Комиссии в соответствии с распоряжением Правительства КР от 3 февраля 2017 года № 31-р);

- оперуполномоченный отдела по борьбе с правонарушениями в сфере финансов Управления по борьбе с правонарушениями в сфере экономики и финансов Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики;

- начальник управления статистики, анализа и прогнозирования Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики;

- руководитель Наблюдательной комиссии Общественного наблюдательного совета при Министерстве экономики Кыргызской Республики (с правом совещательного голоса, по согласованию).

Одними из основных задач Комиссии согласно пункту 6 Регламента являются:

- рассмотрение материалов по возмещению и возврату суммы превышения НДС, направленных Комиссии уполномоченным налоговым органом;

- принятие решения о предоставлении или непредставлении права на возмещение или возврат суммы превышения НДС.

При этом согласно данному Регламенту установлено, что срок изучения Комиссией поступивших материалов не должен превышать 12 рабочих дней со дня поступления материалов на рассмотрение Комиссии. Члены Комиссии уполномочены только на изучение материалов, соответственно они рассматривают материалы на предмет соблюдения требований Положения и Регламента по обследованию, а также подтверждена ли справкой обследования налогового органа заявленная сумма возмещения и/или возврата НДС.

Здесь необходимо отметить, что члены Комиссии не уполномочены перепроверять поступившие материалы, а могут принять или не принять решение о возмещении/возврате.

По итогам принятого решения Комиссией оформляется Протокол, который направляется в уполномоченный налоговый орган с целью дальнейшего извещения налогоплательщика через налоговый орган и возвращает рассмотренные материалы.

При этом отказ в возмещении проводится только при наличии документально подтвержденных сведений, поступивших на Комиссию или имеющихся у членов Комиссии. В таком случае материалы возвращаются Уполномоченному налоговому органу с соответствующим поручением или даются поручения членам комиссии от правоохранительного блока на проведение определенных действий.

Принимая во внимание, что, как было отмечено выше, обследование, проведенное налоговым органом по подтверждению обоснованности образования суммы превышения НДС, не является налоговой проверкой, то в случае, если налоговым органом при проведении проверки согласно требований статьи 100, 101 Налогового кодекса (плановой, встречной, камеральной) установлен факт возмещения и возврата суммы превышения НДС в нарушение налогового законодательства Кыргызской Республики, ранее принятые решения налогового органа и Комиссии аннулируются, а возмещенные и возвращенные суммы подлежат восстановлению с начислением пени, процентов и налоговых санкций согласно требованиям части 6 статьи 280 Налогового кодекса. Данный факт указывается в решениях Комиссии.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение