30 октября 2017 года в ходе заседания Правительства Кыргызской Республики, министр экономики Артем Новиков проинформировал об итогах социально-экономического развития республики за январь-сентябрь 2017 года. Как он отметил, в результате принятых мер по итогам января-сентября 2017 года объем валового внутреннего продукта сложился в сумме 335,0 млрд. сомов и реальный темп роста составил 105,0 %. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор, реальный прирост составил 3,6 %.
Ожидаемый уровень экономического роста за январь-сентябрь 2017 года достигнут, и фактически сложился больше на 0,8 процентных пункта.
По Кыргызстану показатель экономического роста сложился высоким среди стран ЕАЭС: в России экономический рост составил 2,2 %, Белоруссии – на 1,7 %, Казахстане – на 4,3 %.
Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики, где основным драйвером роста явился промышленный сектор, в том числе: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 0,8 %, строительстве – на 5,2%, промышленности – на 21,2 %, сфере услуг – на 0,8 %.
За 8 месяцев текущего года объёмы торговли со странами ЕАЭС возросли на 13,7 % после их снижения в 2016 году за этот же период на 21%. Удельный вес объёмов торговли с ними в общем объёме составил 39 % (1515,7 млн. долл. США).
В результате, внешнеторговый оборот в январе-августе текущего года в целом у нас увеличился на 12,1 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил свыше 3,9 млрд. долл. США.
Уровень инфляции за 9 месяцев 2017 года остается низким - 101,2 % (к декабрю 2016 г.). Потребительские цены за отчётный период формировались под влиянием таких факторов, как эффект принятых мер денежно-кредитной политики; сезонные колебания цен на продовольственные товары (фрукты, овощи); высокий урожай зерновых в мире (в частности в странах-торговых партнерах Кыргызской Республики); умеренное повышение цен на ГСМ на внутреннем рынке.
В странах ЕАЭС этот показатель сложился повыше, в пределах 1.7 %-4.3%.
Далее, министр экономики сообщил о фактической ситуации, сложившейся в секторах экономики, формирующих ВВП страны. Так, в сельском хозяйстве темп роста составил 100,8 %, при прогнозе 102,5 %.
Для увеличения производства сельхозпродукции и экспортного потенциала республики, в условиях небольших земельных наделов крестьянских хозяйств, Недостаточными темпами развивается и создание крупных агропромышленных кооперативов.
Эти обстоятельства являются основными сдерживающими факторами для обеспечения резкого роста в сельском хозяйстве.
Производство промышленной продукции выросло на 21,2 %, а без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор, реальный прирост составил 22,9 %. Рост обеспечили все области за исключением Нарынской (99,8%) области. Прогноз по промышленному сектору перевыполнен на 7,9 процентных пункта.
Вместе с тем, сохраняется проблема балласта простаивающих предприятий (В январе-сентябре 2017 года в промышленности простаивало 46 предприятий, в том числе Кадамжайский сурьмяной комбинат из-за отсутствия сырья.)
Валовая продукция строительства выросла на 5,2 %, при прогнозе 7,0 %.
Все запланированные инвестиционные работы выполняются, однако имеются проблемы полноты учета завершенного строительства.
Основными проблемами при выполнении строительных работ остаются: предоставление земельных участков под строительство, автоматизация разрешений на строительство, проблемы электроснабжения, инженерное обеспечение, получение технических условий, проблемы применения строительных норм и правил (СНиП), безвозмездное передача готовых инженерных сетей к коммунальным службам и т.д.
Реальный темп роста сфера услуг составил 100,8 %, при прогнозе 101,2 %, т.е. прогнозе не обеспечен на 0,4 процентных пункта.
На объем показателей сферы услуг до конца года будет влиять та ситуация, которая сейчас складывается на пунктах пропуска на кыргызско-казахстанской государственной границе, связанных с тщательным досмотром автотранспортных средств со стороны Казахстана.
Для сохранения положительных темпов роста экономики до конца 2017 года и компенсации потерь от этой ситуации, необходимо организовать работу так, чтобы полностью реализовать мероприятия, заложенные в Программе Правительства и задействовать все имеющиеся резервы.
Исходя из вышеуказанных задач, первым шагом и первым испытанием для нас будет обеспечение выполнения Плана Правительства на 100 дней.