О заседании Коллегии Минэкономики по итогам 2017 года

Новости
13 Февраль 2018
1895

13 февраля 2018 года в Большом зале состоялось заседание Коллегии Министерства экономики Кыргызской Республики с участием вице-премьер-министра Санжара Муканбетова, министра экономики Артема Новикова, представителей АПКР, членов Коллегии, руководителей отдельных государственных органов, а также начальников управлений МЭКР.

Открыл заседание министр А. Новиков, отметив, что кворум есть, предложил рассмотреть повестку дня, где вынесено 4 вопроса:

- Итоги социально-экономического развития КР за январь-декабрь 2017 года, где докладчиком выступил начальника управлений макроэкономической политики Насирдин Шамшиев;

- Презентация: Предпосылки и перспективы развития цифровой экономики в КР, докладчик начальник управления стратегического планирования и развития регионов Айбек Кадыров;

- Роль Министерства экономики КР в системе координации донорской помощи, докладчиком выступила начальник управления внешних связей и донорской помощи Надира Джеенбекова;

- О состоянии исполнительской дисциплины в структурных подразделениях МЭ КР по выполнению нормативно-правовых актов и поручений вышестоящих органов, обращений граждан и собственных решений Министерства за 2017 год, докладчик статс-секретарь Айдин Шаршеев.

После утверждения повестки дня, министр А. Новиков передал слово для приветствия вице-премьер-министру КР С. Муканбетову.

В свою очередь, С. Муканбетов отметил, что для него это не первая коллегия в Минэкономики, мы провели 7 коллегий в Министерстве.

На сегодняшний день в Министерстве экономики есть много продвижений и надеюсь, что и сегодня на заседании Коллегии для нас откроются новые горизонты, - сообщил вице-премьер-министр.

Как проинформировал Н. Шамшиев, развитие национальной экономики в 2017 году происходило на фоне продолжения восстановления мирового цикла, начавшегося с середины 2016 года, улучшения экономической активности в экономиках стран-основных торговых партнеров КР, уменьшения геополитических рисков и внутриполитической неопределенности в крупных странах региона.

Основным результатом итогов за 2017 год стало обеспечение макроэкономической стабильности и достижение положительного экономического роста в размере 4,5 % (в 2016 году реальный составлял 103,8 %) . Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный темп роста ВВП составил 104,5 %, за 2016 год аналогичный показатель составлял 103,7 %.

Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики, в том числе: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 2,2 %, строительстве – на 7,1 %, сфере услуг – на 2,1 %. Основным драйвером роста стал промышленный сектор, вклад которого в ВВП составил 2,0 п.п., с темпом реального роста в 111,8 %, без учета предприятий по разработке Кумтор - на 21 %.

Ожидаемый уровень экономического роста на 2017 год достигнут, и фактически сложился больше на 1,0 процентный пункт, что связано с осуществленным пересмотром ожидаемых объемов производства ЗАО Кумтор Голд Компани в сторону увеличения, который занимает более 40 % в промышленности, а также увеличением производства электроэнергии, ее передача и распределение в связи с благоприятной природно-климатической ситуацией по накоплению воды в Токтогульском водохранилище.

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 103,7 % (декабрь 2017 года к декабрю предыдущего года), аналогичный показатель в 2016 году составил 99,5 %. Среднегодовое значение инфляции (январь-декабрь 2017 года к январю-декабрю 2016 года) составило 103,2 %, тогда как за январь-декабрь 2016 года к январю-декабрю 2015 составляло 100,4 %.

Внешнеторговый оборот КР за январь-декабрь 2017 года составил 6272,0 млн долл. США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 12,5 %. За 2017 год экспорт товаров увеличился по сравнению с 2016 годом на 13,8 % и составил 1790,7 млн долл. США, импортные поступления составили 4481,3 млн долл. США и увеличился на 12 %. В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 28,6 %, импорта – 71,4%. Внешнеторговый оборот со странами Евразийского экономического союза сложился в объеме 2418,2 млн долл. США и увеличился на 16,6 %, в общем объеме товарооборота республики пришлось 38,6 %.

Ключевыми направлениями экономической политики являются обеспечение макроэкономической стабильности через сокращение бюджетного дефицита, сокращения уровня внешнего долга к ВВП. За 2017 год размер дефицита бюджета не превысил целевого ориентира (не более 5 % к ВВП) и находился на уровне 3,3 % к ВВП; уровень государственного внешнего долга составил 56,9 % к ВВП.

Действия Правительства КР были направлены на своевременную и качественную реализацию Плана действий Правительства по реализации Программы Правительства КР Доверие и единство на 2017 год и Плана первоочередных мер Правительства КР по реализации Программы Правительства КР Жаңы доорго кырк кадам 2018-2023. Особое внимание уделялось реализации национальных проектов, заложенных в НСУР, в таких стратегических отраслях экономики, как агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт и коммуникации, горнодобывающий сектор и производственно-логистические проекты.

Для обеспечения макроэкономической стабильности Правительством проведена определенная работа по созданию условий для устойчивого развития по направлениям:

в сфере фискального регулирования и улучшения налогового администрирования.

В 2017 году выполнены в полном объеме запланированные социальные обязательства.

Главной целью макроэкономической политики на 2018 год является обеспечение макроэкономической стабильности для устойчивого развития. Целевые макроэкономические показатели будут достигаться через продолжение реализации крупных национальных проектов, эффективное управление государственными активами страны, реформирование системы государственного регулирования для стимулирования всех отраслей экономики.

В ходе презентации по развитию цифровой экономики отмечалось, что использование цифровых технологий изменяет повседневную жизнь человека, производственные отношения, структуру экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, информационным системам и сервисам.

Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные изменения под действием цифровизации. Многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности.

Учитывая, что процесс перехода на новые технологии неотвратим, во многих развитых странах особое внимание уделяют на формирование цифрового общества, посредством принятия стратегических документов (стратегия/программы) развития цифровой экономики.

Цифровые технологии могут стать движущей силой преобразований. Более того, цифровые технологии представляются механизмом социальных лифтов, которые способствуют социальной и финансовой вовлеченности граждан КР и способности повысить доступность, качество и удобство получения услуг в таких важнейших областях, как медицина, образование, муниципальные и государственные услуги, культура и др. (актуально для граждан ЛОВЗ).

В условиях, когда государственные услуги переходят в цифровой формат, возрастает актуальность и важность преодоления цифрового разрыва, когда возникает необходимость сделать интернет повсеместным, доступным, открытым и безопасным для граждан КР.

Так, по итогам 2016 года, согласно отчету Государственного комитета информационных технологий и связи при ПКР,

- количество активных абонентов сотовой связи составляет 7 189 667 абонентов (количество абонентов сотовой связи превышает население КР, объясняется тем, что в настоящее время граждане КР имеют возможность использовать несколько SIM-карт),

- количество пользователей Интернет-услуг составляет 4 916 191 абонентов.

Таким образом, большая часть населения страны имеют доступ к сети интернет, и это, безусловно, отражает степень проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь граждан КР.

В этой связи Министерство экономики, как координирующий и нормотворческий орган, рассматривает вопрос о разработке концептуального стратегического документа по развитию цифровой экономики в КР с фокусом на три основных механизма: интеграции, эффективности и инновации.

Следует отметить, что только при соответствующей политике баланса стимулирования и создания условий с учетом трех краеугольных механизмов, государство и население могут получить цифровые дивиденды от развития цифровых технологий в виде ускоренного экономического роста, увеличении числа рабочих мест и повышения качества услуг.

По третьему вопросу о роли Министерства в системе координации донорской помощи отмечалось, что на сегодняшний день, отсутствует централизованная система планирования, отбора, мониторинга и оценки экономической эффективности проектов донорской помощи.

Одной из наиболее существенных проблем является отсутствие учета и координации проектов грантовой и технической помощи, которая осуществляется донорами без участия государственных органов.

Все это в конечном итоге приводит к недостаточной социальной и экономической эффективности проектов внешней помощи.

Осознавая наличие и необходимость решения существующих проблем, МЭ совместно с Правительством КР было принято решение четко разделить функции по указанным вопросам:

- финансовую оценку и мониторинг государственных инвестиционных проектов (ПГИ) возложить на МФ, а экономическую (физическую) оценку и мониторинг, включая процедуру отбора, оценки качества и приоритизацию проектных предложений - на Министерство экономики;

- координацию проектов грантовой и технической помощи, которая не учитывается в ПГИ, возложить на МЭ.

Для решения поставленных перед министерством задач, Министерством экономики было разработано Положение о Порядке привлечения, использования и мониторинга международной грантовой и технической помощи, которое утверждено Постановлением Правительства КР от 19 июня 2017 года. В соответствии с данным Положением, грантовая и техническая помощь, не входящая в ПГИ должна координироваться и учитываться МЭКР. Государственные органы в обязательном порядке согласовывают проектные заявки по грантовой и технической помощи перед направлением заявок в адрес доноров. После подписания соглашения проект подлежит обязательной регистрации в МЭКР.

Кроме того, в настоящее время перед Министерством экономики стоит задача разработать и внедрить методику и порядок проведения экономической оценки эффективности, в том числе этап отбора и оценки качества проектных предложений, мониторинга хода реализации проекта и оценки воздействия проекта на сектор и экономику в целом. Новый порядок должен быть оформлен в виде соответствующего Положения о порядке проведения оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, включая методику проведения оценки, и утвержден Постановлением Правительства КР.

Также был рассмотрен вопрос исполнительской дисциплины в структурных подразделениях Министерства по выполнению НПА и поручений вышестоящих органов, обращений граждан и собственных решений Министерства экономики за 2017 год.

Заслушав вышеуказанные вопросы, министр А. Новиков признался, что есть проблема с деятельностью Минэкономики в регионах. В частности, в середине прошлого года был принят не определенный закон о финансовых преференциях и налоговых льготах для предприятий в регионах.

Этот механизм не работает, так как до сих пор не разработаны нормативно-правовые акты и не определены районы, где должны быть эти предприятия. Более того, на сегодня при формировании прогнозов мы очень мало внимания уделяем непосредственному взаимоотношению с регионами и их развития, - сказал он.

А. Новиков сообщил, что он был в Оше, Баткене и Джалал-Абаде и там много возможностей для развития. Глава Минэкономики сообщил, что необходимо сформировать концепцию и поставить задачу по работе с районными администрациями.

Работа в этом направлении не ведется. И в рамках задач, которые поставил президент, такое не допустимо, - отметил министр и добавил, что у Министерства экономики нет конкретного анализа по структуре импортозамещаемых товаров.

В свою очередь вице-премьер-министр С. Муканбетов раскритиковал, что вопрос по социально-экономическим показателям на коллегии докладывает начальник управления макроэкономической прогнозирования и политики Минэкономики.

Вице-премьер сообщил, что за политику ведомства должны отвечать министр и его заместители. Однако, по его словам, уже 10 лет на коллегии с одним и тем же докладом выступает Шамшиев.

Заслушав и обсудив другие вопросы по повестке дня, с учетом поступивших предложений и высказанных замечаний, члены Коллегии утвердили проекты решений по вышеназванным вопросам.

В завершение, министр А. Новиков сообщил, что рассмотрены все вопросы повестки дня, было проговорено и по перспективным направлениям, задачи, стоящие перед министерством. Безусловно, есть определенные проблемы, текучка, которая идет и сбивает работу по ведению реформ, а также по выработке концептуальных качественных изменений в той политике, в которой мы с вами должны определять.

Однако, хотел бы призвать сотрудников поддержать меня и заместителей министров выстроить работу министерства, и те решения, механизмы, которые надо принимать, перестраивая шаг за шагом, мы можем увеличить темпы экономического развития в целом, - заключил министр.

Предложения по улучшению сайта
Онлайн обращение